Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Рауф Раджабов: Южный Кавказ – «междусобойчик» отменяется?

Южный Кавказ движется к новому раскладу геополитических сил, где региональные и глобальные игроки столкнулись с вызовами и возможностями постконфликтного периода. Подписанное 10 ноября 2020 года 3-х стороннее соглашение между Азербайджаном, Арменией и Россией де-юре заменило МГ ОБСЕ на турецко-российский формат со всеми вытекающими последствиями.

Очевидно, что президент США Джозеф Байден внесет радикальные изменения в американскую политику, в том числе и на Южном Кавказе. Об этом свидетельствует заявление госсекретаря США Энтони Блинкена. Так, по словам Э. Блинкена, усилия США по Карабаху, в частности, включают в себя дипломатическую работу «для предотвращения возможного вмешательства третьих сторон».

США предложат западный вектор развития странам Южного Кавказа, поскольку Вашингтон не согласится на разделение геополитического влияния в регионе между Россией и Турцией. Другими словами, США, в том числе, и на Южном Кавказе будут проводить более жесткую линию в отношении России и Ирана.

Сценарий развития Черноморско-Кавказо-Каспийского региона

Вашингтон заинтересован в том, чтобы усилить и расширить геополитическое и геоэкономическое влияние США в Черноморско-Кавказо-Каспийском регионе. Это предоставляет Вашингтону возможности своевременно решать краткосрочные и долгосрочные задачи в отношении Ирана, Китая, России и Турции.

Поэтому президент США Дж.Байден в свете итогов Второй Карабахской войны поддерживает наращивание сил НАТО в Черном море, т.к. влияние России в регионе Южного Кавказа возросло.

США станут действовать в Черноморско-Кавказо-Каспийском регионе при помощи Азербайджана, Великобритании и Турции. В Вашингтоне не могут не считаться с азербайджано-британо-турецким альянсом. С октября 2020 года наблюдается процесс формирования азербайджано-британо-турецкого альянса, нацеленный на переформатирование Черноморско-Кавказо-Каспийского региона. Именно Лондон в октябре 2020 года заблокировал принятие резолюции СБ ООН по Карабаху в интересах Баку.
Следует отметить, что Лондон выстраивает свои отношения с Анкарой и Баку в соответствии с концепцией «глобальная Британия», где Турция играет важную роль в восстановлении геополитического влияния Британии.

Анкара за последние годы стала ключевым игроком на Ближнем Востоке, в Ливии и Восточном Средиземноморье. Кроме того, в ходе июльского визита в Лондон глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу подчеркнул, что укрепление сотрудничества между Британией и Турцией важно для обеих стран, причем не только в коммерческом аспекте, но и в геополитическом, поскольку оно может распространиться также на Украину, Черноморский бассейн и быть обращено, в частности, против интересов России в этом регионе. Президент Турции Реджеп Таййип Эрдоган неоднократно подчеркивал, что Турция никогда не признает незаконную аннексию Крыма Россией. «Мы всегда поддерживали, и будем поддерживать суверенитет и территориальную целостность Украины, в том числе в отношении Крым», – заявил Р.Т.Эрдоган журналистам вместе с Президентом Украины Владимиром Зеленским, стоявшим рядом с ним в Анкаре 16 октября 2020 года.

Скорее всего, Вашингтон достигнет некоторого компромисса с Анкарой. Но при условии, если Анкара будет больше придерживаться стратегических интересов не одной Турции, а коллективного Запада. Кстати, Вашингтон уже добился совместного с Анкарой успеха в ливийском вопросе. Так, в Ливии сформирована временная исполнительная власть. Примечательно, что временная исполнительная власть в Ливии создана благодаря усилиям близким Анкаре представителям ливийского общества, где ядром стали политики из «Братьев-мусульман».

Турецкий фактор

Вашингтон осознает стратегическую важность Турции для более активного участия США на Ближнем Востоке и Черноморско-Кавказо-Каспийском регионе, где возрастает влияние, прежде всего, России при проведении Анкарой самостоятельной политики.

Предстоящие американо-турецкие переговоры будут успешны лишь в случае, если будет предложена широкая повестка, сопряженная с новой расстановкой сил в геополитическом пространстве «Большой Ближний Восток», учитывающая лидерскую роль Турции.

Официальный представитель Президента Турции Ибрагим Калын заявил: «Мы – единственная страна, которая противостоит российскому экспансионизму в Сирии и других странах. Президент Р.Т.Эрдоган установил взаимопонимание с президентом России Владимиром Путиным и является единственным западным лидером, который может вести с ним откровенный разговор. Администрация Байдена должна рассматривать это как актив», – сказал турецкий помощник.

Источники Bloomberg в турецком руководстве заявили, что Анкара готова пойти на ограниченное использование российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 «Триумф» (по натовской квалификации «Ворчун»). Заявления министра национальной обороны Турции Хулуси Акара на это указывают: Анкару устроит «греческий» вариант применения ЗРС С-400. В рамках «греческого» варианта Анкара может разместить ЗРС С-400 в Азербайджане, что не входит в противоречие с интересами США и НАТО. Напротив, данный фактор усилит безопасность Азербайджана.

В Анкаре учитывают, что Турции грозят дальнейшие санкции в связи с предполагаемой причастностью государственного Halkbank к уклонению от американских санкций в отношении Ирана. Санкции со стороны США и ЕС могут обрушить турецкую экономику, переживающую сегодня тяжелейший кризис. Это лишит Р.Т.Эрдогана шансов на победу на досрочных президентских выборах. В случае же проведения выборов в срок (т.е. в 2023 году) не факт, что Р. Т. Эрдоган победит.

Поэтому Анкара, с одной стороны, стремится избежать новых санкций США и ЕС, а с другой, урегулировать отношения с Западом, и затем провести досрочные президентские выборы.

Однако Анкара ожидает от администрации Президента США Дж. Байдена прекращения военно-технической поддержки курдских отрядов народной самообороны (YPG). В Анкаре YPG считают ответвлением экстремисткой Рабочей партии Курдистана (РПК).

О нежелании Вашингтона потерять партнерские отношения с Анкарой свидетельствуют следующие важные мессиджи: Спецпредставитель США в международной коалиции по борьбе с ИГИЛ Уильям Робак отметил, что США не поддерживают создание курдского государства, включающего территории Ирака и Сирии. Кроме того, «Мы – часть НАТО, мы вместе с Европейским союзом и США. Поэтому мы хотим быть с Европой, с Соединенными Штатами и НАТО для нашей обороны, и безопасности», – отметил министр обороны Турции Х. Акар в беседе с журналистами. Более того, Командование Объединенной оперативной группой высокой готовности НАТО (Very High Readiness Joint Task Force, VJTF) 1 января 2021 года перешло к Турции. НАТО считает передачу Турции командования VJTF свидетельством того, что военное сотрудничество между странами проходит гладко, несмотря на разногласия касательно ЗРС С-400, а также ввода США и ЕС в отношении Анкары санкций.

Но для отмены антитурецких санкций США и ЕС, Анкара должна проводить линию на изоляцию Ирана и сдерживание России в Черноморско-Кавказском регионе при поддержке США и НАТО. Для этого Анкара уже в разы улучшает отношения с Украиной и Израилем.

Азербайджан как локомотив Южного Кавказа

США желают видеть Азербайджан, Армению, Грузию состоявшимися и успешными странами. Это аксиома, поскольку отвечает глобальным интересам Запада. Притом, что снижение роли Запада на Южном Кавказе считается приоритетом для России.

Примечательно, что и Баку, и Ереван надеются на более активное участие США, как минимум ради того, чтобы снизить российское давление и на Азербайджан, и Армению.

В плане долгосрочных инвестиций Азербайджан интересует США, т.к. именно Азербайджан наиболее развитая страна Южного Кавказа. Поэтому именно Баку является ключевым партнером Вашингтона на Южном Кавказе.

Цель Баку – не усиление геополитического контроля России над Южным Кавказом, а получение статуса региональной державы со всеми вытекающими последствиями.

Москва озабочена тем, что Баку не подписал документ о мандате российских миротворцев Нагорном Карабахе в отличие от Еревана.

Правда, Баку вернул контроль над семью районами за пределами Нагорного Карабаха, ранее оккупированных Арменией, а также около трети территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), в том числе и стратегический город Шуша.

Вместе с тем, 70% бывшей НКАО осталось под армяно-российским контролем. Кроме того, одним из важных для Москвы пунктов 3-х стороннего соглашения между Азербайджаном, Арменией и Россией от 10 ноября 2020 года является то, что пограничные войска Федеральной службы безопасности России (ФСБ) отвечают за безопасность доступа из Азербайджана в Нахичевань через Армению. Хотя в соглашении не оговариваются численность и оперативные условия действий этих войск.

Вместе с тем, влияние России в Азербайджане ограничено: мандат российских миротворцев подлежит обновлению через 5 лет. Баку может наложить на него вето. Баку желает получить полный контроль на все пункты въезда в Нагорный Карабах, в том числе, и со стороны Армении, полного разоружения армянских военных в Карабахе. Самое главное – Баку желает принять участие в управлении той части Нагорного Карабаха, которая сегодня под контролем российских миротворцев.

Хотя Москва может при поддержке Армении оказать «мягкое» давление на Баку с целью сохранения российского мандата в Карабахе, у Азербайджана имеются возможности для подведения черты под российским присутствием в Азербайджане. Речь идет о двух других странах-сопредседателях МГ ОБСЕ – Франции и США.

Стабилизация военно-политической ситуации на Южном Кавказе возможна путем обеспечения полноценного членства Грузии в НАТО, что создаст т.н. геополитические весы: Армения – член ОДКБ, а Грузия – член Альянса. В этой конфигурации Баку оказывается в центре, что откроет путь к реальному развитию региона Южный Кавказ.

Вероятно, политические отношения Вашингтона с Тбилиси будут расширяться, предполагающие предоставление Грузии Membership Action Plan (план подготовки к членству в Альянсе), невзирая на проблему Абхазии и Южной Осетии, и углубление экономических отношений между США и Грузией. Тбилиси еще несколько лет назад уведомил НАТО: в договоре о вступлении в Альянс Грузия готова специально оговорить, что зона ответственности Альянса не будет распространяться на территорию Абхазии и т.н. Южной Осетии.

После ухода из политики Канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая всегда выступала за то, чтобы «не злить» Москву, НАТО вполне способен предложить Грузии Membership Action Plan. Тем более, что после аннексии Крыма Россией черноморское направление в Брюсселе и Вашингтоне стали считать ключевым. Кроме того, США не станут опасаться обострения отношения США с Россией. Другими словами, поддержка Грузии со стороны США будет расти.

Можно ожидать, что США актуализируют вопросы строительства порта Анаклия и проводку оптоволоконного кабеля из Европы в Китай по дну Черного моря и по территории Грузии.

США–Иран

Тегеран преследует на Южном Кавказе две цели: во-первых, Иран желает иметь как можно значимое экономическое присутствие в районах, непосредственно прилегающих к иранской границе; во-вторых, иранская сторона желает обезопасить исламскую республику от Турции и Израиля.

На фоне продолжающегося давления США, согласно официальному заявлению спикера иранского меджлиса Мохаммада Багер Галибафа, Тегеран в ближайшее же время начинает процедуру вступления в ЕАЭС. Тегеран рассматривает ЕАЭС, как и геоэкономическое, и военно-политическое объединение. Следует учитывать, что между Ираном и ЕАЭС в октябре 2019 года в Ереване был подписан договор о зоне свободной торговли (ЗСТ).

Поэтому первые шаги Тегерана по вступлению в ЕАЭС направлены на усиление иранских позиций в регионе Южного Кавказа. Тесное экономическое взаимодействие ведет и к политическому сотрудничеству Ирана с Россией и Арменией.

Очевидно, что США и Иран должны в сжатые сроки вернуться к выполнению всех требований Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). В противном случае Иран приблизится к созданию ядерного оружия. Госсекретарь США Э.Блинкен уже заявил, что Ирану осталось несколько недель или месяцев до того момента, когда он обогатит достаточно урана для создания ядерной бомбы. Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф отверг это утверждение. Тем не менее, глава МИД Ирана указал на готовность Тегерана вновь взять на себя ряд своих обязательств при условии, что Вашингтон снимет введенные 45-м Президентом США Дональдом Трампом санкции.

Следует учитывать, что возможная победа на июньских президентских выборах текущего года сторонника жесткой линии по отношению к Западу сведет на нет все усилия по мирному разрешению иранской ядерной программы.

В статье для New York Times 27 января т.г. Маджид Тахт Раванчи посол Ирана в ООН, выражая точку зрения иранского руководства, совершенно открыто сказал: «Окно закрывается. Если новая администрация не выполнит свои обязательства и не снимет санкции в кратчайшие сроки, это уничтожит возможность участия в рамках ядерного соглашения».

В итоге либо возникнет еще одно государство с собственным ядерным оружием, либо будет большая война, которую начнет Израиль.

Требование США о полном соблюдении Тегераном СВПД и утверждение Ирана о прекращении санкций не являются несовместимым. Так, Дж.Байден уже предпринял определенные шаги, которые могут поспособствовать возобновлению диалога с Тегераном. Они включают в себя прекращение продажи наступательного оружия КСА и ОАЭ; прекращение поддержки операций арабской коалиции под руководством Эр-Рияда в Йемене, призыв к прекращению войны в этой стране; исключение поддерживаемых Ираном хуситов (движение «Ансар Аллах») из списка террористов США; частичное восстановление финансовой помощи США палестинцам в гуманитарных целях и целях обеспечения безопасности.

Выводы

1. На первый взгляд хорошие отношения, которые сложились между Россией и Турцией в военно-политическом плане в Сирии, Ливии и Карабахе являются ситуативными. Москва не может рассчитывать на длительное стратегическое сотрудничество с Анкарой (о чем фактически  заявил глава МИД России Сергей Лавров).

Р.Т.Эрдоган старается усилить свои переговорные позиции с США за счет внешнеполитической активности, что уже и происходит. Это создает противоречия в отношениях Анкары с Москвой из-за Сирии, Ливии и Карабаха.

Задача Анкары – стать доминирующей силой в Черноморском регионе. В этом Турцию, возможно, аккуратно поддержит Вашингтон, ставящий перед собой задачу восстановить единство НАТО. Турция получит выгоду из этого курса США. Ведь Турция намерена добиться улучшения отношений с США и НАТО.

Главная цель России – это ослабить южный фланг НАТО и внести раскол в Альянс. В Анкаре это знают и используют в своих интересах. Ведь доверие турецкой общественности к России снизилось, в то время как доверие к США возросло, показывают результаты опроса общественного мнения. Турецкая общественность считает, что именно Россия ограничила действия Турции в Сирии, Ливии и Южном Кавказе со всеми вытекающими последствиями.

Поэтому Москва пытается отойти от тактического партнерства с Турцией в Сирии, уравновесив его сотрудничеством со странами Персидского залива.

Политика США в отношении Турции будет двухступенчатая: с одной стороны, Вашингтон будут критиковать Анкару за несоблюдение политических прав и свобод оппозиции, и поэтому не выдадут проповедника Фетхулаха Гюлена, с другой, Вашингтон будет координировать с Анкарой отношения в Сирии, Ливии, Черном море, Южном Кавказе и Афганистане.

2. Вашингтон, вероятно, будет активно использовать армянскую диаспору в США для усиления своего геополитического влияния в Армении. Ведь Россия еще больше усиливает и без того тотальную зависимость Армении от Кремля в плане безопасности.

В этой связи США могут захотеть реанимировать деятельность МГ ОБСЕ. Баку за начало сотрудничества с Вашингтоном в этом формате. Но, в Азербайджане сформировался полный общественно-политический консенсус – никаких переговоров о «статусе» по Нагорному Карабаху под эгидой МГ ОБСЕ.

Вашингтону по силам в рамках своей новой стратегии инициировать дискуссию в формате МГ ОБСЕ вопрос замены по истечению первого пятилетнего мандата в 2025 году российских миротворцев на невооруженную гражданскую мониторинговую миссию.

Рауф Раджабов, востоковед, руководитель аналитического центра 3RD VIEW, Баку, Азербайджан