Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Мурад Мурадов: Азербайджан на стыке годов. Итоги и перспективы

2023-й год ничуть не уступил своим ближайшим предшественникам, а скорее превзошел их в плане интенсивности и драматичности событий, происходивших в глобальной политике. Азербайджан не стал исключением: минувший год выдался одним из самых насыщенных в новейшей истории страны.

Безусловно главным событием 2023-го для Азербайджана стало окончательное восстановление государственного суверенитета над всей своей территорией (за исключением остающихся под контролем Армении 7 анклавов). Более того, очень важно, в каком именно формате Баку добился своей основной стратегической цели на протяжении последних 30 лет: после длившейся всего одни сутки военной операции, которая обошлась практически без жертв среди мирного населения и ущерба гражданской инфраструктуре. При этом еще в начале сентября мало кто предполагал столь молниеносного решения проблемы: многомесячное «стояние в Лачинском коридоре» без дальнейшего продвижения убедило многих в том, что силовое разоружение сепаратистского режима в Карабахе является красной линией для России, которая посредством своих миротворцев будет активно этому мешать. В это также сильно поверили нынешние и бывшие правящие круги самопровозглашенной «НКР», что заставило их сильно переоценить собственную безопасность.

В итоге территориальный аспект карабахской проблемы был закрыт за 2 года до истечения срока пребывания войск РФ, продление которого теперь, при фактическом отсутствии объекта охраны, будет еще сложнее обосновать. Более того, несмотря на то что в ходе операции 19-20 сентября 2023 г. несколько российских военнослужащих погибли в результате вооруженного инцидента, Азербайджан смог нейтрализовать потенциальное вмешательство Москвы. Таким образом, последовательная послевоенная позиция Азербайджана («Конфликта больше нет») 20 сентября 2023-го стала полностью соответствовать реальности на земле.

Очень значимым является тот факт, что правительство Азербайджана смогло добиться задачи-максимум без значительных осложнений вроде санкций со стороны стран Запада и т.д. Более того, арестом нескольких руководителей сепаратистской администрации в Карабахе, а главное- российского олигарха-миллиардера Рубена Варданяна, Баку разбил ряд стереотипов насчет того, чего может добиться небольшая страна, не являющаяся частью международных военных альянсов. Даже в Азербайджане немногие всерьез допускали, что имеющий огромные международные связи олигарх Р.Варданян окажется в руках бакинского правосудия, однако именно это произошло.

Единственным негативным аспектом данного сценария стал массовый исход практически всего армянского населения из Карабаха, что дало повод армянам, а вслед за ним многим правительствам, медиа и экспертам по всему миру говорить о проведении «этнической чистки» со стороны Азербайджана. При этом отсутствие какого бы то ни было насилия по отношению к армянам Карабаха было столь очевидным, включая признания самих переселенцев в армянских медиа, что эти разговоры не получили ожидаемого в Ереване резонанса. Более того, есть много сведений о прямых указаниях карабахским армянам уезжать, сделанным со стороны местного руководства. Вместе с тем шаги Баку во имя сохранения хотя бы части армянского населения в Карабахе- создание портала по получению гражданства Азербайджана, распространение налоговых и ряда других экономических льгот, – пока не увенчались успехом.

Конечно, существенную роль в разрешении карабахского тупика именно силовым путем сыграл то, что руководство Армении до сентября 2023-го не предприняло существенных шагов, чтобы прекратить военные поставки на территорию Карабаха и продвинуться на пути к мирному договору. При этом Ереван в период эскалации никак не вмешался в происходящее и не попытался как-то «спасти» остатки сепаратистской администрации. Это говорит о том, что карабахский вопрос для нынешнего армянского правительства превратился скорее во внутриполитический и уже не имел принципиальной важности: для Еревана реализация актуального сценария оказалась предпочтительнее оказания своевременного давления на руководителей карабахских армян с целью подтолкнуть их к признанию азербайджанского суверенитета, что позволило бы избежать еще одной эскалации, но вместе с тем наверняка навлекло бы на правительство Пашиняна дополнительный риск быть подвергнутым критике за «сдачу Карабаха».

Несомненно, позитивным итогом года стало отсутствие какого бы то ни было прямого столкновения ВС Азербайджана и Армении. Выступая по итогам операции в Карабахе, президент Алиев отметил, что высоко ценит невмешательство Еревана. Однако очень важно то, что предсказываемое многими экспертами как в Армении, так и за рубежом «неизбежное вторжение ВС Азербайджана в Зангезурскую/Сюникскую область» Армении не состоялось. Есть серьезные основания полагать, что на такой сценарий надеялись в Москве, и именно этим можно объяснить неожиданно проазербайджанские заявления из уст российских официальных лиц. Такое столкновение позволило бы РФ убить двух зайцев: выступить в качестве «миротворца», создав новый замороженный на долгий срок конфликт и подтолкнув радикальные реваншистские круги во власть в Армении. И в случае весьма вероятных в этом сценарии антиазербайджанских санкций со стороны Запада – также сделать неизбежным «возвращение» Баку в орбиту Москвы.

Быстрое завершение операции в Карабахе, оставившее российские миротворческие силы по сути в стороне, также вызвало серьезное разочарование в РФ. Вместе с тем Баку смог сохранить ровные отношения с Россией, даже при том, что со стороны Азербайджана продолжалась политика по оказанию активной гуманитарной и инфраструктурной поддержки Украине. Можно сказать, что способность Азербайджана поддерживать позитивный фон с Москвой, при этом порой жестко ставя свои цели и условия и сохраняя независимость внешней политики, является примером для ряда стран региона, в первую очередь Центральной Азии, государства которой в последнее время все более выпукло подчеркивают свою независимость.

Также 2023-й год лишний раз подчеркнул основные недостатки всех существующих форматов переговоров вокруг Карабаха. Самый старый – московский – давно не пользуется доверием сторон ввиду плохо скрываемых попыток России использовать его для манипулирования регионом и предотвращения полноценного разрешения конфликта. Трехсторонняя встреча Алиева, Пашиняна и Путина в Москве в мае 2023 на полях саммита Евразийского Экономического Совета продлилась каких-то 20 минут, и нежелание сторон разговаривать было настолько очевидным, что породило массу разговоров о имевшем место договорняке (между Баку и Ереваном) в целях заморозить процесс на российском треке.

С другой стороны, брюссельский формат переговоров на протяжении года был намного более активным и многообещающим, однако в итоге провалился по причинам, противоположным московскому – неспособности Брюсселя, при наличии правильных намерений, оградить его от сторонних вмешательств и манипуляций. После сентябрьской операции в Карабахе Еврокомиссар по иностранных делам Ж.Боррель и французский президент Э.Макрон выступили с антиазербайджанскими заявлениями, в то время как ответственный за переговоры Ш.Мишель, заняв взвешенную позицию, тем не менее не стал их дезавуировать.

Более того, Э.Макрон потребовал непосредственного участия Франции в переговорном треке, что было расценено в Баку как прямой его саботаж и попытку переиграть сложившиеся реалии, когда Армения уже была вынуждена полностью признать территориальную целостность Азербайджана и закрытие вопроса о статусе Нагорного Карабаха. Ввиду этого встреча Алиева и Пашиняна, запланированная в Брюсселе на конец октября 2023, была отменена, и на данный момент возобновления переговоров в этом формате не просматривается.

Также серьезную трещину дал вашингтонский трек, когда в ноябре Американский Конгресс отказался в очередной раз приостанавливать действие печально известной 907-й поправки, а вслед за этим Государственный Департамент отменил визиты азербайджанских чиновников. И пусть вскоре, после визита помощника Госсекретаря Джеймса О`Брайена в Баку приглашения были возобновлены, заметное похолодание между Азербайджаном и США продолжается.

Также в целом более прохладными стали отношения со странами Западной Европы (исключая Италию): конфронтационная динамика с Францией продолжала набирать обороты, вплоть до высылки из Баку двух дипломатов за незаконную шпионскую деятельность (с аналогичным ответом Парижа), в то время как попытки оживить диалог с Германией оказались неудачными. Об этом можно судить по итогам визита министра иностранных дел ФРГ А. Бербок в начале ноября 2023, когда она высказала неприемлемую для Азербайджана позицию по карабахскому вопросу.

Наконец, начало нового, 2024-го года усилило негативный фон азербайджанско-европейских отношений: по итогам голосования в Парламентской Ассамблее Совета Европы азербайджанская делегация была лишена права голоса, в ответ на что Баку решил на неопределенный срок приостановить свое участие в ПАСЕ вообще. Формальным поводом для вывода этого вопроса на повестку дня стало отсутствие со стороны Азербайджана приглашения ПАСЕ выполнять наблюдательную миссию на предстоящих в начале февраля президентских выборах. Однако на самом деле разговоры о «наказании» Баку поднимались на протяжении всего прошлого года, вначале в связи с так называемой блокадой Лачинского коридора, а после операции 19 сентября в Страсбурге стали звучать обвинения в «этнической чистке» армян Карабаха, поэтому увязывание антиазербайджанского голосования пост-фактум с внутриазербайджанской повесткой было воспринято как проявление двойных стандартов. К тому же принятие такого решения в тот момент, когда переговоры Азербайджана и Армении сдвинулись с мертвой точки, и в Ереване вплотную подошли к принятию азербайджанского варианта мирного договора, было не случайно воспринято в Баку как намеренная попытка торпедировать мирную повестку и чуть ли не намеренно подтолкнуть страну в объятия России.

Но как говорится, у каждой медали есть две стороны: пробуксовка переговорных форматов наконец-то сподвигла стороны к активной работе по проведению прямых азербайджано-армянских двусторонних переговоров. Баку, ссылаясь на предвзятость и ситуативное поведение посредников, довольно долго продвигал эту идею, однако Ереван до недавних пор отвергал ее, ссылаясь на отсутствие взаимного доверия и надежных механизмов. Тем не менее, на фоне переговорного тупика нужные каналы связи нашлись, и в этом смысле двустороннее заявление от 7 декабря 2023 играет огромную роль: оно показало способность Азербайджана и Армении договариваться в абсолютно закрытом формате без малейших утечек информации. Взаимная поддержка интересов друг друга в рамках Конференции ООН по изменению климата (СОР) стала, по сути, первым таким случаем в истории двух стран. Само присуждение права проводить очередную сессию СОР в 2024 году в Азербайджане стало большой дипломатической победой для Баку на фоне событий вокруг Карабаха и осложнившихся отношений с рядом западных стран, продемонстрировав неактуальность разговоров о «международной изоляции» Азербайджана.

2023-й год был очень важным с точки зрения развития отношений Азербайджана и Ирана. Его первая половина прошла под знаком невиданной до сих пор своему размаху конфронтации, запущенной громким нападением на посольство АР в Тегеране 27 января, которое побудило Баку отозвать полный состав дипломатической миссии из ИРИ (к слову сказать, азербайджанские дипломаты все еще не вернулись обратно).

В начале апреля было совершено неудачное покушение на известного своими протурецкими и антииранскими взглядами депутата азербайджанского парламента Фазиля Мустафу, за которым с большой долей вероятности стояли иранские спецслужбы.

Также весной прошлого года резко активизировались различные проиранские сети вроде «Хусейнийюн», ставящие целью создания в Азербайджане теократического режима наподобие иранского. Иранские медиа, в особенности связанные с КСИР, резко усилили критику политики Азербайджана, зачастую открыто ставя под сомнение суверенитет страны или ее отдельных регионов. Например, одно время в иранских медиа циркулировал материал, где утверждалось, что население Нахчывана якобы видит свою землю неотъемлемой частью Ирана…

Тем удивительнее было заметное снижение напряженности начиная с июля, когда МИД ИРИ Абдоллахиан посетил Баку в рамках саммита Движения Неприсоединения. Враждебная риторика резко пошла на спад, а вскоре после сентябрьской операции страны договорились об открытии пути из основной части Азербайджана в Нахчыван через Иран как альтернативу Зангезурскому коридору, условия (и вообще перспектива) строительства которого с Арменией пока остаются непроясненными.

Таким образом, 2023-й год продемонстрировал две фундаментальные истины насчет взаимоотношений Баку и Тегерана. С одной стороны, противоречия между странами носят системный характер и обусловлены их идентичностью и региональными амбициями. С другой, Азербайджан обладает серьезным запасом дипломатических средств и рычагов, позволяющих ему эффективно противодействовать иранскому давлению.

Необходимость поддерживать конструктивные взаимоотношения с Турцией, зависимость от Азербайджана в вопросе транспортных коммуникаций Север-Юг (а также тот факт, что признание своего поражения и территориальной целостности АР сделало Армению намного менее ценным партнером для Тегерана) неизбежно заставляют Иран умерить свои амбиции по отношению к северному соседу.

Также минувший год продемонстрировал систематизацию формата «Азербайджан-Центральная Азия» и превращение последней в едва ли не ключевой для интересов Азербайджана регион.

Президент Алиев в 2023 г. посетил все центральноазиатские столицы, за исключением Ашхабада, с официальными или рабочими визитами. Также неординарным событием стал государственный визит президента Узбекистана Ш. Мирзиёева в Баку в августе 2023-го, в ходе которого стороны договорились о создании Высшего Межгосударственного Совета, что свидетельствует о видении в Баку и Ташкенте друг друга как ближайших стратегических партнеров. Высокий уровень двусторонних отношений был подтвержден тем, что Мирзиёев стал всего лишь вторым после Эрдогана иностранным лидером, совершим поездку на освобожденные территории – в города Шуша и Физули. Также Азербайджан и Узбекистан учредили совместный инвестиционный фонд с уставным капиталом в 500 миллионов долларов, а Баку демонстрирует явный рост интереса к успешной стратегии экономического роста т.н. «центральноазиатского тигра».

Что касается Казахстана, то здесь существенный интерес для Астаны представляют возможности наращивания транзита нефти через Азербайджан и таким образом диверсификации логистических возможностей, которые до сих пор практически полностью полагались на Россию, создавая дополнительные риски. Так, государственные компании двух стран, СОКАР и «КазМунайГаз», договорились о росте объемом транзита из месторождения Тенгиз как минимум до 1,5 миллиона тонн в год (до сих пор это количество было намного меньше 1 миллиона тонн). В свою очередь, Казахстан играет ключевую роль для Азербайджана как основной элемент так называемого «Срединного Коридора», призванного обеспечить доступность маршрута из Европы в Восточную Азию на фоне войны России против Украины. В июне Баку и Астана совместно с Тбилиси договорились о создании операционной компании, призванной синхронизировать и отшлифовать функционирование этого транспортного пути. По итогам первых девяти месяцев объем грузов, перевезенных по Коридору, вырос на 88% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составил около 2 миллиона тонн, при том, что по оценкам специалистов общая его пропускная способность на данный момент примерно равна 5,8 миллионам.

Туркменистан на протяжении года проявлял нетипичный для себя уровень активности: сделанное в МИД в августе заявление вполне предметно обрисовало заинтересованность Ашхабада в строительстве Транскаспийского газопровода – проекта, который может сделать страну ключевым партнером Запада в регионе и доставить на европейский рынок от 12 до 30 дополнительных миллиардов кубометров газа в год. Для Азербайджана, который является по умолчанию транзитным партнером в этом проекте, он сулит перспективу роста геополитической значимости и, как следствие, безопасности.

Также ре-актуализация Транскаспийского проекта, который одно время казался забытым за бесперспективностью, может значить изменение позиции Туркменистана – традиционно крайне трудного партнера – в сторону большей интеграции с соседями по Центральной Азии, таким образом устраняя очень важную преграду для формирования единого политико-экономического пространства Южного Кавказа и Центральной Азии.

Но и сегодня стоит отметить серьезный концептуальный сдвиг в позиции целого ряда международных акторов, политиков и экспертов в сторону именно такого видения региона, что подтолкнет Европейский Союз и отдельные европейские страны пересмотреть привычный подход к Южному Кавказу, рассматривавший его вместе с постсоветскими странами Восточной Европы. Таким образом, реалистический геополитический подход приходит на смену ценностному.

Еще одним приоритетным регионом для внешней политики Азербайджана, если судить по географии президенстких визитов и риторике, в минувшем году стали Балканы и Юго-Восточная Европа. Интерес Баку к этому региону в первую очередь зиждется на энергетике: так, в декабре был запущен газовый интерконнектор между Болгарией и Сербией, также об амбициях Азербайджана в этой сфере говорит открытие офиса СОКАР в Софии. Балканские страны являются одними из основных бенефициаров планируемого увеличения объема транзита газа по TANAP и TAP до 20 миллиардов кубометров в год. Более того, новые совместные проекты также разрабатываются в сфере альтернативной энергетики, такие как план экспорта «зеленой» электроэнергии из Азербайджана через Черное Море и Грузию в Болгарию, Румынию и Венгрию.

Также важную роль для Баку играют давние дружеские отношения с Будапештом: последний среди стран ЕС занимает, пожалуй, наиболее комплиментарную Азербайджану позицию и до известной степени нейтрализует негативные общеевропейские тенденции.

В 2023-м продолжился тренд на усиление влияния Ближнего Востока на дела Азербайджана. Беспрецедентная по интенсивности вспышка израильско-палестинского конфликта положила конец наметившемуся было сближению Тель-Авива и Анкары, вызвав жесткую критику действий Израиля со стороны Р.Эрдогана. Это поставило Баку в потенциально сложное положение, когда его ближайший союзник вошел в жесткий клинч с важнейшим партнером в сфере безопасности, и в придачу одним из главных импортером нефти. Надо отметить, то именно в прошлом году наконец открылось посольство Азербайджана в Израиле (спустя почти три десятилетия), а растущие риски со стороны Ирана повышают значение партнерства с Тель-Авивом для Баку.

На данный момент Азербайджан, выражая поддержку права палестинского народа за независимость и голосуя в ООН за резолюции, осуждающие насилие против мирного населения Газы, вместе с тем хранит молчание по вопросу конфликта. Более того, уже во время активной фазы операции в Газе было объявлено о том, что СОКАР совместно с британской корпорацией ВР будет участвовать в разработке газового месторождения Тамар в израильской акватории. Конечно, если противостояние Турции с Израилем углубится, а выбравшие де-факто нейтралитет Саудовская Аравия с ОАЭ, важные инвестиционные партнеры Азербайджана, под давлением мусульманского мира будут вынуждены ужесточить свою позицию, геополитическая острота вопроса для Баку может повыситься.

Подводя итоги года, стоит подчеркнуть, что по мере фрагментации международной политики и роста конфронтационной динамики Баку делает ставку на партнеров, отношения с которыми базируются на принципах взаимовыгодности и прагматизма и которые позволяют ему стать частью межрегиональных проектов, способных укрепить заинтересованность крупных держав в стабильности Азербайджана и вокруг него.

Именно с этим связан интерес в укреплении связей со странами Центральной Азии и Балкан. По образцу успешного проекта Южного Газового Коридора, Баку делает ставку на создание новых горизонтальных проектов аналогичной конфигурации, в первую очередь в сферах энергетики и логистики.

С другой стороны, тенденция разочарованности Азербайджана в многосторонней дипломатии, в особенности в рамках традиционных международных организаций, продолжается. Баку не скрывает того, что считает позицию многих из них ангажированной и не учитывающей интересы «незападных» стран. В этой связи все более растет значение Международного Движения Неприсоединения, которое для Баку из удобной площадки для развития отношений со многими странами «третьего мира» превратилось в платформу, позволяющую позиционировать себя как принципиального борца с неоколониализмом в пользу уважения к суверенитету и национальным интересам всех стран. Азербайджан довольно успешно использует потенциал в своем дипломатическом противостоянии с Францией. К примеру, в прошлом году в Баку создали Инициативную группу в целях «борьбы с колониализмом», специфически направленную против Парижа.

Тенденции внешней политики Азербайджана можно свести к следующим процессам:

– разрубание Гордиева узла в Карабахе и формирование постконфликтной переговорной позиции по отношению к Армении;

– вписывание в происходящий в мире болезненный процесс перехода от глобализации к регионализации и нахождение в нем своего оптимального места;

– максимизация выгод от имеющихся преимуществ в сферах энергетики и логистики.

Внешнеполитические шаги Баку в целом продиктованы именно этими императивами, которые, пожалуй, останутся неизменными в ближайшие годы.

Многое определит то, будет ли в новом 2024-м году достигнуто какое-либо соглашение с Арменией, и если да, то на каких условиях. Этот вопрос зависит от Азербайджана только отчасти, так как во многом на него влияет позиция и активность внешних акторов и внутриполитическая ситуация в самой Армении. Вместе с тем, шансы на долгожданный прорыв в переговорах на сегодняшний день выглядят гораздо выше, чем в 2023 году.

Мурад Мурадов, соучредитель и заместитель директора Бакинского аналитического центра им. Топчубашова, Азербайджан