Или как ведется борьба с российской пропагандой на Донбассе…
После трех лет войны на Донбассе, Украина пока так и не решила одну из главных задач в регионе, а именно: не смогла нейтрализовать там влияние российской пропаганды. Без этого сегодня не смысла говорить не только о победе над агрессором и последующей реинтеграции временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, но и об успешности украинизации и развития подконтрольной Украине территории Донбасса.
«Позиция государства Украина и украинских властей – что мы должны бороться за деоккупацию и реинтеграцию этих территорий. Когда мы говорим о реинтеграции Донбасса, мы должны бороться за три составляющие: политику безопасности, гуманитарную и информационную», – заявила недавно первый заместитель председателя Верховной Рады Ирина Геращенко. И с ней сложно не согласиться, однако при этом необходимо подчеркнуть, что без успеха в последнем пункте, успех в первых двух если не станет невозможным, то будет даваться очень трудно.
Пример этому можно увидеть уже сегодня, когда благодаря проводимым в стране реформам (хотя и не в таком темпе как бы этого хотелось), в частности, децентрализации, неоккупированная часть Донбасса не только восстанавливается, но и развивается, однако слабо сказывается на отношении местного населения к центральной украинской власти.
Так, благодаря политике украинской власти, сегодня подконтрольная Киеву часть региона начинает свою новую жизнь. Это не в последнюю очередь, является возможным благодаря помощи иностранных партнеров Украины, которая, как заявил вице-премьер-министр Геннадий Зубко, является действительно беспрецедентной. «Это и Программа ЕИБ развития муниципальной инфраструктуры Украины, и Чрезвычайная кредитная программа для восстановления Украины и Второй проект развития городской инфраструктуры Всемирного банка в г.Краматорск. Направления этих проектов: теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, энергоэффективность зданий, наружное освещение населенных пунктов, обращения с бытовыми отходами, транспортная инфраструктура, строительство жилья», – заявил он. Не мене важную помощь в восстановлении Донбасса оказывает и ООН. При ее участи восстанавливаются критически важные для региона объекты экономической инфраструктуры, создаются рабочие места, благодаря чему, в частности, имеет место увеличение занятости среди временно перемещенного и местного населения Донецкой и Луганской областей, запущены программы тренингов по предпринимательству и по развитию бизнес-инфраструктуры региона.
Но, несмотря на все вышеописанное, из-за отсутствия реального противодействия российской пропаганде и информационного сопровождения проводимых на неоккупированной части региона реформ, вместо благодарности центральной киевской власти, местное население продолжает смотреть на него сквозь призму российских телеканалов, которыми до сих пор забит эфир местного телевещания. За линией ограничения ситуация еще хуже. Там сегодня не транслируется ни один украинский телеканал, нет проукраинской прессы в принципе. А ведь сейчас, когда поддержка местных сепаратистов значительно снизилась (люди увидели, что получили не то, что хотели), там так не хватает постоянного информационного потока о позитивных изменениях не только в Украине, но и – что очень важно – на подконтрольной Киеву территории Донбасса. Потока, который бы просто рвал шаблоны у сторонников «независимости», убеждал бы сомневающихся и вселял бы еще больше надежды в тех, кто искренне жаждет возвращения в Украину.
Увы, сложившаяся за годы тенденция, что одним из важных источников информации на Донбассе остается «телевизор», при этом преимущественно с российской «начинкой», присутствует до сих пор. Вообще на Донбассе в порядке вещей парадоксальная ситуация, когда на линии фронта транслируется только пропагандистское российское ТВ. К примеру, в подвалах населенных пунктов по телевизорам, которые работают благодаря генераторам, заправленным топливом украинских военных, люди смотрят не только «Россию-1» или «Первый», но и трэш из т.н. «Новороссии».
Поэтому первое, что необходимо сделать максимально быстро (в действительности это надо было сделать еще три года назад) – это «выключить телевизор», а точнее: прекратить вещание российской пропаганды на украинскую территорию, т.н. «серую зону», а также ключевые населенные пункты временно оккупированных территорий (Донецк, Горловка, Луганск). При этом, что самое интересное – в этом вопросе не надо изобретать ничего нового. Можно воспользоваться опытом СССР, который производил забивку «антисоветского радиовещания» почти 60 лет (с большой интенсивностью – 40 лет) с помощью т.н. «глушилок» (радиостанций постановки помех) – мощных генераторов электронных шумов. В частности, тогда было построено около 1400 специализированных станций общей мощностью 14 600 КВт, которые позволяли заглушать до 40-60% трансляций. Следует также отметить, что эти действия имели в полнее легальное основание: для их реализации в 1960 г. ЦК КПСС и Верховный совет СССР приняли постановления «О мерах активного противодействия враждебной радиопропаганде».
Можно воспользоваться и другим, более свежим примером, а именно: из грузинско-осетинского конфликта. Когда на отдельных территориях Южной Осетии отключался свет, в ее телевизионном эфире появлялись грузинские телеканалы. Дело в том, что при отсутствии электричества параллельно отключались местные телепередатчики-глушилки, которые перекрывали телевизионный сигнал из Грузии. А из-за близости телетрансляционной станции, находящейся около г.Гори, в Южной Осетии принимались в хорошем качестве фактически все основные грузинские телевизионные каналы. Для нейтрализации «информационного влияния» в сепаратистском регионе было принято простое решение: заглушить его работу российскими телепрограммами. На той же частоте запускался отдельный передатчик, который перекрывал своей картинкой сигнал грузинского телеканала, и вместо белого шума в эфире шла трансляция российского.
Подобные действия Украины выполняли бы на Донбассе не только защитные контрпропагандистские функции, но и своего рода наступательные. Таким образом, мы бы смогли показать противнику, плюс населению по обе стороны линии разграничения свою силу. Особенно, включая и выключая передатчики в любое необходимое для нас время (к примеру, во время прайм-тайма на рос-ТВ).
Однако пока из видимого позитива – запуск 5 декабря 2016 года на г.Карачун новой телевизионной вышки, в результате чего, в области возобновлено вещание четырех местных и 10 общенациональных телеканалов. Но, как признал Председатель Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский, восстановление телевизионной вышки на г.Карачун не решило всех проблем с распространением сигнала на территории Донецкой области.
Частично ответ на вопрос, почему после трех лет войны ситуация с противодействием российской пропаганде на Донбассе, мягко говоря, не такая, как должна быть, можно найти в интервью экс-министра информполитики Юрия Стеця ИА «ЛІГАБізнесІнформ».
По его словам, деньги на обеспечение информационных задач в зоне проведения АТО не выделялись вообще. «Мы предлагали в определенных городах украинского Донбасса – там, где позволяет рельеф местности, поставить телевышки. В зависимости от высоты и от местности это может быть от 2-х до 20 миллионов гривен. Все было подано в Кабмин, где согласование проходило в трех министерствах: Минюсте, Минфине и Минэкономики. Это подавалось еще при прошлом Кабмине, но, к сожалению, был получен вывод Минфина о том, что денег правительство не может выделить. Было подано то же предложение снова в новом Кабмине, проговаривалось это с депутатами, и снова пришел ответ Минфина, что денег не будет», – рассказал Юрий Стець. При этом он отметил, что, несмотря на все предыдущие отказы, министерство будет и дальше добиваться финансирования своих проектов. «Пробуем еще раз. Если снова откажут, то мы пойдем через Верховную Раду. Думаю, мы найдем необходимое количество депутатов, которые через бюджетный комитет проведут это решение, и сессионный зал нас поддержит», – сказал экс-министр.
Надежду на то, что решить вопрос финансирования противодействия российской пропаганде на Донбассе помогут народные избранники, вселяет факт из визита в середине июня в зону АТО, где они пообщались с военными и местными журналистами как раз на эту тему. Как сообщила тогда председатель комитета ВР Виктория Сюмар: «Для нас одним из базовых решений является заблокировать проникновение сигнала тех СМИ, которые запрещены к трансляции в Украине. Такие решения есть. Надеюсь, в ближайшие полгода они будут реализованы, и это будет существенным шагом вперед». Технических нюансов решения о блокировании российских каналов пока не разглашают. Известно только, что помощь в этом окажут военные.
Следует также отметить, что успех контрпропагандистской борьбы на Донбассе зависит от народных депутатов еще в одном вопросе, а именно: принятии закона об оккупированных территориях, который стает правовой защитой этой очень важной деятельности от больших «любителей» (а точнее любителей использовать в своих целях) свободы слова и других демократических ценностей.
Параллельно усилением информационного эффекта от выше описанных действий была бы организация массовых экскурсий жителей Донбасса, и в первую очередь детей и молодежи, в другие части Украины: Киев, Львов, Винницу, Черновцы, Ужгород, Одессу… Таким образом, они смогли бы на свои глаза увидеть, что то, что им показывает российская пропаганда, не отвечает действительности. Более того, учитывая то, жители подконтрольной Украине территории Донбасса нередко контактируют с населением, которое живет за линией разграничения (каждый день линию разграничения пересекают до 30 тыс. человек), они будут рассказывать им об увиденном и ломать в их головах созданные российской пропагандой стереотипы.
Также очень важным был бы массовый запуск проектов, которые бы освещали повседневную жизнь в зоне АТО. Полезным здесь является опыт телекомпании «К тебе», которая работает в Краматорске и имеет наибольшее покрытие в Донецкой области. Она освещает преимущественно мирные темы, актуальные для региона, ведь «войны достаточно и на центральных каналах». «Мы говорим о определенных акцентах. Для нас в приоритете показывать военно-гражданское сотрудничество: банально перекрыли крышу бабушке, детей отправили отдыхать и т.п.», – объясняют на телеканале.
В заключение можно привести обнадеживающие слова члена Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания Сергея Костинского, который сказал, что решением вещания с оккупированных территорий сегодня занимается СНБО и комитет Верховной Рады по вопросам свободы слова и информационной политики, и что ограничение сигнала из Донецка – это вопрос времени. При этом к его словам необходимо обязательно добавить, что для нас сегодня во многом, и в частности, что касается информационной безопасности, вопрос времени – это вопрос выживания государства. Поэтому и СНБО, и депутатам и другим органам действовать необходимо как можно скорее и использовать для этого все доступные средства и методы.
Игорь ФЕДЫК,
Центр исследований армии, конверсии и разоружения