Публікації експертів

Запад показал Президенту пряник

Западные партнеры исподволь меняют гнев на милость. Вопрос в том, сколько продлится пряничный период

Западные партнеры исподволь меняют гнев на милость. Вопрос в том, сколько продлится пряничный период

Прошедшая встреча лидеров НАТО была важна для президента США Барака Обамы. Предвыборная гонка в Соединенных Штатах в самом разгаре, и такого рода мероприятия всегда удобно использовать для личного пиара. Не менее важным саммит альянса был и для Президента Украины Виктора Януковича. Массированная обструкция в Европе и угрозы бойкотировать Евро-2012 чудесным образом должны были разрушиться за океаном.

Саммит не преподнес сюрпризов и прошел как по маслу. Он стал самым представительным за всю историю подобных мероприятий. В гости к президенту США пожаловали делегации из 60 государств. Как и предполагалось, альянс подтвердил планы по трансформации своей роли в Афганистане с выводом войск в 2014 году. Без лишних сенсаций было объявлено и о достижении промежуточной готовности системы противоракетной обороны НАТО. Малопонятными для обывателя оказались обещания генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена активно внедрять стратегию «умной обороны». Впрочем, эксперты сомневаются в том, что идея о «совместных усилиях для улучшения боевых возможностей альянса» будет успешной. В истории альянса схожих идей было множество. Но никто добровольно выделять финансы в общий котел не хочет. И заставить Брюссель тоже никого не может — ведь НАТО базируется на демократических ценностях.

Отсутствие Путина определенно позволило участникам саммита почувствовать себя свободнее. Был ли его отказ от поездки в США продиктован стремлением повысить собственный рейтинг или позволить американскому коллеге отмыться от подозрений в русофильстве, сказать сложно. Скорее – и то, и другое, учитывая памятную беседу в Сеуле между Обамой и Медведевым, который злые языки окрестили сговором.

Видимо, не так уж они грешили против истины – учитывая, что отсутствие высоких представителей РФ позволило безболезненно просклонять ее в заключительной декларации саммита. России было указано на ее место в сфере противовоздушной обороны — исключительно на уровне сотрудничества независимых систем, а не «совместной секторальной ПРО», как того желала Москва. Декларация содержит пассаж о том, что система ПРО НАТО не подорвет стратегическую стабильность и не будет направлена против России. Однако тон послания не позволяет сомневаться, что НАТО в любом случае продолжит реализацию своих планов, несмотря на нервозность Москвы.

Поскольку Украина отказалась от планов присоединиться к альянсу и объявила о внеблоковом статусе, саммит в Чикаго был маловажен для Киева. Но не для украинского лидера. Явный политический бойкот в Европе, который волнами перекатывался по всем направлениям внешней политики и больно зацепил проект Евро-2012, угрожал вывести Виктора Януковича за скобки международных процессов. Поэтому участие украинских военных в операциях НАТО, и особенно в Афганистане, предоставило Виктору Федоровичу уникальный шанс улучшить имидж.

Стоит напомнить, что украинского лидера ставят в интересное положение на саммите НАТО не впервые. В 2002 году организаторы саммита в Праге разыграли шараду с использованием французского алфавита, дабы рассадить во время заседания по разным сторонам стола президентов Леонида Кучму, Джорджа Буша и Тони Блэра. Ибо если рассаживать этих джентльменов по-английски, они бы сидели рядом. Тогда с Кучмой никто не встречался, не подавал ему руки и не улыбался — ходили слухи, что Леонид Данилович продал РЛС «Кольчуга» Хусейну. С тех пор много воды утекло, Хусейна повесили, «Кольчуг» в Ираке не нашли, а украинские военные кровью смывали «кольчужный» скандал с мундира власти, участвуя в иракской кампании.

В 2012 году Виктору Януковичу в Чикаго устроили вполне радушный прием. Более того, заключительная декларация саммита оказалась весьма лояльной к Киеву. Чего только стоит фраза «Независимая, суверенная и стабильная Украина, твердо приверженная демократии и верховенству права, является ключом к евро-атлантической безопасности». НАТО подтвердило также решения Бухареста и политику «открытых дверей», то есть снова пообещало принять Украину в альянс. Похвалили и за уничтожение запасов высокообогащенного урана. Это едва ли не самая позитивная оценка Украины в документах НАТО за всю историю.

На этом фоне пассаж о том, что главы государств НАТО обеспокоены избирательным правосудием и политически мотивированным преследованием оппозиции, выглядела дежурным упреком. Альянс призвал украинское руководство усовершенствовать судебную систему и провести свободные парламентские выборы. Свидетельством (причем косвенным) недовольства украинским руководством можно считать разве что следующее: украинский лидер пообщался только со своими польским, румынским и турецким коллегами — что называется, по-соседски. Общение с президентами Азербайджана и Афганистана дополнило кворум. И хотя встреч с руководителями традиционных для нашей внешней политики авторитетов вроде Германии или США не было, это не столь уж важно. Ведь Ангела Меркель сидела в Чикаго за одним столом с Виктором Януковичем, а буквально за несколько дней до этого говорила об установлении в Украине диктатуры. Более того, тот самый «диктатор» разместился рядом с Бараком Обамой и Дэвидом Камероном. Очевидно, Запад исподволь вновь меняет кнут на пряник. Вопрос в том, сколько продлится пряничный период.

Но с чем связана столь резкая смена настроений? Кроме упомянутой версии о неготовности США окончательно бросить нас в объятия Москвы (особенно накануне президентских выборов), есть еще один нюанс. Как говорят наши источники, команда Виктора Януковича в последнее время начала демонстрировать понимание своих предыдущих «просчетов». Запад решил взять паузу. Надолго ли? Как минимум — до конца лета. Как максимум — до выборов. В общем, после жесткой взбучки и прямых намеков на экономические удары по ближайшему окружению руководителя страны Запад предложил Виктору Федоровичу своеобразный пакт о перемирии. Суть его отнюдь не сводится к фундаментальным вопросам демократии. Запад хочет от Украины всего-навсего двух вещей — видимости демократии и предсказуемости. И Брюссель, и Берлин, и Вашингтон готовы на многое закрыть глаза. Главное, чтобы все понимали, чего ожидать от Украины завтра, послезавтра и через месяц.

Что касается Юлии Тимошенко, то очевидно, что от Виктора Януковича требуют только одного — перевезти ее на лечение в третью страну. Если это будет сделано и будут выполнены указанные требования, Украина может рассчитывать на перезагрузку. Точнее на передышку. Потому что страна без внятной международной позиции и без видимости демократии всегда будет попадать в изоляцию. По любым поводам.

DISCOVERY

Грузинский вопрос

Одной из главных интриг в целом скучного саммита стал статус Грузии. Эксперты перед встречей в Чикаго гадали, как все же Обама выйдет из ситуации, чтобы, с одной стороны, не обидеть тбилисских друзей, которые очень хотят в НАТО, а с другой, — не выйти за рамки решений Бухарестского саммита 2008 года. Напомним: тогда с подачи Ангелы Меркель родилось, как говорят европейские эксперты, «странное животное». Из-за нежелания канцлера портить отношения с Владимиром Путиным был нарушен принцип принятия стран в ряды альянса. До тех пор желающим вступить в НАТО предоставлялся так называемый План действий по подготовке к членству (ПДЧ), предназначенный для приведения страны к стандартам альянса. Этот план мог реализовываться сколь угодно долго, а НАТО получало целый набор инструментов для приведения страны-кандидата в нужную кондицию. И лишь затем принималось решение о членстве.

Но в Бухаресте Украине и Грузии не дали ПДЧ, сразу пообещав членство. Удовлетворив Путина, Ангела Меркель подложила альянсу свинью. Хорошо, что Киев сам отказался от намерений вступать в НАТО. А грузины удвоили свой напор. НАТО же отнюдь не горит желанием принимать в свои ряды страну, часть территории которой фактически оккупирована Россией. Ведь нужно будет приводить в действие ст. 5 Вашингтонского договора о совместной обороне и восстанавливать территориальную целостность Грузии. Вряд ли альянс решится на такое в ближайшей перспективе.

В Чикаго нашли интересный выход. Грузии (наряду с Боснией и Герцеговиной, Черногорией и Македонией) пообещали, что альянс пойдет им навстречу уже на следующем саммите, который состоится через два года. Естественно, если они решат все проблемы, которые мешают их вступлению в НАТО. Сможет ли Грузия решить вопрос территориальной целостности к 2014 году? Вряд ли.

Но один заметный «геополитический сдвиг» по итогам саммита в Чикаго все же произошел. Теперь Грузия с постсоветского пространства (где всегда ассоциировалась с Украиной) плавно переместилась на Западные Балканы. Как ни парадоксально это звучит, но для Украины эта метаморфоза позитивна. Неизвестно, как будет меняться украинская внешнеполитическая парадигма в ближайшие годы. И если Киев вернется к разговору о членстве в альянсе, переговоры с Брюсселем можно будет вести уже без учета проблем Тбилиси с Южной Осетией и Абхазией.