ЦИАКР продолжает проект по исследованию целей, задач, нарративов, инструментов и эффективности российской пропаганды и информационного влияния в странах Центральной Азии. После материалов об Узбекистане, Казахстане предлагается ознакомиться с второй статьей Аската Дукенбаева (первая часть – тут) об особенностях информационного влияния России в Кыргызстане. В данной статье приведен анализ деятельности таких инструментов влияния как “Россотрудничество”, пророссийских политиков и “экспертных” площадок, образовательных и культурных учреждений, парамилитарных казачьих формирований и др.
Структуры российской информационной агрессии против Кыргызстана
Как отмечалось в первой части статьи, диспаритетные отношения с Россией сформировали благоприятные условия для распространения кремлевской пропаганды и дезинформации против Кыргызстана с целью влияния на общественное мнение внутри страны и подрыва формирующихся демократических процессов и структур. В стране свободно действует «Россотрудничество» (официальное название: «Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству»), с представительствами в «Российских центрах науки и культуры» в Бишкеке и Оше (в двух главных городах на севере и юге страны), другие полу-государственные и псевдо-общественные организации, учрежденные и действующие под эгидой Министерства иностранных дел России (филиалы Фондов «Русский мир», «Публичной дипломатии имени Горчакова», «Евразийцы – новая волна»), а также около семи десятка пророссийских «общественных объединений соотечественников» (полный список доступен на официальном вебсайте посольства Российской Федерации в Кыргызской Республике, в разделе «Соотечественники»), местные представительства российских СМИ, квази-экспертные группы и площадки, индоктринирующие студентов вузы, а также группы пророссийских политиков, чиновников и общественных деятелей – многое из того, что было определено «прокси-структурами российских властей» в недавнем докладе Государственного департамента США под названием «Столпы дезинформации и экосистемы пропаганды России».
Другая особенность проблемы состоит в том, что, в то время как промосковские информсредства в Кыргызстане регулярно распространяют дезинформационные и шельмующие публикации, якобы, разоблачающие международные (в основном западные) и местные про-демократические неправительственные организации, то на критические публикации о деятельности российских организаций в кыргызстанских СМИ наложено негласное табу. Так же, как и на разбор элементов и последствий многолетней российской информационной агрессии, часто при соучастии силовых госведомств, против формирующихся национально-демократических процессов и структур в обществе и государственных организациях Кыргызской Республики.
О деятельности «Россотрудничества» в Кыргызстане
Цели и задачи российских организаций в Кыргызстане можно рассмотреть на примере «Россотрудничества». Как отмечается на официальном вебсайте организации, деятельность «Россотрудничества» и его загранучреждений направлена на реализацию «государственной политики международного гуманитарного сотрудничества, содействие распространению за рубежом объективного представления о современной России». Страны СНГ являются приоритетными. В настоящее время «Россотрудничество» представлено в 80 странах мира 97 представительствами: 73 российских центра науки и культуры в 62 странах, 24 представителя Агентства в составе посольств в 21 стране.
В Кыргызстане первое представительство «Россотрудничества» (в Бишкеке) было образовано в июне 2011 года, второе (в Оше) существует с декабря 2016 года. Руководитель – Нефедов В. Л. (с 2014 по 2018 – глава Россотрудничества в Казахстане, до этого – депутат фракции «Единая Россия» в Государственной думе РФ), заместитель – Царева И.Г., выдворенная из Украины в марте 2018 года, за деятельность несовместимую со статусом дипломата, а по сообщению интернет-сайта «Миротворец» как пропагандист т.н. «русского мира» (с 2014 по 2018 – глава «Россотрудничества» в Одессе).
Исходя из анализа открытой информации, деятельность «Россотрудничества» можно подразделить на три основные категории. В первую входят официальные проекты по «продвижению русской культуры и языка», поддержки «гуманитарного сотрудничества и «соотечественников за рубежом», с общей целью «продвижения благоприятного образа России». Активизация деятельности «Россотрудничества» в этом направлении произошло после вступления страны в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в 2015 году, которое до этого времени оценивалось российской стороной как «недостаточное и малоэффективное» для удержания Москвой «позиций в Киргизии».
Второй главный компонент деятельности «Россотрудничества», на основе аналогичных действий в других представительствах организации, содержит разведывательную, контролирующую и, при определенных обстоятельствах, подрывную работу в странах-хостах, как свидетельствуют недавние шпионские скандалы и расследования деятельности представительств «Россотрудничества» в США и ЕС. К примеру, осенью 2013 года из США был выслан глава вашингтонского отделения «Россотрудничества, по совместительству – советник российского посла, Юрий Зайцев, которого ФБР заподозрило в попытках завербовать американских граждан для работы на спецслужбы России. В 2018 году среди группы российских дипломатов, высланных из США в связи с покушением на экс-полковника Главного разведывательного управления (ГРУ) Сергея Скрипаля и его дочь в британском Солсбери, оказался и руководитель представительства «Россотрудничества» в Вашингтоне Олег Жиганов. В июне сего года из Чехии – на фоне скандала о раскрытой попытке российских спецслужб отравить мэра Праги и мэров городских районов Прага, в связи с решением властей города снять с постамента статую советского маршала Ивана Конева – были выдворены исполняющий обязанности главы пражского отделения «Россотрудничества» Андрей Кончаков и его подчинённый, бывший временно исполняющий обязанности директора Российского центра науки и культуры Игорь Рыбаков.
В случае с Кыргызстаном, российские спецслужбы действует более свободно и открыто. Например, в декабре 2017 года, «торжественное собрание, посвященное 25-летию со дня образования Оперативной пограничной службы ФСБ России в Киргизской Республике», прошло с участием группы важных официальных лиц России, работающих в городе Ош. В том числе, генконсула России, директора «Россотрудничества» и заместителя начальника Оперативной пограничной службы ФСБ, а также представителей мэрии города Ош, пограничной службы, прокуратуры и госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) по Ошской области. Мероприятие проходило под эгидой и в представительстве «Россотрудничества» в городе Ош.
Кроме того, в Украине, организации, поддерживаемые «Россотрудничеством», были замечены в курировании силовых политических отрядов, известных как «титушки», получившие международную известность в 2014 года, когда они были задействованы против участников Евромайдана, впоследствии – для разгона ЛГБТ-прайдов, избиений гражданских активистов, а также для организации акции «Бессмертный полк» и других субверсивных действий против Украины в условиях военной агрессии со стороны России. Аналогичные группы, под собирательным именем самой известной из них как «кырк-чоро» («сорок витязей»), после 2014 года активизировались и в Кыргызстане, в том числе при поддержке государственных структур и политиков. С учетом общих идеологических корней, прорастающих и подпитываемых из России, а также синхронности их формирования и активизаций, существует серьезная вероятность причастности «Россотрудничества» и других российских госструктур к акциям «кырк-чорошных» групп.
В СМИ разных стран многократно публиковались статьи о методах работы российских спецслужб, в том числе про использование ими различных мероприятий для вербовки политических активистов. Так, по свидетельству европейского специалиста по разведывательным службам России Марка Галеотти (Mark Galeotti), доклад которого в начале 2018 года был опубликован Европейским советом по международным отношениям (The European Council on Foreign Relations), российские спецслужбы «действуют через открытых агентов, таких, как «Россотрудничество», благотворительные организации и даже через российские банки», и при этом, он отмечает, что «сложно определить, где заканчивается работа российских спецслужб и начинается работа других институтов, но для Кремля это не так важно, для него все средства хороши» (цитируется по публикации известного эстонского блогера Олега Самородного в «Eesti Päevaleht», 14.08.2018). Галеотти также выделяет деятельность российских спецслужб по «поддержке политических и других движений, полезных для Москвы в странах, которые, по мнению Кремля, входят в сферу влияния России. Среди тех, кто пользуется поддержкой российских Службы внешней разведки (СВР) и Федеральной службы безопасности (ФСБ), Галеотти указывает на «организации русской диаспоры в странах Балтии» и местные экстремистские «националистические группы» (наподобие «кырк-чоро» в Кыргызстане). В другом докладе, подготовленным международной группой экспертов, описываются случаи того, как российские агенты, при помощи работников политической полиции Восточной Германии (ГДР) «Штази» коррумпировали, шантажировали и вербовали политиков и дипломатов Швеции, Финляндии, Германии и Дании. Вполне уместно предположить, что, с учетом всех происходящих обстоятельств, а также наличия широкой и до сих пор не рассекреченной сети советской КГБ-агентуры, такую же деятельность российские спецслужбы проводят и в Кыргызстане.
В отдельную (третью) категорию деятельности «Россотрудничества» входит консолидация и формирование русской (и российской в широком смысле) ирреденты, которая имеет потенциальность «протестного населения» и «пятой колонны» для продвижения и укрепления влияния российского режима в Кыргызстане. В связи с этим, необходимо отметить, что провластные и пророссийские СМИ Кыргызстана имеют привычку «шельмовать» западные донорские организации, но при этом ни один из этих доноров не поддерживает в нашей стране военизированные общества и акции (например, через финансирование «военно-патриотических» сборов и парамилитаристских «казачьих игр»), как это делает «Россотрудничество», в том числе, проекты, поддерживающие неоимперские и реваншистские акции наподобие парада «Бессмертный полк», по центральным улицам Бишкека, а также мероприятия организаций наподобие «Евразийцы – новая волна», массовой выдачи российских паспортов «соотечественникам»-гражданам Кыргызстана, а также проекты по оказанию правовой помощи на основе политического признака лояльности к России как это происходит под прикрытием недавно созданного «Центра поддержки и защиты прав российских соотечественников».
Особенности «Фонда поддержки публичной дипломатии имени Горчакова», созданного в 2010 году, можно проследить по заголовкам новостей на официальном вебсайте организации по тегу «Кыргызстан»:
– 16 сентября 2019: В Кыргызской Республике обсудят новые формы взаимодействия на пространстве ЕАЭС
– 26 апреля 2019: Поколение Z против угроз современного мира – форум молодежных организаций в Бишкеке»
– 20 июня 2016: Русский – один из признанных инструментов “мягкой силы”. К итогам “Школы по Центральной Азии”
– 8 июня 2016: Аза Мигранян: Что мешает евразийской интеграции?
– 6 июня 2016: Сергей Масаулов: Российское присутствие абсолютно необходимо в Центральной Азии
– 3 марта 2016: Политолог: В Киргизии поддерживают стратегическое партнерство с РФ
– 5 февраля 2016: Григорий Михайлов: Киргизия вряд ли захочет ссориться с Россией
– 14 сентября 2015: Дипломат: Все, что хотела Киргизия в ЕАЭС, – все обеспечено
– 24 июля 2015: Киргизия в составе ЕАЭС. Оценки и комментарии экспертов Фонда Горчакова
– 22 июля 2015: Никита Мендкович: Киргизия может рассчитывать на помощь ОДКБ
– 22 июля 2015: Киргизия денонсировала соглашение о сотрудничестве с США
– 28 ноября 2014: Наргиза Мураталиева: Деятельность НПО в Киргизии подрывает ее национальную безопасность
– 17 ноября 2014: Наргиза Мураталиева: России следует активнее использовать “мягкую силу” на киргизском направлении
– 19 июня 2014: Иван Преображенский: России грозит новый южный фронт
– 21 марта 2014: Киргизия признала результаты крымского референдума
Подобную же картину можно увидеть на вебсайтах Фондов «Русский мир» и «Евразийцы – новая волна» и других (про-) российских организациях, действующих в Кыргызстане.
Пророссийские политики и партии
Проблема несформированности национальной политической элиты (качественной, самостоятельной, сильной и современной) и, в том числе, непреодоленной за прошедшие три десятка лет после территориального распада Советской империи зависимости кыргызского государственного истеблишмента от бывшей метрополии – заслуживает отдельного и подробного исследования. В этой статье мы можем только констатировать тот факт, что русскоязычный идеологический дискурс страны находится под доминирующим влиянием Москвы и российских структур. Поэтому, никто из действующих политиков не может позволить публичные высказывания с критикой в адрес России и ее руководства без риска оказаться под информационной атакой (про-) российских СМИ, за которыми могут последовать и другие неблагоприятные меры воздействия со стороны Кремля (в числе известных случаев упоминаются участие российских СМИ в свержении бывшего президента К.Бакиева, а также в дискредитации известного в стране политика, лидера старейшей продемократической и оппозиционной партии «Ата-Мекен» О.Текебаева в 2010 году; полностью нерасследованным и нераскрытым остался странный случай отравления в 2007 году премьер-министра А.Атамбаева, до и после – видного оппозиционного политика и президента). Поэтому, в Кыргызстане до сих пор не было политических сил, открыто выступающих против разрушительного влияния путинского режима, за исключением активистов и сторонников действующей с 2013 года гражданской группы «Кыргызстан против Таможенного союза».
В то же время, вовлеченность Кыргызстана в неоколониальные отношения с Москвой, скрываемые под эвфемизмами про «стратегическое партнерство» и «евразийскую интеграцию» (подвергающиеся критике как со стороны национально-либеральных, так и новых леворадикальных групп в Кыргызстане) создают благоприятные условия для активизации откровенно пророссийских групп и организаций. Почти все депутаты парламента (Жогорку Кенеша), представляющих разные (только по наименованию) политические партии, придерживаются пророссийских целей во внутренней и внешней политике страны. Регулярные встречи с российскими принципалами для «согласования позиций» до сих пор были обычным делом, как для лидеров ведущих фракций в парламенте, так и для президентов страны. Кроме того, в профессиональном стаже многих известных политиков и высокопоставленных чиновников с советскими корнями – в том числе, регулярных кандидатов на президентских выборах – имеются связи с российскими образовательными учреждениями, государственными и общественными организациями, аффилированными с «силовыми» ведомствами и спецслужбами, и в том числе КГБ/ФСБ. В качестве весьма примечательной иллюстрации можно привести недавнее публичное признание на слушаниях в парламенте Уполномоченного (Омбудсмена) по правам человека Т.Мамытова, обратившегося к депутату Руслану Казакбаеву, бывшему министру иностранных дел, с заявлением: «Мы с вами коллеги-чекисты, а чекистов бывших не бывает».
Другие общественно-политические лица используются московскими коллегами для распространения в информационном пространстве реваншистской и реколонизационной идеи о новом «присоединении Кыргызстана к Российской Федерации», впервые открыто озвученную одним из известных про-российских политиков в ходе антипрезидентских протестов 2007 года; впоследствии, вбросы этой пропаганды стали осуществляться регулярно (особенно после событий 2010 года и прихода к власти про-кремлевского политистеблишмента), в том числе, с привлечением кыргызской диаспоры в России.
Предыдущие выборы депутатов Жогорку Кенеша сохранили пророссийское большинство в парламенте и вступление страны в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в 2015 году было поддержано большинством голосов 120-местного Жогорку Кенеша: с 96 голосами «за» и двумя голосами «против» (депутаты Равшан Джеенбеков и Омурбек Абдырахманов).
Вполне вероятно, что предстоящие выборы 4 октября 2020 года кардинально не изменят ситуации в политическом истеблишменте страны, разве что, впоследствии каких-нибудь серьезных политических или социально-экономических потрясений в самой Российской Федерации. Ни одна из 15-ти партий, участвующих в предвыборной кампании, не позволяет себе каких-либо антироссийских заявлений. Более того, большинство известных партий, возглавляемые ведущими в стране политиками, депутатами парламента и чиновниками, провозгласили поддержку «Евразийского» курса, т.е. про-российского. Одной из этих партий является «Биримдик» (Единство), открыто провозгласившая «Евразийство» в качестве основы политической платформы, с предвыборным слоганом «Евразийский выбор – это стратегическая безопасность». Партия «Мекеним Кыргызстан» (Моя родина – Кыргызстан), возглавляемая представителем скандально известного клана Матраимовых, также заявила о поддержке курса на «Евразийскую интеграцию», но, при этом, учитывая «тренд экономического развития Китая». Многие другие участники предвыборного процесса, включая Социал-демократическую партию бывшего прокремлевского президента А.Атамбаева, придерживаются политики «стратегического партнерства» с путинской Россией.
Вместе с тем, особенностью нынешних выборов стало не только привлечение в состав партий множества молодых и новых лиц, активистов гражданского сектора, но и участие нового политического объединения под эгидой партии «Реформа», которая, на мой взгляд, впервые сформулировала национально-либеральную идеологию обновления Кыргызстана в качестве предвыборной партийной платформы, и в том числе, с учетом полиэтнического состава народа страны, а также условий и возможностей современного мира для развития страны. Автор статьи позитивно оценивает перспективы демократических процессов и формирования прокыргызстанских, обновленческих сил, в том числе, по мере усиления национального «среднего класса» и самостоятельного предпринимательского сообщества, а также развития кризисных тенденций в путинской России и ослабления кремлевского доминирования в регионе.
Российские средства массовой информации
Как отмечалось ранее Кыргызстан (где около 40% населения предпочитает смотреть телевизионные программы на русском языке и чуть более 50% – на кыргызском; при этом, около 70% населения предпочитают получать информацию из телевизора) находится под сильным информационным влиянием России, телеканалы которой продолжают пользоваться в стране высокой популярностью. Например, в 2017 году, на третьем месте по популярности после национального (КТРК) и музыкального телеканалов, следовал российский Первый канал. В то же время, большинство жителей столицы страны, Бишкека, предпочитают смотреть российский «Первый канал», затем бишкекский телеканал «НТС», и российские «ТНТ-Азия», «Россия РТР» и «312 Кино», и только затем – КТРК. Доминирование российских средств массовой информации в Кыргызстане заметно и в газетной продукции. В целом, ситуация сопоставима с Узбекистаном, где российская пропаганда оказалась сопоставимой с национальной по силе воздействия, со значительным превосходством над влиянием западных СМИ и источников информации.
При этом, очевидно, что деятельность российских пропагандистских каналов курируют российские спецслужбы, что вполне объяснимо с учетом установившегося в России политического режима, с проникновением «силовиков» во все важные сферы жизнедеятельности общества. Как и то, что Кремль пытается активно использовать современные интернет-технологии, включая местные онлайн-медиа, популярные форумы и социальные сети, где действуют так называемые «агенты влияния» и «тролли» для влияния на внутреннее общественное мнение целевых стран по всему миру. Тем не менее, согласно результатам исследования медиа-сферы в 2017 году, российские онлайн-информагентства (например, Спутник.кг – дочерняя компания «Russia Today»/«Россия сегодня», и Вести.кг) уступают по востребованности кыргызским (Super.kg и Akipress.kg), а также Youtube.
Другие инструменты российского влияния: учебные заведения и «экспертные» группы
В Кыргызстане действует Кыргызско-российский (Славянский) университет (КРСУ), а также 7 филиалов российских вузов, с общим количеством более 10 тысяч студентов. Академические и образовательные стандарты в этих вузах, предоставляемые по устаревшим российским стандартам, уступают по качеству другим международным вузам (американским, турецким и др.) в Кыргызстане, а нарастающие финансовые трудности, и в том числе в связи в связи с пандемией Covid-19 (на примере КРСУ), получающих финансирование как за счет частных поступлений от кыргызстанских студентов так и из России, вполне вероятно, затормозят выход этих вузов на мировые стандарты качества. Поэтому, также как и другие российские организации, эти вузы являются источниками и структурами распространения политической индоктринации, дезинформации и прочей подрывной деятельности со стороны структур путинского режима, нежели центрами современного и инновационного обучения или передовых академических исследований. Например, на вебсайте того же КРСУ, главными событиями в жизни университета являются политические мероприятия, посвященные культу победы СССР в «великой отечественной войне» с гитлеровской Германией (1941 – 1945), визитами официальных лиц России, а также рядом идеологических «международных научно-практических конференций» с участием российских делегаций, а студенты и преподаватели регулярно привлекаются к различным мероприятиям «Россотрудничества», наподобие «экспертных» встреч или сборов «Семиреченского казачьего войска» – подразделения Союза казаков России в главном здании университета (бывшем «Доме офицеров» советской армии).
Другим организованным источником кремлевского влияния является пул именитых российско-кыргызстанских «экспертов», объединенные в различные тематические группы под ведомством коллег-кураторов из Москвы и при грантовой поддержке российских фондов и госведомств с целью обеспечения легитимизации решений и действий Кремля в отношении Кыргызстана. Информационную поддержку им обеспечивают те же российские СМИ, и их филиалы в Кыргызстане, которые также предоставляют пресс-центры для проведения сборов и «круглых столов». Данные «эксперты» являются формирователями и проводниками нарративов, о которых было сказано в первой части статьи, с самым главным тезисом о том, что Кыргызстану, якобы, «суждено быть вместе с Россией».
В качестве примера можно указать на онлайн-рубрику Клуба региональных экспертов «Пикир» (Мнение) для выражения «экспертных мнений», которая включает все те же темы российской идеологической пропаганды, которыми были заняты сотрудники Клуба с июня по август сего года: вклад СССР в победу во Второй мировой войне (борьба за сохранение советского историографического нарратива), сравнение транзитов президентской власти в Казахстане и Кыргызстане (восхваление автократической модели и принижение открытого политического конфликта), сохранение памяти о советских ветеранах войны с гитлеровской Германией (продвижение культа «Дня победы 9 мая» как основы российской неоимперской политики и идеологии), две следующие темы посвящены «попыткам фальсификации истории Великой отечественной войны» (сохранение советского историографического нарратива), помощь России Кыргызстану во время эпидемии COVID-19 (с обязательным упоминанием о возможности протестов «при поддержке внешних сил»). Обзор обсужденных тем в Клубе с 2016 года приводит к шаблонному набору нарративов о внутренней и внешней политики Кыргызстана (формируемые и продвигаемые российскими госструктурами, напрямую и через квази-общественные организации наподобие упомянутых в этой статье), часто, с добавлением ложной проблематизации, и подводом читателя к главному выводу, что решений трудностей страны можно достичь только следуя в фарватере России.
Многие из этих «экспертов» интегрированы в качестве «агентов влияния» в центральные государственные ведомства Кыргызстана, занимающиеся выработкой и формированием политики в важных сферах социально-экономической жизни страны и ее внешнеполитического курса, на высокопоставленных позициях – от членов различных комитетов при общественных и государственных учреждениях до советников министров, премьер-министра и депутатов Жогорку Кенеша, а также сотрудников различных научно-исследовательских организаций. В частности, Национальный институт стратегических исследований при Правительстве или консультантов различных проектов государственных органов, а также неправительственных организаций в гражданском секторе. Время от времени, при пособничестве российских коллег, они напрямую используются для внешнеполитических целей Кремля в Кыргызстане, как это случилось недавно, в акции обращения-призыва «политологов» к президенту РФ В. Путину с просьбой вмешательства в действия властей страны по борьбе с последствиями пандемии COVID-19. Время от времени, при пособничестве российских коллег, они напрямую используются для внешнеполитических целей Кремля в Кыргызстане, как это случилось недавно, в акции обращения-призыва «политологов» к президенту РФ В. Путину с просьбой вмешательства в действия властей страны по борьбе с последствиями пандемии COVID-19. Также, Вполне возможно, что эти «знатоки», имеющие свободный и широкий доступ к различным государственным ресурсам, помимо «экспертной» деятельности, занимаются сбором разведывательных сведений, с учетом распространенного влияния российских спецслужб в Кыргызстане.
В заключение, необходимо отметить, что деятельности каждой из действующих в Кыргызстане структур российского влияния – как формальных так и неформальных – необходимо посвятить отдельное исследование, позволяющее детальнее проследить реальные цели и результаты их деятельности за словесной ширмой лозунга про распространение «гуманитарного сотрудничества», укрепления «российско-кыргызской дружбы» и оказания «братской помощи», что, кстати, часто преподносится в контексте «русского культургерства» в публикациях известных российских журналистов и экспертов, аффилированных с центральными научно-образовательными учреждениями России. В данной статье предоставлен общий обзор их деятельности, который позволяет увидеть контуры, элементы и масштабы российского влияния на Кыргызстан для успешной реализации задач путинской России, согласно которой, в условиях «существенно изменившихся правил войны», возрастает «роль невоенных способов в достижении политических и стратегических целей, которые в ряде случаев по своей эффективности значительно превзошли силу оружия», а акцент смещается с традиционных методов противоборства в сторону «широкого применения политических, экономических, информационных, гуманитарных и других невоенных мер, реализуемых с задействованием протестного потенциала населения» (или, добавлю, для подавления этого потенциала в гражданском обществе).
В целом, выявленная «гибридная» деятельность российских прокси-структур позволяет сделать вывод, что они являются элементами проводимой политики не столько «мягкой силы», а сколько «гибридной агрессии» властей России против демократических процессов и национального суверенитета нашей страны. И в этой связи, российские организации стали «опорными пунктами» для осуществления различного рода агрессивных и подрывных действий в интересах кремлевской политики, с потенциалом применения силовых акций против непризнанных Кремлем политических групп или событий. И в том числе, для предотвращения ситуаций, которые противоречат интересам путинского режима – как это произошло в Украине в 2014 году и сейчас происходит в Беларуси, и в перспективе может произойти в каждой из стран нашего региона – а именно, демократических преобразований с целью обновления и освобождения от коррумпированных и деградирующих постсоветских режимов.
Продолжение следует…
Информация об авторе:
Аскат Дукенбаев, политолог, доктор политических наук (Ph.D.). Диссертацию защитил в 2017 году в Университете Кент Стэйт (Kent State University), США, по теме: «Осмысление выборов в «гибридных» режимах: почему избиратели голосуют на выборах, которым они не доверяют? (на примере Кыргызстана и постсоветских стран Центральной Азии»). Аскат учился в магистерских программах в Эдинбургском университете (the University of Edinburgh) в Великобритании и Институте государственного управления (TODAIE) в гор.Анкаре, Турция. В 1993 году с отличием окончил исторический факультет Кыргызского национального университета. Его исследовательские интересы сосредоточены на темах построения государства и формирования наций, а также общественно-политической активности граждан, демократизации и реформирования госуправления в Кыргызской Республике и других экс-советских государствах. В последние несколько лет изучает последствия растущего влияния экспансионистской политики путинской России для стран Центральной Азии. У него имеется несколько опубликованных статьей и он регулярно комментирует политические события в регионе в кыргызстанских и международных средствах массовой информации. Он преподавал в Американском университете в Бишкеке (1998-2004), работал директором программы «Государственное управление» в фонде «Сорос-Кыргызстан» (2010-2011) и директором проекта Фридом Хауc (Freedom House) по усилению защиты прав человека (правозащитной деятльности) в Кыргызстане (2013-2014). В данное время живет и работает в США. Выступает за ослабление политического влияния путинской России в странах постсоветского региона, проведение сбалансированной внешней политики, укрепление национального суверенитета, кардинальные и обновленческие реформы в Кыргызской Республике.