Коментарі експертів

ВЛАДИМИР РЫЖОВ: ВОЗМОЖНОСТИ УКРАИНЫ В ПОДГОТОВКЕ К НОВОЙ ВОЙНЕ

Сегодня приходится констатировать, что «Оборонная доктрина» нашей страны как нельзя лучше соответствует бессмертному изречению Наполеона Бонапарта, что «генералы готовятся к… прошлой войне». Так и есть на самом деле. Если вернуться к Закону Украины, то не оказалось ни «прогнозування», ни «своєчасного виявлення», ни, тем более, «попердження і нейтралізації зовнішніх і внутрішніх загноз», и уж тем более «захисту територіальної цілісності».

Сегодня приходится констатировать, что «Оборонная доктрина» нашей страны как нельзя лучше соответствует бессмертному изречению Наполеона Бонапарта, что «генералы готовятся к… прошлой войне». Так и есть на самом деле. Если вернуться к Закону Украины, то не оказалось ни «прогнозування», ни «своєчасного виявлення», ни, тем более, «попердження і нейтралізації зовнішніх і внутрішніх загноз», и уж тем более «захисту територіальної цілісності».

«Оборонная доктрина» была неким совершенно отвлечённым документом, а вооружённые силы не соответствовали даже этой беззубой доктрине. Можно кого угодно обвинять в полной неготовности армии Украины к мало-мальски околовоенным операциям. Её благополучно разворовали все, от чиновников и генералов до простых граждан, которым подфартило «счастье» присоседиться к тотальному воровству. Разве это не так?
Именно поэтому вооружённые силы придётся строить заново и по-новому. От Академии Генштаба и военных ВУЗов до прикладной науки и техники,  оборонной промышленности и до рядового состава. И первое и обязательное – не генералы, а учёные должны прогнозировать, какими могут быть войны будущего. Должны быть проработанны все виды угроз Украине, даже самые маловероятные – с нами рядом находится сильный и коварный противник. И на все виды угроз должен быть подготовлен не один, а несколько планов по нейтрализации этих угроз. И эти планы должны быть обеспечены и соответственной военной техникой, и подготовленными военнослужащими. Вариант «авось, минует нас чаша сия» не проходит. Ведь видели, что последние годы, начиная с Югославии, войны возникают изнутри. Тунис, Ливия, Судан и Сирия, что, не были сигналом? Но наша военная «наука» никак не отреагировала. Не миновала нас чаша сия.

Структура армии должна коренным образом измениться. И в этом вопросе на генералов нельзя опираться – структуру армии должны определять учёные! А генералы должны сами изучить, с чем им придётся иметь дело, научить офицеров и солдат максимально соответствовать требованиям по предотвращению и пресечению угроз и, уж тем более, по отражению агрессии.

Уже абсолютно ясно, что без контроля и поддержки общественности вооружённые силы Украины в надлежащем виде созданы не будут. Здесь приобретают исключительно важное значение СМИ по военной тематике, не выходя, впрочем, за пределы секретности.
Вот, предлагаю, на почин.

Понятно, что без разведки армия может только вслепую отбиваться. Это просто поражение. Понятно, что должна быть и агентурная разведка, но не о ней сейчас речь. Армия должна быть оснащена современной радиоэлектронной разведкой. Именно она позволяет превентивно набирать информацию и анализировать весь спектр событий вокруг Украины, а так же значительно сокращать сроки реакции на то или иное событие.

Разведывательно-информационные системы строятся на интеграции различных способов разведки – загоризонтного стратегического, активно-пассивного обнаружения объектов противника (космических, воздушных, наземных и морских), средств навигации, связи и обработки информации, сетевого обмена разведданными, средств армейской радиоэлектронной разведки.

Как видим, две таких РЛС, соответствующим образом расположенных, вполне обеспечивают осмотр территории вероятного противника. И скажите, что Украине это не по силам с её научным и производственным потенциалом?

Вполне возможно оснастить нашу армию и надгоризонтными РЛС с обнаружением космических объектов противника на расстоянии до 1200 км., баллистических целей – до 600 км., воздушных целей – до 1000км. При этом с возможностью слежения одновременно за 500 объектами противника. 

Хочу привести выдержку из наглядного пособия советских времён (правда, противник оказался не с той стороны).

Как видите, наблюдая за постоянными и непредвиденными объектами вполне реально вовремя забеспокоиться и предпринять своевременно определённые меры по предотвращению нападения.

Кроме этого, в Украине разработаны и производятся армейские средства электронной разведки и радиолокации. Ниже привожу самые обычные средства радиотехнической разведки.

Всё это по силам разрабатывать, производить и усовершенствовать в Украине.

Создав систему комплексной разведки и разработав варианты противодействия всем видам агрессии против Украины, снабдив армию необходимым вооружением и военной техникой, в самый раз поговорить о нетрадиционных боевых операциях.

Будь Украина даже в достаточной мере вооружена для отражения космического ракетного нападения, или воздушного, или, даже, наземного, противостоять агрессии в Крыму и Донбассе этого было бы явно недостаточно. Как противостоять ставшими традиционными видами агрессии с применением высокотехнологического оружия и ведения бесконтактных войн достаточно известно. К этому постоянно добавляются новые средства ведения войны, основанные на последних достижениях науки и техники (за чем надо пристально следить) и на новых физических принципах. Остаётся удивляться, что Украина сыграла в «благородство», отказавшись от любого оружия возмездия. Это придётся разрабатывать и оснащать армию. Но что самое неприятное, вооружённые силы оказались беспомощными против массовой засылки диверсантов и созданной «пятой колонны».
И начинать тут нужно с пограничников. Надо немедленно прекратить практику, когда в пограничники нанимаются жители приграничных селений. У них родственники по обе стороны границы и в мирное время – это сумочно-рюкзачная контрабанда, в неспокойное время – это пропуск диверсантов на территорию страны. Ужесточить контроль на официальных пунктах пропуска – это всё равно, что заткнуть пальцем одну дырку в решете. Граница на замке, так на замке. По полям, лесам, горам, морям и рекам.  

Ну, а дальше должны быть обученные подразделения по обнаружению и нейтрализации диверсантов и завербованной «пятой колонны». Причём, не танками и пушками – это идиотизм. Это должно быть 3-4 батальона современных «ниньзя». Тихих, но эффективных. Задача не уничтожить диверсантов и завербованных предателей, а взять живыми и предъявить всему миру, как сильный аргумент в информационной войне. Для этого спецподразделения должны быть оснащены разнообразными средствами нелетальной нейтрализации противника. Шумовые гранаты, слезоточивый газ, резиновые пули – это устаревшие «оловянные солдатики». Должно быть иное. Например, террористы захватили здание и забаррикадировались. Это что, проблема, обстрелять окна здания рвотным газом? Когда тебя полчаса выворачивает наружу – стрелять не будешь. Это, как пример. И только в крайнем случае, такое здание необходимо поджечь огнемётами.

Первый этаж. Начнут выпрыгивать со второго этажа, тут и бери их тёпленькими. Что ценнее – разграбленное и подожжённое здание или человеческие жизни? Это тоже так, к примеру. Понятно, что для наиболее ярых понадобятся снайперы. Но опять же, зачем стрелять в голову или сердце, как это делали садисты на Институтской в Киеве? Достаточно в ногу, руку, плечо. Т.е., вывести противника из строя. Но это крайний случай. И бойцы должны быть обучены таким приёмам нейтрализации диверсантов и их пособников. Мирное же население при этом не страдает.

Кроме таких антидиверсионных подразделений должны быть и наши диверсионно-штурмовые. Это должна быть элита вооружённых сил. Супер «ниньзя». Способные захватить и удержать в том числе и Кремль. 

Необходимо продолжить заброшенные работы по взрывным электромагнитным генераторам. Сам взрыв безопасен, но при этом высвобождается настолько мощное электромагнитное излучение, что в радиусе ~ 300 метров выжигается вся электроника. Таким образом можно «заглушить, ослепить и обездвижить» любую технику противника.
Экипировка бойцов должна соответствовать последним достижениям науки и техники.

Это касается как обмундирования, так и оснащения и вооружения. Мы столкнулись с ситуацией, когда на нашей территории созданы засланными диверсантами вооружённые террористические организации. А наши вооружённые силы оказались не готовыми к фактически развязанной диверсантами городской партизанской войны. Не готовы морально, организационно, по вооружению и экипировке. Организационно отсутствует методика как безопасной доставки военнослужащих в зону конфликта, так и методика безопасной нейтрализации диверсантов и террористов.

Если БТРы можно оснастить изнутри кевларовым подбоем, чтобы при попадании в БТР крупнокалиберной пули или гранаты бойцы не пострадали, то с индивидуальной боевой экипировкой дело плохо.

Полевая форма должна быть лёгкой и прочной, защищать бойца от перегрева и переохлаждения, оснащена автоматическими датчиками ранения и вызова медперсонала. В комплект должна входить лёгкая непромокаемая одежда.

Кевларовый бронежилет должен быть индивидуально подогнан под каждого бойца и оснащён дополнительными съёмными титановыми пластинами. Чехлы для боеприпасов (патронов, гранат, короткоствольного оружия и пр.) должны быть удобно расположены. Обувь должна быть лёгкой, прочной, влагонепроницаемой с гибкой и непрокалываемой подошвой, с металлическим носком и пяткой.

Никакой проблемы у промышленности Украины нет в том, чтобы оснастить бойцов наколенниками и налокотниками, непробиваемыми шлемами с кевларовым подшлемником, со встроенными наушниками и микрофоном, с очками ночного видения и фонарём. У каждого бойца должен быть навигатор для определения своего, товарищей и командира местоположения и расположения противника. Я специально останавливаюсь на этом, ибо это всё по силам нашей науке и промышленности. Этим надо просто заниматься. Автомат Калашникова, конечно, неплохое оружие, но этого мало, не говоря о том, что и его надо усовершенствовать.

Но в каждом взводе мотопехоты должны быть гранатомётчики (7-10 бойцов), оснащённых гранатомётами со сменными обоймами, комплектом осколочных, бронебойных, фугасных, кумулятивных, зажигательных гранат и гранат нелетального воздействия.
В каждом взводе должно быть и 2-3 стрелка с крупнокалиберными винтовками и один – два стрелка со снайперской подготовкой. Я не считаю правильным отсутствие начальной военной подготовки в школах. Молодым ребятам и девушкам, как оказалось, надо уметь отражать агрессию.

Думаю, ничего плохого не будет в том, что окончание школы будет проходить в учебных лагерях в мае-августе, а вступительные экзамены в ВУЗы будет перенесено на октябрь. Во-первых, молодые люди приобретут хотя бы первичные навыки по защите Отечества, а во-вторых, офицеры-наставники смогут присмотреться к ним и предложить наиболее подходящим продолжить свою жизнь, служа в вооружённых силах. В конце концов, в Украине будет разработана и принята доктрина оборонной достаточности. Она потребует примерно 45-50 тысяч профессиональных военнослужащих в ВВС, ПРО-ПВО, ВМФ, танковых, артиллерийских, ракетных, радиотехнических, вспомогательных войсках и пр. Примерно 40-50 тысяч потребуется для мотопехоты и спецподразделений.

Кроме того, необходимы иррегулярные подразделения, которые по графику проводят военные сборы и, в случае необходимости, мгновенно пополняют регулярные бригады и полки.
Мы имеем коварного и беспринципного соседа, и ничего лишнего в готовности противостоять ему не будет.

Под конец, хочу подчеркнуть ещё раз – на этапе становления новой, современной армии в Украине огромное значение будет иметь общественная поддержка и я обращаюсь к средствам массовой информации – без вашей помощи и участия поддержка будет несистемной, т.е. слабой.

Владимир Рыжов,
Экс-помощник II-го Президента Украины, 
экс-первый заместитель министра промышленной политики