Публікації експертів

В КОСМОС С ЗЕМНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ

После развала Советского Союза Украине достался огромный научно-производственный потенциал в космической отрасли. За весь период независимости стране удалось его не только сохранить, но и развить. Сегодня продукция украинских производителей известна во всем мире - это в первую очередь ракеты-носители, доставляющие спутники на орбиту. Их спектр широк - от ракетоносителя «Циклон-3», который берет на борт 600 кг груза, до «тяжеловеса» «Зенит-3SL», который вытягивает за пределы планеты добрых 6 т. Благодаря имеющимся достижениям, Украина играет важную роль в ряде международных проектов, таких как «Морской старт», «Наземный старт», «Алкантара» и т.д. Однако отрасль постоянно сталкивается с теми или иными трудностями. В первую очередь они связаны с вопросами финансирования. Но даже в таких условиях украинским предприятиям удается существовать и в некотором роде развиваться. Недавно в прессе прошла информация, что Украина может сорвать график космических запусков по программам «Морской старт» и «Наземный старт», а это в свою очередь может существенно повлиять ни имидж и престиж государства. Defense Express попытался разобраться с данной проблемой и получить реальную картину сложившейся ситуации.

Суть обвинения
Как сообщил источник в российской ракетно-космической отрасли агентству «Интерфакс-АВН» в марте 2011 г., днепропетровское Производственное объединение «Южмаш» не в состоянии производить более четырех-пяти ракет-носителей «Зенит» в год, что ставит под угрозу выполнение плана их пусков с Тихого океана и Байконура. Поэтому не исключено возникновение своеобразной конкуренции за произведенные ракеты-носители между проектами «Морской старт» и «Наземный старт».
По его словам, в данных проектах используются одинаковые двухступенчатые ракеты-носители «Зенит-2S» и «Зенит-2SБ». Собеседник напомнил, что их пуски осуществляются с подвижной платформы в Тихом океане и с космодрома Байконур.
Он отметил, что подмосковная Ракетно-космическая корпорация «Энергия», которая в июле 2010 г. через свою дочернюю компанию Energia Overseas Limited получила 95% акций международного консорциума Sea Launch, будет всячески бороться за приобретение изготовленных ракет-носителей под нужды программы «Морской старт».
«Намерение «Энергии» вполне понятно. Корпорации надо быстрее окупить огромные средства, вложенные в проект после его банкротства, а сделать это можно путем осуществления как можно большего количества пусков с платформы в Тихом океане», – пояснил собеседник.
Однако он добавил, что в большом количестве ракет-носителей нуждается и Роскосмос, которому надо проводить с Байконура с помощью «Зенитов» запуски российских спутников метеорологического и научного назначения. Кроме того, с космодрома в Казахстане данными ракетами-носителями намечается вывести на орбиту коммерческие телекоммуникационные аппараты Intelsat 18 и «Лыбидь».

А на самом деле…
Суть проблемы на самом деле нужно искать не в Украине, а в России. Ракетно-космическая корпорация «Энергия» решила пойти на конфликт с дочерней структурой УГМК (Уральская горно-металлургическая компания) Искандера Махмудова – компанией ООО «Международные космические услуги» (МКУ). «Энергия» через суд требует с МКУ долг в 134,5 млн руб. ($4,5 млн). Источники в ракетно-космической отрасли полагают, что «Энергия» пошла на конфронтацию с фирмой Махмудова, чтобы избавиться от соперника. МКУ планирует осуществлять запуски с помощью ракетоносителей «Зенит», производство которых ограничено шестью единицами в год. Весь объем выпускаемых «Зенитов» востребован дочерней структурой «Энергии» в рамках проекта «Морской старт», и МКУ оказывается в роли конкурента, подлежащего устранению.
Исковое заявление от РКК «Энергия» к ООО «Международные космические услуги» зарегистрировано Арбитражным судом Москвы 17 ноября 2010 г. Сумма иска – 134,439 млн руб. В «Энергии» газете «Маркер» (статья от 7 декабря 2010 г.”РКК «Энергия» судится с компанией Искандера Махмудова”) сообщили, что таким образом решили взыскать с МКУ накопившиеся долги.
МКУ создана специально для реализации проекта «Наземный старт», который родился как дополнение к проекту «Морской старт». В начале 2000-х акционеры «Морского старта» решили, что спутники легче 4,5 т целесообразнее запускать «Зенитами» не с морской стартовой платформы, буксируемой к экватору, а с Байконура, где требовалось только модернизировать пусковой комплекс.
Под проект создали отдельную компанию – МКУ, 50% в которой в 2004 г. получила УГМК, оплатившая доработку ракет «Зенит-2SLБ» и «Зенит-3SLБ», а также доделку пусковой установки на Байконуре. Десяти процентную долю в МКУ получила РКК «Энергия».
В 2009 г. компания «Морской старт» из-за долгов, превысивших $3 млрд, начала процесс банкротства. В мае 2010 г. спасти ее взялась российская Energia Overseas Ltd (EOL), принадлежащая «Энергии». Она профинансировала процедуру выхода «Морского старта» из банкротства и получила в собственность активы компании. В «Энергии» уверяют, что приобретение «Морского старта» непосредственно не влияет на планы компании в отношении МКУ и «Энергия» сохранит долю в этой компании. Однако тот же источник в ракетно-космической отрасли газеты «Маркер» утверждает, что, став стопроцентным собственником «Морского старта», «Энергия» теряет заинтересованность в МКУ.
Собеседник «Маркера» полагает, что «Энергия» теперь будет способствовать устранению конкурента и судебные тяжбы – шаг именно в этом направлении.

А причем тут мы?
Каким же образом этот конфликт касается Украины, а точнее «Южмаша»? Все очень просто. Количество выпускаемых «Южмашем» ракет «Зенит» действительно ограничено максиму шестью-семью ракетами. Таковы мощности завода. Больше можно делать либо в ущерб других проектов, либо путем увеличения производственных мощностей. Но РФ в лице «Энергии» не пойдет на то, чтобы вкладывать в «Южмаш» деньги для увеличения базы украинского завода, тем более после недавних значительных финансовых затрат на выведения «Морского старта» из банкротства.
По мнению российских экспертов, для того чтобы проект «Морской старт» был рентабелен, ему нужно не менее 5-6 пусков в год. То есть на два проекта (морской и наземный) физически не хватает материальной части. Если производство двигателей для «Зенитов» за три года может вырасти, скажем, до уровня оснащения 10 ракет в год, то производство на «Южмаше» не может быть увеличено в такие сроки. И это не вина «Южмаша» – «что имеем, то имеем».
К тому же «Южмаш», согласно заключенному в конце 2010 г. договору, должен произвести десять ракет-носителей «Зенит-3SL» в интересах «Морского старта». По словам генерального директора украинского Конструкторского бюро «Южное» Александра Дегтярева, по условиям контракта три из них планируются к выпуску уже в 2011 г. Всего, по его словам, имеется пять твердых заказов на пуски украинских ракет-носителей. Генеральный директор «Южмаша» Виктор Щеголь еще в конце января 2011 г. заявил, что первая ракета к запуску в 2011 г. готова на 70%, вторая – на 50%. Идет закладка двух последующих машин. Кроме этого, следует отметить, что строительство десяти ракет согласно имеющимся договоренностям растянуто во времени как минимум лет на 5-6.
В интересах «Наземного старта» с космодрома Байконур в 2011 г. планировались пуски как минимум трех ракет «Зенит-3SLБФ». 20 января, как отметил А.Дегтярев, данный ракетоноситель уже вывел на орбиту российский метеорологический спутник «Электро-Л». В конце мая – начале июня, как ожидается, «Зенит-3SLБФ» выведет на орбиту российскую космическую астрофизическую обсерваторию «Спектр-Р», а на октябрь-ноябрь запланирован запуск с автоматической межпланетной станцией «Фобос-Грунт», предназначенной для исследования спутника Марса Фобоса и доставки образцов его грунта на Землю. Также, как заявлял А.Дегтярев, во втором квартале 2011 г. с Байконура запланирован коммерческий запуск «Зенита» (в модификации «Зенит-3SLБ») с американским телекоммуникационным спутником Intelsat-18.

Заключение
Таким образом, даже при простых арифметических подсчетах видно, что на сегодня при тех объемах заказов, существующих производственных мощностей в Украине пока вполне хватает. При этом в настоящее время «Южмаш» делает ракеты только после появления конкретного и заверенного договорами заказа и проплаты аванса. Делать ракеты впрок при нынешних экономических условиях в Украине – нерентабельно. Как говориться: «Утром деньги – вечером стулья, вечером деньги – утром стулья. Можно наоборот, но деньги вперед».
Выходит, по крайней мере на сегодня, слова о том, что «Южмаш» может поставить под угрозу выполнение планов пусков с Тихого океана и Байконура, являются по меньшей мере безосновательными. Пока, на данном этапе Украина выполняет взятые на себя обязательства. Если наши партнеры заходят большего, то, безусловно, все можно решить в ходе переговорного процесса. Ну а пока, рано кого-то винить и делать крайним, следует самим разобраться в своих проблемах.