Коментарі експертів

Вячеслав ЦЕЛУЙКО: УЯЗВИМЫЕ МЕСТА ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ. ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА

В современных вооруженных конфликтах и войнах роль инженерных войск возросла еще более из-за того, что боевые действия ведутся не только на фронте, но и в тылу армии, как негосударственными, так и регулярными силами.

 

По мере усложнения военных организаций постепенно возрастала роль инженерных войск. Первая, а потом и Вторая мировые войны в полной мере продемонстрировали их роль в решении широчайшего спектра задач, от строительства стратегических линий обороны, до участия в штурмах крупных населенных пунктов, превращенных противником в крепости.

В современных вооруженных конфликтах и войнах роль инженерных войск возросла еще более из-за того, что боевые действия ведутся не только на фронте, но и в тылу армии, как негосударственными, так и регулярными силами. Фактически сами понятия фронт и тыл стали довольно размытыми, и правильнее говорить о зонах боевых действий. «Минная война» стала визитной карточкой партизанско-террористических действий и направлена как против военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, органов власти, а также простых граждан, так и против важных объектов.

Российское военное руководство ставит перед инженерными войсками широкий спектр задач, а именно:

– инженерная разведка противника, местности и объектов;

– возведение (устройство) фортификационных сооружений (окопов, траншей и ходов сообщений, укрытий, блиндажей, убежищ и др.), устройство полевых сооружений для размещения войск (жилых, хозяйственных, медицинских);

– устройство инженерных заграждений, в том числе  установка минных полей, производство взрывных работ, оборудование невзрывных заграждений (противотанковых рвов, эскарпов, контрэскарпов, надолбов и т.п.);

– разминирование местности и объектов;

– подготовка и содержание путей движения войск;

– оборудование и содержание переправ на водных преградах, в том числе строительство мостов;

– маскировка, дезинформация противника имитацией войск и объектов;

– ликвидация последствий применения противником оружия массового поражения;

– добыча и очистка воды в полевых условиях;

– участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Последняя в списке задача отнюдь не является таковой в приоритетах, так как для столь крупного государства как Россия с частыми природными и техногенными катастрофами привлечение военных инженеров к ликвидации их последствий является довольно обыденной.

Решение столь широкого спектра задач требует различных по своему назначению, составу, оснащению, техники и подготовке специализированных формирований. Среди них можно назвать:

– инженерно-разведывательные;

– инженерно-саперные;

– заграждений;

– разграждений;

– штурмовые;

– инженерно-дорожные;

-понтонно-мостовые (понтонные);

– переправочно-десантные;

– инженерно-маскировочные;

– инженерно-технических;

– полевого водоснабжения.

Наличие столь обширных и довольно узкоспециализированных формирований приводит к ситуации, когда даже при достаточно многочисленном инженерном компоненте в Вооруженных Силах России возможности по решению каждой конкретной задачи довольно умеренны. Более того, относительная малочисленность каждого компонента делает его крайне неустойчивым к потерям в технике и особенно в личном составе. В предыдущей нашей работе, посвященной уязвимым местам российской системы тыла, мы уже кратко касались вопроса малочисленности и уязвимости инженерно-саперных формирований российской армии. Сейчас же остановимся на инженерных войсках РФ подробнее. Основную роль в решение вышеперечисленного спектра задач играют инженерные формирования Сухопутных войск России.

До недавнего времени в каждом из 4-х военных округов имелась инженерная бригада, которая включала:

– инженерно саперный батальон;

– инженерно-дорожный батальон;

– инженерно-технический батальон;

– понтонно-переправочный батальон;

– рота разминирования;

– несколько инженерных батальонов усиления армий из расчета по одному батальону на каждую армию округа;

– подразделения обеспечения.

Инженерные батальоны усиления армий были сформированы из инженерно-саперных полков общевойсковых армий.

Такую группировку инженерных формирований окружного и армейского звена можно признать крайней умеренной, потому в 2013-2014 гг. начался процесс обратного переформирования инженерных батальонов усиления окружных бригад обратно в отдельные армейские инженерно-саперные полки. В разной стадии процесса формирования находятся 4 полка из необходимых 10-ти. 2 полка сформированы в 6-й армии Западного ВО и 58-й армии Южного ВО, еще 2 полка формируются в Восточном ВО. Их структура пока не известна, но можно предположить в них развертывание инженерно-саперной, инженерно-дорожной и инженерно-технической рот в батальоны (возможно более слабого состава, чем батальоны окружной бригады) или некоторых из данных рот с расширением штата оставшихся рот.

Становым хребтом российских сухопутных войск являются мотострелковые бригады, в которые входили инженерно-саперные батальоны в составе:

– инженерно-саперной роты;

– инженерно-дорожной роты;

– инженерно-технической роты;

– понтонной роты.

Состав каждой из рот по 2-3 взвода, зачастую предназначенных для решения различных задач. Например, в составе инженерно-саперной роты входит инженерно-саперный взвод, взвод управляемого минирования и взвод инженерных заграждений.

На практике это означает, что для выполнения каждой из специфических функций инженерных войск в инженерно-саперном батальоне мотострелковой бригаде предназначен единственный взвод и от его наличия в конкретном месте, численности и боеспособности во многом зависит выполнение конкретной задачи. Несколько лучше положение с саперами и минными заграждениями благодаря наличию инженерно-саперного взвода в мотострелковых батальонах в составе 2 инженерно-саперных и 1 инженерно-технического отделений.

Тем не менее, высокая потребность в саперах в современных вооруженных конфликтах, их высокая уязвимость и, как следствие ожидаемые высокие потери в личном составе и технике приводят к быстрой утрате боеспособности инженерно-саперными подразделениями. Причем, в отличии от ряда других инженерных подразделений, где для развертывания или восполнения потерь можно мобилизовать гражданских специалистов хорошие саперы требуют качественного личного состава и существенного времени для подготовки. Использование же наскоро обученных нештатных саперов из мотострелков является вынужденным решением с соответствующей невысокой эффективностью.

Что касается инженерных формирований других видов и отдельных родов Вооруженных Сил России, то они довольно ограничены. Так в каждой из 4-х дивизий ВДВ имеется инженерно-саперный батальон и по одной инженерно-саперной роте в каждой из ее 2-х парашютно-десантных или десантно-штурмовых полков. Эти подразделения также как и в Сухопутных войсках имеют смешанный состав.

Говоря о действиях на российских коммуникациях нельзя не упомянуть инженерные подразделения Внутренних войск России. Они представлены инженерно-саперными батальонам в составе некоторых дивизий ВВ, а также бригад, расположенных на Кавказе. В составе других соединений и частей ВВ имеются отдельные инженерно-саперные роты. В целом возможности инженеров Внутренних войск РФ довольно ограничены и их значительные силы привлечены к выполнению прямых обязанностей на Северном Кавказе.

Подведем некоторые итоги:

1. Инженерные войска играют важную роль в современных вооруженных конфликтах, в которых решают широкий спектр различных задач.

2. Решение различных по природе, формам и средствам выполнения задач привело к узкой специализации инженерных подразделений.

3. В силовых структурах Российской Федерации (в первую очередь, в Сухопутных войсках, ВДВ и Внутренних войсках) имеется умеренное число инженерных частей и подразделений.

4. Из-за узкой специализации, подразделений предназначенных для выполнения конкретных задач мало как в масштабах общевойсковых или десантных частей и соединений, так и всех Вооруженных сил в целом. Потому каждый из компонент инженерных войск довольно уязвим и тяжело переносит потери, влияющие на его способность выполнять поставленные задачи.

5. Ограниченные возможности по выполнению своих задач инженерными подразделениями в условиях противодействия непосредственно влияют на эффективность действий наземных компонентов Вооруженных сил России.

6. Потому необходимо вести активное уничтожение инженерных подразделений агрессоров, чем оказывается влияние на общий характер боевых действий.

7. Несмотря на то, что саперные подразделения являются наиболее многочисленным компонентом инженерных войск, широта решаемых ими задач на фронте и в тылу и их общая уязвимость позволяет наносить им тяжелые потери, восполнение которых сопряжено с объективными трудностями.

В конце нельзя не упомянуть еще одно узкое место инженерных войск России: танковые мостоукладчики и инженерные машины разграждения. Этих машин в составе мотострелковых и танковых бригад единицы (до недавнего времени 1 МТУ и 2 ИМР). Потому потеря каждой из них существенно влияет на возможности бригады по преодолению инженерных заграждений и естественных препятствий. Из-за чего требуется усиление бригад данной техникой из состава армейских и окружных инженерных формирований. Причем, даже наличие у данных машин танкового шасси не обеспечивает им должного уровня защиты, особенно их внешнего оборудования. Это позволяет поражать МТУ и ИМР как в процессе их применения в районе препятствий, так и на марше. Штучность данных изделий требует от украинских подразделений в тылу противника уметь идентифицировать данную технику и стараться вывести ее из строя, чем оказывается влияние на соединение противника в целом. Уничтожению данной техники способствует их специфический вид, позволяющей их легко идентифицировать на фоне другой тяжелой техники. Успешная нейтрализация данной техники существенно повышает эффективность украинских невзрывных заграждений.

 

Вячеслав Целуйко, кандидат политических наук,

доцент кафедры политологии ХНУ им. В.Н. Каразина,

специалист по негосударственным вооруженным формированиям