Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Гела Васадзе: От Сочи до Брюсселя. Политика как искусство возможного

Встреча в Сочи была ожидаемой и даже долгожданной. На протяжении целого месяца постоянно шли сигналы – скоро, очень скоро, на этой неделе, буквально через пару дней. Причем сигналы шли из Москвы. И также постоянно шли опровержения – не были, не привлекались, не замечены. Это из Еревана. При этом в Баку за всем этим внимательно наблюдали. Закончилось все это скверно, а именно серьезной эскалацией конфликта на границе Азербайджана и Армении, в ходе которой погибло много молодых людей. После этого была инициатива президента Шарля Мишеля об организации встречи президента Алиева и премьер-министра Пашиняна на полях саммита Восточного партнерства, и, наконец, встреча в Сочи.

По итогам встречи даже приняли очередное заявление. Вообще, принятие заявлений и упорное нежелание называть достигнутые соглашения соглашением, уже стали фирменным знаком для формата Путин – Алиев – Пашинян. Впрочем, как говорят китайцы, какая разница какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей. А вот с ловлей мышей, то есть с практическими результатами на земле, тут как раз-таки проблемы.

Но давайте обо всем по порядку. Давайте посмотрим на заявление от 26 ноября 2021 года:

Мы, Президент Азербайджанской Республики И.Г.Алиев, Премьер-министр Республики Армения Н.В.Пашинян и Президент Российской Федерации В.В.Путин, встретились 26 ноября 2021 года в г.Сочи и обсудили ход реализации Заявления от 9 ноября 2020 года о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта, а также Заявления от 11 января 2021 года о разблокировке всех экономических и транспортных связей в регионе.

Подтвердили приверженность дальнейшему последовательному выполнению и неукоснительному соблюдению всех положений заявлений от 9 ноября 2020 г. и 11 января 2021 г. в интересах обеспечения стабильности, безопасности и экономического развития Южного Кавказа. Договорились активизировать совместные усилия, направленные на скорейшее решение остающихся задач, вытекающих из заявлений от 9 ноября 2020 г. и 11 января 2021 г.

Отметили важный вклад Российского миротворческого контингента в стабилизацию обстановки и обеспечение безопасности в регионе.

Условились предпринимать шаги по повышению уровня стабильности и безопасности на азербайджано-армянской границе и вести дело к созданию двусторонней Комиссии по делимитации государственной границы между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения с последующей ее демаркацией при консультативном содействии Российской Федерации по запросу сторон.

Высоко оценили деятельность учрежденной в соответствии с Заявлением от 11 января 2021 г. Трехсторонней рабочей группы под совместным председательством вице-премьеров Азербайджанской Республики, Республики Армения и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации по разблокированию всех экономических и транспортных связей в регионе. Подчеркнули необходимость скорейшего запуска конкретных проектов в целях раскрытия экономического потенциала региона.

Российская Федерация будет и далее оказывать все необходимое содействие в интересах нормализации отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения, формирования атмосферы доверия между азербайджанским и армянским народами, а также выстраивания добрососедских отношений в регионе.

А теперь по разделам. Первый и второй разделы можно смело пропускать, ибо это формальное подтверждение приверженности прежним договоренностям, которые никто не отрицает, но каждый понимает по-своему. На третий раздел тоже можно было бы не обращать внимания, если бы не мнение целого ряда экспертов по поводу того, что встреча в Сочи была организована исключительно для того, чтобы сказать спасибо России, российским «миротворцам» и лично Владимиру Путину. И, хотя я сам не считаю, что благодарности Путину были альфой и омегой встречи в Сочи, все-таки давайте признаемся – без них встреча в Сочи лишилась бы значительной части своих смыслов. Хотя сам Путин в конечный текст заявления не попал, но это как бы подразумевается.

Следующий пункт про архитектуру безопасности на границе Азербайджана и Армении, точнее про отсутствие этой самой архитектуры и, соответственно, безопасности. С момента распада СССР никакой границы не существовало. Армения контролировала территории по обе стороны границы. А во времена СССР граница, которая была административной, также была весьма условной. Можно было бы уйти в историю, но проблема в том, что признанной обеими сторонами границы в короткий период независимости в начале двадцатого века тоже не существовало. Вот и получается, что граница вроде как есть, а на самом деле её нет.

Более того, граница между двумя воюющими странами (а то, что Азербайджан и Армения находятся в состоянии войны, думаю, никто не будет спорить), вдоль которой расположены вооруженные силы обеих стран и где периодически постреливают, называется не границей, а линией фронта. В международной практике несомненно есть подобные кейсы. В период моего детства в советских атласах политических карт мира их обозначали как демаркационные линии. Так что после прекращения огня линия фронта никак не превращается в границу. Более того, она даже не превращается в демаркационную линию. Для такого превращения необходимо подписание соглашения с обозначением мест, на которых стоят вооруженные силы противоборствующих сторон. Поэтому упомянутая в заявлении комиссия по делимитации границы между Азербайджаном и Арменией, на мой взгляд, является комиссией по созданию демаркационной линии между двумя странами. А действительный процесс делимитации и демаркации границы начнется только после подписания мирного договора, до которого судя по всему ещё очень далеко. Про причины напишу ниже.

Однако это касается только географии, но не безопасности. Исторический опыт недавних боевых действий между Азербайджаном и Арменией показывает, что на данный момент говорить о твердых гарантиях прекращения огня без физического разделения сторон, было бы слишком наивно. Азербайджанской стороне в таком разделении нет необходимости, так как на сегодняшний день Азербайджан обладает явным военным преимуществом над Арменией. Армянской же стороны такое разделение необходимо как воздух, именно с этим было связано предложение Еревана об отводе войск и с той, и с другой стороны, на которое Баку понятное дело, что не пошёл.

Единственной силой, способной обеспечить подобное разделение с армянской стороны, сегодня является Россия. Однако Москва не спешит помогать своему союзнику в данном вопросе, и именно в этой части претензии армянского общества к российскому государству имеют под собой более чем реальное основание. Почему же так происходит? Могу только предположить, что РФ не спешит создавать систему безопасности для своего союзника по ОДКБ исключительно потому, что процесс формирования нового статус-кво по итогам военных действий осени 2020 года ещё не завершен. И рискну предположить, что размещение российских военных между противоборствующими сторонами планируется как завершающий аккорд усилий Кремля, направленных на восстановление своих позиций в регионе после 2020 года. И никак не раньше.

Следующий раздел посвящен разблокированию коммуникаций. Вроде бы здесь все было ясно ещё 10 ноября прошлого года. В пункте 9 того самого заявления написано следующее – Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России. По согласованию Сторон будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана.

Итак, разблокируются все транспортные коммуникации, но особо оговорена только одна из них – между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой. То есть та, которую в Азербайджане называют Зангезурским коридором, а в Армении никак не хотят называть. И проблема тут в трактовке одного единственного слова – беспрепятственное. По версии армянской стороны это слово вовсе не означает отсутствие контроля со стороны Армении, тогда как по версии азербайджанской стороны именно это и означает. Ещё один момент, на который следует обратить внимание, в тексте заявления написано, что Армения гарантирует безопасность, а органы Пограничной службы ФСБ России контроль. Но для Еревана такая трактовка заявления неприемлема, и там считают, что так как дорога проходит по территории Армении, контроль над этой коммуникацией должен осуществляться армянскими властями по умолчанию.

Казалось бы, сущая «мелочь», но именно этот пункт мешает прийти к конечному соглашению. Для азербайджанской стороны контроль со стороны Армении означает ничто иное, как существенное ограничение, если не полное закрытие возможностей использования данного транспортного коридора. Для армянской стороны разрешение на провоз грузов военно-политического противника означает не просто признание своего поражения осенью 2020 года, но и угрозу потери территории, а значит и границы с Ираном в исторической перспективе. Таким образом, даже такой «небольшой» вопрос, как открытие коммуникаций превратился для сторон в обстоятельство непреодолимой силы.

Как, впрочем, и все остальные вопросы. При этом главный вопрос – вопрос о заключении мирного договора даже не обсуждается. И да, главный вопрос этих переговоров также является обстоятельством непреодолимой силы. Армения настаивает на обсуждении вопроса о статусе Карабаха, причем настаивая на независимости, как единственно возможном статусе. Тогда как Азербайджан категорически отказывается обсуждать данный вопрос. Но Москва не спешит с обсуждением данного вопроса, и не будет спешить. Ровно также как не будет спешить с решением вопроса по созданию архитектуры безопасности на линии соприкосновения армянских и азербайджанских военных, и даже с открытием коммуникаций. Все эти кейсы для РФ лишь инструменты менеджмента конфликта и минимизации тех потерь, в том числе, и репутационных, которые понес Кремль в результате боевых действий осенью 2020 года.

Несмотря на серьезную заявку Анкары на участие в делах Южного Кавказа, Москва все ещё претендует на роль верховного арбитра в конфликте между Азербайджаном и Арменией. При этом в Москве ревниво следят за тем, чтобы роль других стран, как Турции, так и сопредседателей Минской группы ОБСЕ, оставалась второстепенной.

Итоги боевых действий осени 2020 года создали серьезную угрозу главному постулату Москвы, как верховного арбитра. Именно поэтому все процессы оказались растянуты во времени, что объективно оказалось выгодно и Армении. Появление нового игрока на данном поле – речь идет о инициативе президента ЕС Шарля Мишеля – мало беспокоит Кремль. В Москве давно привыкли, что ЕС – это про деньги и помощь, но не более того. Любые другие инициативы, которые могут прозвучать в Брюсселе – например, организация мониторинговой миссии по типу той, что уже действует в Грузии, будут жестко пресекаться Москвой. Поэтому, если не произойдет ничего экстраординарного (того, что с легкой руки Насима Талеба называют «черным лебедем»), Азербайджан и Армения встретят новый год со статусом «неопределенности», навязанным Москвой. Такова реальность, но любая реальность имеет свойство меняться. Так что будем наблюдать.

Гела Васадзе, руководитель региональных программ Грузинского Центра стратегического анализа (GSAC), Тбилиси