Недавно в Баку «внезапно» произошли «давно напрашивающиеся» кадровые перестановки в верхнем эшелоне власти. К каким изменениям это приведёт на внутри- и внешнеполитическом фронтах Азербайджана? Как это скажется (и скажется ли?) на гибкости системы государственного управления, решении вопроса Карабаха и не только?
ЦИАКР – Южный Кавказ публикует два комментария азербайджанских экспертов. Их мнения во многом (не во всём) полярны – и по отношению к происходящему, и в плане оптимизма (пессимизма) прогнозов. Для полноты картины, как говорится. Плюс такие оценки слегка развенчивает миф о строго «единой линии партии» у азербайджанских коллег касаемо происходящего в стране…
Ниже – комментарий азербайджанского востоковеда и политолога Зардушта Ализаде. (По соседству – разговор с азербайджанским политологом, дипломатом, экс-министром иностранных дел Азербайджана Тофиком Зульфугаровым).
… Недавние, вызвавшие некий резонанс кадровые перестановки в верхнем эшелоне власти Азербайджана – естественны и ожидаемы. Бывшему главе администрации президента Азербайджана Рамизу Мехтиеву больше 80 лет. Оставившие свои должности два вице-премьера – Али Гасанов и Гаджибала Абуталыбов так же в возрасте. Они должны были рано или поздно уйти, возрастной фактор здесь на поверхности. Но это произошло только сейчас.
Другой вопрос, что касаемо назначения на их места более молодых кадров, то принцип подбора по личной преданности президенту, а также управляемости и послушности, – он никуда не делся. Также появившиеся спекуляции по поводу новых реформ, экономических рывков, развития ненефтяного сектора, либерализации и так далее, – всё это пока я считаю пустыми разговорами. Суть конструкции власти и политическая система в Азербайджане не позволяют надеяться на какие-то существенные реформы в пользу повышения эффективности управления.
Также появилось очень много разговоров о борьбе различных ветвей власти. О том, что старая кадровая система, сформированная при Гейдаре Алиеве, сопротивляется перераспределению полномочий внутри властной конструкции. Это также пока пустые разговоры, потому что по большому счету вся система власти остаётся заточенной под отношения семейных кланов. Во главе этой системы стоит семья Алиевых. Ею окутана система госуправления, ничего не изменилось. Перераспределение каких-то доходных должностей, каких-то полномочий носят чисто тактический характер и на общий характер власти не влияют. В госаппарате много должностей, и любое их изменение и перераспределение можно преподносить несведущему обществу как проявление решимости президента провести реформы, усилить управляемость, эффективность управляемости. Это благодатная тема для введения в заблуждения народные массы.
На самом же деле обществу глубоко безразлично то, как зовут руководителя президентского аппарата, как зовут вице-премьера, какие там изменения, какие полномочия. От изменений персоналий отношения общества и власти в Азербайджане не меняются.
Также я не думаю, что кадровые перестановки как-то повлияют на внешнюю политику Баку. Я сомневаюсь, что произойдет какой-то крен, к примеру, в сторону США после назначения на должность главы администрации президента Самира Нуриева, получившего там образование. США и так имеют достаточно прочные позиции в Азербайджане путём контроля над нефтяной сферой. На большее же Вашингтон неспособен, потому что другой ключевой фактор в Азербайджане – это проблема Карабаха, соответственно, это российский фактор. Это не меняется, всё останется по-прежнему. Власть в принципе умело маневрирует между Россией и США. Москва жёстко контролирует регион путём тотального контроля над карабахским конфликтом. На самом деле и Армения, и Азербайджан – полностью управляемы. Влияние России чувствуется в общем внешнеполитическом курсе Азербайджана, плюс влияние на силовые структуры, влияние в вопросе назначения определяющих лиц на ключевые позиции. Я более чем уверен, что последние назначения каким-то образом согласовывались с Россией. Иллюзий быть не должно – Азербайджан находится в жесткой привязанности к российской политике. Это все понимают и никто этого особо не отрицает.
Безусловно, стоит ожидать других кадровых перестановок в администрации президента. У Рамиза Мехтиева есть люди, которым он лично доверял. Сейчас же Самир Нуриева будет формировать свою команду по этому же принципу. Но это абсолютно не будет влиять на общие параметры политики президентского аппарата. Сотрудники по вертикали выполняют указания президента, принимают решения, подбирают кадры. Сохранилась вообще-то советская система управления. Президентский аппарат похож на Центральный комитет при Советском Союзе. Они работали под руководством генерального секретаря. В принципе, сейчас – то же самое.
Нельзя, конечно, обойти вниманием тему Карабаха. Тут, я повторюсь, Россия здесь – единственный арбитр и контролёр. Ничего здесь меняться не будет. Поэтому когда, например, министр обороны Азербайджана говорит о том, что война может разразиться в любую минуту, это несерьезно. Война может возобновиться только в том случае, если последует приказ из Москвы, по решению Путина. Все основные параметры карабахского конфликта находятся под контролем России.
Также ничего не зависит от премьер-министра Армении Н.Пашиняна. Он полностью зависимый от России человек. Степень самостоятельности Армении не больше, чем степень самостоятельности Азербайджана, у Еревана ситуация даже хуже. Но наши оба государства в плане проблемы Карабаха просто сидят в одной «клетке». А ключи от этой клетки – в кармане России. И как они могут менять курс в таком состоянии?
Разговоры о влиянии коллективного Запада, о его конкуренции по Карабаху в этом плане на текущем этапе определенно смешат. Здесь между Россией и Западом давно всё согласовано, и каждый сейчас занимается своим делом. Я более чем уверен, что Запад ради Армении и Азербайджана не готов пойти на какие-то ухудшения отношений с Россией. Поэтому Баку и Ереван тем более не в силах изменить параметры своей внешней политики. Южнокавказский регион сегодня объективно не является решающим для мировой политики. Это окраина, окраина Европы, окраина Ближнего Востока, окраина бывшей Советской империи. Поэтому у Москвы и развязаны руки всё больше …
Кто-то из серьезных игроков хотя бы пытается сегодня поставить и хоть как-то попытаться решить вопрос сосуществования азербайджанского и армянского народов? Вопрос – риторический. Внутри же ситуация доведена до состояния, что эти народы в общей массе не понимают своей выгоды, своих возможностей, своих перспектив, люди в большинстве своем зациклены на каких-то мифических представлениях и неспособны что-то менять. Они, в общем-то, не хозяева своей собственной судьбы, а со стороны что-либо менять – вместо азербайджанцев и армян – никто больше не заинтересован. Поэтому мне смешно и тогда, когда я слышу о демократических изменениях, «демократических запросах общества» и в Армении. Ничего не изменилось, характер власти там остался тот же, а Армения там же. Ничего не поменяется, пока народы не договорятся о решении проблемы и выходе из этого карабахского тупика. Этого им пока не позволяет сделать Россия.