Недавно в Баку «внезапно» произошли «давно напрашивающиеся» кадровые перестановки в верхнем эшелоне власти. К каким изменениям это приведёт на внутри- и внешнеполитическом фронтах Азербайджана? Как это скажется (и скажется ли?) на гибкости системы государственного управления, решении вопроса Карабаха и не только?
ЦИАКР – Южный Кавказ публикует два комментария азербайджанских экспертов. Их мнения во многом (не во всём) полярны – и по отношению к происходящему, и в плане оптимизма (пессимизма) прогнозов. Для полноты картины, как говорится. Плюс такие оценки слегка развенчивают миф о строго «единой линии партии» у азербайджанских коллег касаемо происходящего у них в стране… Ниже – разговор с азербайджанским политологом, дипломатом, экс-министром иностранных дел Азербайджана Тофиком Зульфугаровым. (По соседству – комментарий азербайджанского востоковеда и политолога Зардушта Ализаде).
На Ваш взгляд, чем вызваны последние кадровые перестановки в политической элите Азербайджана? Почему эти изменения стали происходить именно сейчас?
Здесь можно выделить два аспекта. Первый и, на мой взгляд, самый важный – это определенная динамика, связанная с тем, что ротация кадров должна происходить на возрастной основе. То есть, эффект естественного старения одних кадров и смена их другими, более молодыми.
Но было бы наивно полагать, что вся ситуация связана только с этим возрастным критерием. Конечно, в основе этих трансформаций, прежде всего, лежит желание руководства страны, Президента Азербайджана внести определенные новшества как в систему управления государством, так и в некоторые элементы, связанные с теми правилами, которые регулируют экономическую и политическую жизнь страны.
Что я имею в виду? Азербайджан ведь уже достаточно долгое время управлялся в рамках такой системы, которая была характерна для формирования основ рыночной экономики. Если говорить об основной или самой значимой части экономики – нефтегазовой сфере, – то она формировалась под влиянием большого притока зарубежных инвестиций, которые являются хребтом экономической жизни Азербайджана. Притом, не только Азербайджана, но и региона в целом. Это произошло в результате как внедрения западного капитала, так и основ и правил западного менеджмента.
Что касается ненефтяного сектора, то здесь формирование основ рыночной экономики происходило достаточно стихийно. Поэтому сформировались монопольные, клановые структуры, которые были тесно связаны с определёнными крыльями власти. Стало очевидно, что такая структура рыночной экономики дает сбои и тормозит развитие мелкого и среднего бизнеса, не способствует привлечению внутренних инвестиций. Поэтому стало жизненно необходимо, чтобы ненефтяная сфера экономики получила второе дыхание. И тогда бы люди, которые хотят инвестировать в сферу сервиса, в сферу производства, в сельское хозяйство, не сталкивались с бюрократическими препонами созданными монополизацией многих сфер экономики.
Поэтому основная причина кадровой реформы заключается в том, в стремлении освободить бизнес, дать ему пространство для маневра и динамичного развития. Мы знаем, что активность бизнеса приводит, в том числе, и к созданию рабочих мест, что будет иметь серьезные, позитивные социальные последствия и в первую очередь- повышения уровня жизни населения. Это станет возможным в том случае, если реформы дадут свои результаты, если экономика Азербайджана полностью избавится от тех препон, созданных бюрократическим аппаратом, монополизировавшим многие сферы экономики.
Первый шаг в этом деле уже сделан. Экспорт и импорт были избавлены от монопольного воздействия. Сейчас эта проблема уже решена. А теперь надо избавиться от тех проблем, которые создаются бюрократическим аппаратом и монопольными структурами, тесно связанными с различными звеньями власти. И поэтому эти кадровые изменения связаны именно с этими двумя компонентами. Это элементы, которые бросаются в глаза. Также одновременно с этим прослеживается тенденция к новациям, реформированию правил, связанных с экономикой и социальной жизнью. Некоторые компоненты социальной жизни уже пережили свою реформацию.
Функционирует служба АSAN, когда часть бюрократического аппарата фактически лишена возможностей для наживы. (Многочисленные органы по выдаче документов и предоставления административных услуг объединены в систему АSAN). Это очень серьезно воздействовало на демократизацию процессов взаимоотношений между гражданином и государством. И теперь назрела необходимость реорганизации тех структур, которые воздействовали на бизнес, в первую очередь, мелкий и средний бизнес. Думаю, что одна из целей, которая преследуется нынешней кадровой трансформацией, связана именно с этим фактором. Собственно новые назначения и указывают на то, что в основном упор делается на экономическую сферу, где уже появились новые лица. Надеемся, что они окажутся не только более молодыми, но и вместе с ними придут и новые правила и порядки в этой сфере.
Некоторые эксперты преподносят все эти процессы как результат борьбы между так называемыми консерваторами и реформаторами. Что Вы думаете об этом?
Можно сказать и так. Любая власть состоит из указанных вами компонентов – консервативно настроенного крыла и крыла, стремящегося к реформам и изменениям. И доминирование здесь либо первого, либо второго блока, конечно, несёт свои риски. Любой руководитель всегда должен выстраивать власть таким образом, чтобы там присутствовал опыт, некий консерватизм. Второй компонент – желание идти в ногу со временем. Эта взаимосвязь двух тенденций, на мой взгляд, и есть основная задача, которую сейчас решает Президент. Очевидно, он решил трансформировать слишком консервативную систему, сгладить доминирование старых кадров. Эти кадры, вне всякого сомнения, обладали очень серьёзным опытом и очень многое сделали для страны.
Но эта система объективно нуждалась в реформировании. Консервативные настроения должны уступить место новой системе, которая сбалансирует и консерватизм, и реформаторство. С реформами либо их имитацией ведь можно сорваться и наломать немало дров. Тут к месту будет вспомнить высказывание Президента о том, что он не позволит превратить происходящее в кампанию против пожилых людей. Поэтому во главу угла ставится баланс консерватизма и реформаторства.
Главой Администрации Президента назначен Самир Нуриев, человек с западным образованием. Как Вы думаете, стоит ли ожидать в его политике некого «крена» или «симпатий» в сторону США?
Мне кажется, что пресса очень много внимания уделяет факту образованию этого человека. Любое образование как таковое, как мы знаем, устаревает в среднем в течение 5, 7, 10 лет. Самое ведь главное, что получает человек в ходе процесса обучения: это умение воспринимать новую информацию, которая предоставляется ему уже в ходе его работы. Это попросту умение учиться – «век живи, век учись», как говорится. Поэтому делать упор на то, где именно он получил образование, – это уж очень упрощенческий подход.
Глава Администрации будет реализовывать линию, которую устанавливает сам Президент. Новый глава администрации должен сработаться со своим руководителем, и от этого и будет естественным образом зависеть эффективность работы вертикали исполнительной власти, которую возглавляет Президент. По сути дела, в Администрации Президента незаурядные авторитетные лица как таковые не нужны. Это скорее некая когорта интеллектуальных клерков, которые будут заняты обеспечением той или иной задачи, которую поставил Президент. Что-то наподобие американской системы, когда тот или иной президент формирует команду специалистов. Это будет не политическая структура, на мой взгляд, а некая техническая структура по обеспечению работы Президента посредством подчиненного ему аппарата.
Мне кажется, что Азербайджан уже определился в своей сбалансированной политике. Поэтому члены президентской команды, независимо от того, где они получили образование, будут выполнять те функции, которые им поручит Президент. Не стоит предполагать, что Азербайджан отойдет от сбалансированной политики, которая учитывает интересы соседей, мировых и региональных центров силы и так далее. Ведь эта сбалансированность в наибольшей степени обеспечивает Азербайджану условия эффективного развития. Метания из одной стороны в другую, на мой взгляд, не принесут ничего хорошего. Будет оптимальным, если Азербайджан будет дистанцироваться от тех конфронтационных процессов, которые мы наблюдаем на Ближнем Востоке, от ситуации вокруг Ирана, определенной напряженности между США и Россией. Равноудаленность Азербайджана от конфликтных ситуаций, на мой взгляд, должна стать базовым аспектом внешней политики Азербайджана…
Посему назначение нового руководителя Администрации Президента вряд ли способно кардинально повлиять на внешнеполитическую ориентации государства.
Но это, скорее всего, повлечёт и кадровые перестановки в Администрации Президента…
Думаю, это неизбежно. Мы видим, что новые лица уже появились в структурах, связанных с внешнеполитической деятельностью Администрации. Руководителем внешнеполитического отдела стал молодой специалист Хикмет Гаджиев.
Что касается территориального управления – здесь, в определенной степени, надо обеспечивать преемственность. Это связано с большим количеством территориально-административных центров, районов и, соответственно, управленческого персонала на местах. Сейчас преждевременно судить обо всех возможных новшествах в Администрации Президента. В целом же, думаю, что она будет постепенно терять свои политические функции, превращаясь в бюрократическую структуру, обеспечивающую линию Президента. Без присутствия личностей, которые будут заниматься саморекламой, самопиаром. Это будут чиновники, которых не видно и не слышно, но которые будут профессионально выполнять свою работу…
Отразятся ли эти кадровые новшества как-то на отношениях Баку с Москвой? Слышны различные версии, в т.ч. и «конспирологические»…
Понимаю о чём вы. В отношении России, как мы видим, присутствует определенный кризис. Прежде всего, это связано с урегулированием конфликта вокруг Карабаха.
Вспомним последний Валдайский форум, там были некие декларации министра иностранных дел Сергея Лаврова – человека, который курирует это направление. Он, в частности, упомянул премьер-министра Албании в том плане, что он «тоже говорил, что Косово – это Албания, но Косово – это не Албания». Таким образом, Лавров, по сути, оппонировал премьер-министру Армении Н.Пашиняну. Но, с другой стороны этот тезис в таком изложении, не был воспринят и Президентом Азербайджана, который подчеркнул, что не существует нагорно-карабахского народа, а существовало и существует население этого региона. Менять формат переговоров по урегулированию Азербайджан не собирается. Как был процесс урегулирования между главами Азербайджан и Армении, так он и останется.
Фактически эта полемика произошла в присутствии Президента РФ В.Путина и элиты российской власти, и С.Лавров вынужден был признать, что в данный момент имеется кризис в переговорного процесса. Политика Лаврова на протяжении нескольких лет, и правда, не приносила очевидных результатов. В случае с армяно-азербайджанским конфликтом одна из главных персон, ведущих этот процесс, это Сергей Лавров, который, по сути, вынужден был признать свое фиаско в отношении решения основных проблем урегулирования в широком смысле этого слова. Ситуация не может оставаться в таком взрывоопасном состоянии и поэтому следует ожидать серьезных попыток со стороны руководства России кардинально изменить ситуацию.