В Вильнюсе в конце ноября должно состояться подписание Соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом. Соглашение предполагает сближение Украины с Евросоюзом во всех сферах – институциональной, политической, гуманитарной, оборонной, экономической. При чем, именно экономическое направление может иметь наибольший потенциал реализации, поскольку составляющей частью Соглашения об ассоциации является создание зоны свободной торговли между Украиной и ЭС.
Что особенно важно – создание зоны свободной торговли может начаться сразу же после саммита в Вильнюсе, не дожидаясь ратификации политической части Соглашения об ассоциации в странах Евросоюза. Формат зоны свободной торговли предполагает достижения максимально глубокой экономической интеграции между Украиной и ЕС, что должно произвести революцию в правилах ведения бизнеса в Украине, привлечь инвестиции и создать условия для рывка в ее экономическом развитии.
Кроме того, подписание Соглашения об ассоциации может стать инструментом ускоренного формирования в Украине европейских демократических стандартов, реформы правоохранительной и судебной системы. Что само по себе станет важнейшим достижением для постсоветской Украины.
Однако, в этом сюжете об ассоциации Украины и ЕС есть парадоксальный аспект. Больше всех постарался придать Соглашению между Украиной и ЕС исторический, геополитический и стратегический подтекст главный противник этого документа – президент России Владимир Путин. Для Путина воссоздание Советского Союза в новом формате – цель всей жизни и политической карьеры. Название новой империи не имеет значения. Евразийский союз, Таможенный союз или Евразийское экономическое сообщество – суть не в этом. Главное, чтобы была исправлена, как выразился Путин главная геополитическая катастрофа ХХ века – распад СССР. Украина в этом процессе должна сыграть ключевую роль. Наличие в составе «Путинского Союза» крупнейшей европейской страны Украины создает эффект полного восстановления мощи Советской (Российской) империи. Отсутствие Киева среди союзников Путина, наоборот, лишает его усилия всякого смысла, поскольку, новая Империя превращается в собрание азиатских стран с сомнительным авторитетом. А самым ярким европейским членом «Путинского Союза» будет режим Лукашенко.
Такая перспектива всегда пугала Путина. И ему до сих пор удавалось удерживать Украину от решительных шагов в сторону Европы. Можно хотя бы вспомнить блокирование сближения Украины и Грузии с НАТО в 2008 г. на саммите в Бухаресте.
Однако, в этот раз Путин, судя по всему, нервничает по-настоящему. Такого давления на всех направлениях – промышленном, торговом, гуманитарном, информационном, психологическом – Украина еще не испытывала. Уже несколько месяцев подряд из Москвы каждый день раздаются угрозы, что после подписания ассоциации с ЕС, Украину ждет экономическая катастрофа, потому что Россия закроет для украинских товаров свой рынок. Для некоторых товаров, например, украинского шоколада, Москва уже ввела полную блокаду. Звучат угрозы введения визового режима и создания «специальных» условий в России для трудовых мигрантов из Украины. Газовая тема тоже традиционно входит в боевой арсенал кремлевских пропагандистов. Правда, в последнее время, в связи с активными действиями Киева по обеспечению энергетической безопасности за счет альтернативных поставок газа из Европы и организации добычи сланцевого газа, «газовая дубинка» уже не дает нужного эффекта. Хотя используется регулярно.
Скажем, 28 октября СМИ распространили сообщение, что Путин провел пятичасовую встречу с Януковичем в Сочи. О результатах встречи информации нет. Очевидно, что Владимир Владимирович пытался привести последние аргументы, которые бы убедили Януковича отказаться от ассоциации с Евросоюзом. Однако, то, что буквально через несколько часов после встречи, руководитель «Газрома» Алексей Миллер вдруг заявил о новом долге Украины за газ в размере $882 млн, означает, что пока Путин украинского Президента не уговорил.
Что касается вероятности подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, то здесь ситуация складывается предельно простая и очень сложная одновременно. Единственным препятствием, которое может помешать руководству Евросоюза поставить свою подпись в Вильнюсе, остается «дело Тимошенко». Во всяком случае, три страны ЕС (Голландия, Швеция и Великобритания) скорее всего откажутся прдписывать соглашение, если Тимошенко не будет освобождена. Также, очень жесткую позицию в этом вопросе занимает ФРГ и лично Ангела Меркель.
Сама Юлия Тимошенко уже несколько раз заявляла о своем согласии на любой вариант ее освобождения, если это поможет европейской интеграции Украины. А Президент Украины Виктор Янукович лично пообещал руководству ЕС «решить вопрос Тимошенко». До сих пор неизвестно, как именно Янукович собирается это сделать. Существует два основных варианта. Первый: парламент принимает поправки к украинским законам, которые позволят заключенным лечиться за границей. И Тимошенко сможет временно выехать в Германию на лечение. Правда, в этом случае, она вряд ли сможет надеяться на участие в президентских выборах 2015 года. Второй вариант: полное или «частичное» помилование, которое откроет перед Тимошенко президентские перспективы.
В любом случае, вся ответственность за принятие этих решений лежит сейчас на Викторе Януковиче. Станет или не станет Украина европейской, сможет или не сможет украинское общество сделать шаг вперед, а экономика открыться для модернизации – все в руках Януковича. А он попытается максимально использовать этот момент в своих интересах в предверии президентской гонки. Хотелось бы надеяться, что судьба страны не будет принесена в жертву личным амбициям.
Оригинал опубликован в чешском издании Natoaktual.cz