Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Рубен Меграбян: «Десять контекстов армяно-иранских отношений»

27-28 февраля с.г. премьер-министр Армении Никол Пашинян с двухдневным официальным визитом впервые на своем посту посетил Исламскую Республику Иран. Повестка, судя по скудности информации в открытой прессе, прорабатывалась до последнего момента и в ходе визита охватила самый широкий круг вопросов.

В рамках визита состоялись официальные встречи премьера Армении с президентом Ирана Хасаном Роухани, председателем Меджлиса (парламента) Али Лариджани, губернатором Исфахана Аббасом Резаи. Также Н.Пашиняна в своей резиденции принял верховный духовный лидер страны Аятолла Али Хаменеи. Состоялись многолюдные встречи в спортивно-культурных центрах «Арарат» с представителями армянских общин Тегерана и Исфахана, на которых премьер Армении выступил с речами и в открытом формате ответил на вопросы, касающиеся актуальных проблем внутренней и внешней политики Армении.

Итоги визита остаются в центре внимания экспертного сообщества Армении и с разной степенью оптимизма воспринимаются как успех новой армянской дипломатии.

Отношения Армении с Ираном с учетом закрытой армянской границы с Турцией и Азербайджаном из-за конфликтов имеют для Еревана экзистенциальное значение. Добавим, что за последние почти двести лет Иран не вёл войн в регионе.

Ввиду специфичности и сложности «ткани» отношений представляется целесообразным рассматривать зафиксированный прошедшими встречами в Иране текущий момент в следующих взаимосвязанных условных контекстах:

Политический контекст

В Ереване и Тегеране есть общее понимание того, что отношения Армения-Иран имеют стратегическую важность, обладают огромным потенциалом, который большей частью остается нереализованным ввиду разных причин, требующих их нейтрализации. Примечательны оценка потенциала отношений и восприятие их текущего уровня реализации в заявлении иранского президента в ходе совместной с Пашиняном пресс-конференции: «Между нашими странами налажено очень хорошее сотрудничество, существуют политические, культурные связи на высоком уровне, сотрудничество в сфере образования, туризма и других отраслях. Мы хотим, чтобы сотрудничество в других областях тоже было на высоком уровне. С точки зрения экономического сотрудничества существует большой потенциал, который следует лучше реализовывать». С армянской стороны выражена готовность к расширению отношений, учитывая их высокий политический уровень: «Обсуждения, которые мы ведем в данный момент, дают основание сказать, что наш визит проходит успешно, и мы обоюдно отмечаем, что в своих действиях мы должны исходить из логики укрепления наших дружеских отношений и их атмосферы», – заявил премьер-министр Армении. Встреча с духовным лидером Ирана, которая, с учетом внутреннего политического устройства страны, является высшим знаком признания важности отношений, а также круг вопросов, который затрагивался в ходе встречи Пашинян-Хаменеи, свидетельствует об обоюдных серьезных намерениях в деле развития двустороннего сотрудничества.

Региональный контекст

Несомненно, новый этап в армяно-иранских отношениях имеет также региональное измерение. Иран за весь постсоветский период в отношении южно-кавказских государств играл и играет балансирующую, стабилизирующую роль, поддерживает ровные и добрососедские отношения со странами региона, притом что, имеет общую границу с Нахичеванской автономией Азербайджана, а также с непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой (Республикой Арцах). В начале 1990-ых Иран предпринимал попытку посреднической миссии в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта, и за весь постсоветский период неоднократно заявлял, что конфликт не имеет военного решения, военные действия неприемлемы. В ходе Четырехдневной войны в апреле 2016-го в первый же день Тегеран выступил с заявлением о необходимости немедленного прекращения военных действий и возвращения за стол переговоров, тем самым демонстрируя жесткое неприятие любых военных развитий вблизи своих северных границ. В ходе встречи премьер-министр Армении и Верховный лидер Ирана Аятолла Али Хаменеи сошлись на том, что «всеобъемлющее и длительное урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта возможно исключительно мирным путем». Никол Пашинян, в свою очередь, в ходе встречи с президентом Роухани подчеркнул, что армяно-иранское сотрудничество способствует укреплению мира и стабильности в регионе, добавив, что Армения высоко ценит сбалансированную позицию Ирана в вопросе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта.

Торгово-экономический контекст

Объем товарооборота между Арменией и Ираном в сравнении с потенциалом и политическим уровнем отношений остается низким – чуть больше 250 млн. долларов (2018 г.). В ходе встреч стороны выразили намерение сделать конкретные шаги в направлении его резкого увеличения. В свете этого, Министерством экономического развития и инвестиций Армении подписаны два меморандума о взаимопонимании – с Институтом стандартов и промышленных исследований Ирана и с Высшим советом свободной торговли, промышленных и специальных экономических зон Ирана.

На границе с Ираном еще при прежней власти в Армении создана Свободная экономическая зона, но, по сути, она собою представляет плохо огороженную территорию, одно офисное здание, отсутствующие инвестиционные проекты, а также ряд земельных споров вокруг зоны между разными субъектами, так и не получившие решения. К этому добавляется неудовлетворительное состояние автомобильного сообщения.

Ясно, что многое нужно начинать «с нуля» для преодоления экстенсивного режима в торговых отношениях, который себя полностью исчерпал. В настоящее время правительство считает приоритетом привлечение иранских инвестиций в армянскую экономику, и есть уже первые результаты: в частности, открытие ориентированного на экспорт в Европу, Россию и на Ближний Восток производства композитных газовых баллонов в Ванадзоре на севере Армении.

Транспорт и энергетика

Одним из главных успехов визита является договоренность о намерениях по газовым вопросам. В частности, обоюдно было высказано намерение увеличить объемы поставок иранского газа в Армению. Премьер Армении отметил, что важно во время дальнейших обсуждений и переговоров прийти к общему согласию по вопросу о его цене. С учетом того, что переговоры Армении с монополистом Газпромом после отмены скидки в 15 долларов за 1000 куб. м (на границе с Грузией стоимость газа со 150 возросла до 165 долларов) продолжаются, армянская сторона в настоящее время ожидает от иранской стороны выгодных в ценовом отношении предложений.

Более того, Армения готова сотрудничать с Ираном в вопросе транзита и стать транзитной страной для иранского газа. «Создание энергетического коридора также имеет большое значение как в двустороннем и региональном контексте, так и в более широком плане. Для решения этих вопросов наличествует политическая воля, и мы надеемся, что процесс переговоров будет успешным», – заявил премьер Армении в ходе совместной пресс-конференции с иранским президентом.

Помимо этого, в реализуемый в сфере энергетики между Арменией и Ираном проект по обмену газа на электроэнергию в соотношении 1 куб. м газа за 3 кВтч электроэнергии обоюдно выгоден и имеет потенциал к расширению объемов. В ходе переговоров также были затронуты вопросы, связанные со строительством Мегринской ГЭС на пограничной реке Аракс, проектная мощность которой составляет 100МВт. Станция запланирована для совместного пользования, однако, после церемонии закладки дело так и не сдвинулось с места.

В ходе визита затрагивалась также тема завершения строительства третьей линии электропередач между двумя странами.

Иранская сторона также выразила готовность принять участие в строительстве автодорожной магистрали Север-Юг, связывающей иранскую границу Армении с грузинской. Причем, президент Роухани подчеркнул, что этот вопрос находится в центре внимания иранской стороны. Тема рассматривается в свете его идеи о создании коридора, связывающего Персидский залив с Черным морем.

Американский контекст

Отношения США-Иран переживают не лучшие времена в отличие от первых лет президентства Роухани. Соединенные Штаты после выхода из Соглашения между Тегераном и «шестеркой» заявили о намерении резко усилить санкции против Ирана, что, несомненно, может создать препятствия для развития отношений Тегерана не только с Арменией, но и другими заинтересованными субъектами.

У иранских банковских структур, а также хозяйствующих субъектов, связанных с КСИР, есть ограничения в возможностях экономической деятельности за рубежом в силу режима санкций. Однако значительный сегмент иранской экономики остается вне действия санкций. К тому же, сделаны исключения для ряда международных проектов с иранским участием, которые имеют важное региональное значение, а также затрагивают жизнеобеспечение, в частности, речь касается о масштабных поставках иранского газа в Турцию, углеводородных проектов в Азербайджане, взаимной торговле с Ираком, Катаром и т.д.

Тем самым, как представляется, армянской стороне предстоит важный раунд консультаций с представителями Вашингтона, чтобы совместные проекты с Ираном обезопасить от возможных санкций. И главное – показать реальную картину, состоящую в том, что расширение сотрудничества с Ираном способствует диверсификации армянской экономики, не направлено и не может быть направлено против американских интересов; Ереван не представляет сотрудничество с Тегераном за счет отношений Армения-США, которые для Армении имеют стратегическое значение.

Европейский контекст

Разница в подходах к Соглашению с Ираном между США и крупнейшими странами-членами ЕС отражается также в иранском контексте отношений Армения-ЕС.

Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что прямо или косвенно, но выделенные ЕС совместно с Всемирным банком (ВБ) 700 млн. евро будут направлены на усиление транзитного потенциала Армении. В частности, согласно документу, на строительство участка Арташат-Агарак (граница с Ираном) автомагистрали «Север-Юг» будет выделено 450 млн. евро. На реконструкцию участка Гюмри-Бавра (граница с Грузией) будет выделен 41 млн. евро, еще 7,5 млн. евро будет выделено на ремонт автомагистрали Ереван-Ванадзор. ЕС и ВБ планируют также выделить около 15 млн. евро на модернизацию пограничного пункта Мегри на армяно-иранской границе.

Кроме того предусматривается создание в ЕС нового альтернативного механизма платежей INSTEX SAS (Инструмента поддержки торговых обменов). Речь о «специальном целевом механизме, направленном на облегчение законной торговли между европейскими экономическими операторами и Ираном», о чем было объявлено совместным заявлением глав МИД Германии, Британии и Франции 31 января 2019 года.

Это открывает широкие возможности и для Армении. Следует полагать, что в течение двухдневного рабочего визита Никола Пашиняна в Брюссель 4-5 марта с.г. его иранские договоренности способны определенно повысить политическое значение возможных договоренностей с Европейским Союзом и интерес ЕС к Армении и региону в целом.

Российский контекст

Ряд армянских и иностранных экспертов в своих комментариях поспешили по горячим следам «конструировать» различные «треугольники» Еревана и Тегерана с Москвой.

На деле иранские договоренности премьера Армении – не только «не про Россию» – они также разваливают «традиционную» парадигму отношений Армении с Россией, сложившуюся при президентстве Р.Кочаряна и С.Саргсяна, выдвигая на первый план интересы развития Армении, для реализации которых лучшее, что может Россия предложить – это не мешать.

У Армении, членство которой в ЕАЭС (как и отсутствие общей границы с ее другими членами) является реальностью, есть возможности для преодоления протекционистских препятствий как в плане рынка ЕАЭС, так и иранского преткновения. «Для нас, как председательствующей в ЕАЭС страны, важно, что в парламентах проходит процесс ратификации соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. По всей вероятности, соглашение вступит в силу во время нашего председательства. Это откроет новые возможности для увеличения нашего торгового оборота и для деловых кругов наших стран. И мы должны поощрять наши деловые круги использовать эти возможности», – заявил Никол Пашинян.

Касательно транзита иранского газа через Армению, представляется, что есть общее понимание того, что для российского газа армянское направление является тупиковым. С учетом изначально малых объемов потребления российская сторона постоянно будет склонна повышать цену на газ, а армянская – этого не допускать, что чревато возможностью испортить отношения. Поэтому транзит иранского газа представляется неким «третьим путем», имеющим под собой возможность компромисса интересов. Однако для окончательного решения вопроса требуется серьезный переговорный процесс. Однозначно то, что транзит газа из Ирана в Грузию исходит из интересов энергетической безопасности и диверсификации энергопоставок как Армении, так и Грузии, что российская сторона не может не принимать во внимание.

Министр экономического развития и инвестиций Тигран Хачатрян сразу после завершения визита премьера в Иран в беседе с журналистами заверил, что можно, как минимум, удвоить импорт иранского газа. На данный момент ни официальная Москва, ни «Газпром» не отреагировали на заявления лидеров Армении и Ирана о намерениях по газу, притом что, Россия в постсоветский период рассматривала Иран с его колоссальными углеводородными ресурсами в качестве своего конкурента.

Телекоммуникационно-технологический контекст

В свете того, что осенью с.г. в Ереване состоится Всемирный форум по информационным технологиям (ИТ), иранская сторона проявила большой интерес к этой быстроразвивающейся в Армении сфере. И не она одна. В рамках визита состоялось подписание трехстороннего документа о строительстве магистрали оптико-волоконной магистрали, связывающей Катар, Иран и Армению с Европой. «Это не только бизнес, но и программа стратегического значения, связанная с безопасностью телекоммуникаций», — отметил подписавший документ с армянской стороны, соучредитель  компании UCOM Александр Есаян. Также в ходе визита министр телекоммуникаций и технологий Ирана получил приглашение на Всемирный форум в Ереване.

Формат 2+1

Для Армении и для Ирана имеют место ряд чувствительных тем касательно отношений одной или другой стороны с другими странами. При этом есть общее понимание того, что эти отношения не направлены и не могут быть направлены против третьих стран. Более того, общее видение ряда важнейших вопросов, доверие к мотивам и намерениям в отношении друг друга и географический фактор открывают широкие возможности для двустороннего сотрудничества и синхронизации интересов с новыми партерами.

Потенциал в этом отношении большей частью пока что остается неиспользованным. Тем не менее, наиболее перспективными представляются отношения в формате 2+1 с Грузией, ЕС и отдельными европейскими странами, в частности – Болгарией, Грецией, Кипром. Также следует выделить перспективы с Катаром, Оманом, Кувейтом, Ираком, Индией.

В ходе визита достигнута договоренность о консультациях в трехстороннем формате с Грузией по вопросу транзита газа. А также в четырехстороннем формате с Грузией и Россией по вопросам поставок электроэнергии. Причем, инициатором консультаций выступила иранская сторона.

Межрелигиозный контекст

В течение всего постсоветского периода официальный Тегеран так и не поддался призывам к исламской солидарности с Азербайджаном на фоне стремления Баку представить Нагорно-Карабахский конфликт еще и межрелигиозным. Более того, Иран всегда выступал за межконфессиональный диалог, отрицал наличие религиозного фактора в Нагорно-Карабахском конфликте и с рядом других мусульманских стран выступал против придания конфликту религиозного содержания в ходе разных исламских саммитов.

В ходе визита в Иран премьер Армении посетил древнюю столицу Ирана – Исфахан, где вместе с губернатором посетил не только один из крупнейших христианских соборов Ближнего Востока – Армянский Собор Святого Христа Всеспасителя (1664 г.), но и главные мечети города – мечеть Имама и мечеть шейха Лотфоллы. На этом фоне сам факт встречи Аятоллы Али Хаменеи с премьером Н.Пашиняном уже сам по себе красноречив в плане твердой приверженности Ирана своей принципиальной позиции, которую полностью разделяет и Армения.

Заключение

Дальнейший ход армяно-иранских отношений во многом станет индикатором серьезности намерений нового правительства Армении в реализации принятой накануне Национальным Собранием пятилетней программы, которая, по характеристике премьера Пашиняна, является «программой экономической революции».

Любые двусторонние отношения – это «улица с двусторонним движением», и у каждой стороны при этом – свое «домашнее задание».

Насколько и на каком уровне качества оно будет выполнено в условиях нарастающей неопределенности окружающего мира – покажет время. Очевидно, что наступил новый этап отношений, и есть общее понимание того, что армяно-иранские отношения имеют стратегическое значение для обеих сторон, и о намерении их развивать заявлено на самом высоком уровне и самым обязывающим образом.

Рубен Меграбян, эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности (АИМОБ), редактор русскоязычной версии издания «Аравот», Ереван, Армения