Публікації експертів

Украинская оборонка для нужд Хорватии

31 мая 2013 г., ГК «Укрспецэкспорт» официально, после почти двухнедельного молчания, сообщила о выигрыше в тендере Министерства обороны Хорватии на ремонт 6 вертолетов Ми-8 и Ми-17. Знаменательно, что компании удалось победить в тендере, где кроме Украины, принимали участие представители авиаремонтных предприятий из России, Беларуси и Чехии. В итоге Украина должна будет уже до 30 ноября 2013 г. осуществить капитальный ремонт первых двух вертолетов марки Ми. Согласно сообщению ГК «Укрспецэкспорт», ремонт будет проводиться на ГП «Севастопольское авиационное предприятие», которое входит в состав ГК «Укроборонпром», при участии ПАО «Мотор Сич».

Однако следует отметить, что в это же время проходил другой не менее важный тендер, в котором также участвовала Украина и результаты которого должны были быть оглашены 28-29 мая этого года – это ремонт и приобретение самолетов МиГ-21 в интересах ВВС и ПВО Хорватии. Однако новостей все нет и нет. Всего тендер охватывал 12 самолетов МиГ-21. Стоимость сделки составляет 80 млн кун ($13,7 млн/€10.5 млн), которые планируется выделить из госбюджета Хорватии 2013 года. Желание руководства страны обновить парк МиГ-21 обусловлено тем, что в течение текущего года большинство их исчерпают свой ресурс и должны быть списаны.

Если ситуация вокруг вертолетов более менее прозрачна, то с самолетами – весьма запутанная. Украина, как обычно, оказалась в эпицентре очередного скандала, раздутого масс-медиа, при чем не отечественными.

В конце прошлого и начале этого года, хорватские и ряд других иностранных СМИ, подкрепляемые фотографиями Миг-21 с йеменской окраской, перепиской украинских, хорватских и йеменских официальных представителей, распространили информацию, что якобы самолеты, которые Украина предлагает на продажу принадлежат Йемену и Хорватии хотят «впарить» чужие «МиГи». Однако украинская сторона заверила, что Йемен от этих самолетов отказался ввиду отсутствия денег. Иными словами ничего не мешает их продавать другим странам.

Где правда, знают только избранные, однако мнение общественности уже сформировано, простые хорваты уже будут думать, что украинцы – не надежные партнеры. В такой ситуации переломить общую картину весьма трудно. Однако, если с одной стороны – нет дыма без огня, то с другой – нужно смотреть намного шире на проблему. В Хорватии сошлись интересы многих производителей и поставщиков услуг. В 2011 г. Германия была готова пожертвовать (или дешево продать) Хорватии 20 своих F-4 Phantom II. Аналогичное предложение было предложено от ВВС Швеции, которые были готовы предоставить бесплатно эскадрилью применяемых самолетов Gripen. В феврале 2012 г. голландские ВВС предложили свои истребители F-16 Block 15. И это лишь те участники процесса, кто стал известен общественности. На фоне такой конкуренции появление различного рода провокационных данных является не следствием, а правилом. Поэтому ко всему этому нужно относиться философски.

Вообще ситуация вокруг замены или обновления парка самолетов МиГ-21 для Хорватии достаточно сложная, так как имеет политический и экономический подтекст. Политический основывается на том, что Хорватия является страной НАТО и ориентируется на сотрудничество с западными производителями. Поэтому позиция руководства страны сосредоточена на том, чтобы постепенно приобретать ведущие западные технологии и развивать собственный ОПК. Экономический аспект базируется на том, что на сегодня в стране нет средств на приобретение, пусть даже на первых порах бесплатно, самолетов JAS39C/D Gripen или F-16 Block 15. Конечно, дареному коню в зубы не заглядывают, но ведь получив сегодня бесплатно самолеты, в дальнейшем будет необходимо потратить внушительную сумму на подготовку пилотов, проведение технического обслуживания техники и многое другое. Кроме того национальный ОПК ориентирован на самолеты Миг-21. В Хорватии есть ряд предприятий, задействованных в рамках работ, так или иначе, касающихся самолетов данных типов. На фоне всего этого, восстановление работоспособности самолетов МиГ-21 на краткосрочную перспективу выглядит вполне целесообразным.

Главными претендентами на выигрыш в тендере эксперты называют  украинское ГП «Одесавиремсервис» и румынскую компанию Aerostar. Кстати именно последняя в 2003 году уже проводила обновление парка хорватских самолетов MiГ-21бисД и MiГ-21 УМД и имеет опыт совместной модернизации самолетов этих типов с израильской Elbit System в интересах ВВС Румынии.

Однако украинская тендерная пропозиция по оценкам хорватских специалистов является лучшей и скорее всего она будет выбрана руководством Хорватии. Вот что написало о нем одно из хорватских изданий: «Украинское предложение как лучшее оценили две комиссии, около 20 представителей МО и Вооруженных сил Хорватии в области логистики, обеспечения, военной авиации. Если подвести черту в конце оценочной таблицы, то украинское предложение по баллам является лучшей (от предложений конкурентов) где-то на 40%».

Конечно успех на хорватском рынке вооружений для Украины  это знаковое событие. Тут нельзя не согласиться с утверждением, что: «Украина и в 2013 г. остается мощным игроком на рынке вооружений». Однако хочется задать один ключевой вопрос – НА ДОЛГО ЛИ? Ведь мир стремительными семимильними шагами уходит вперед, создает все новые и новые образцы вооружения и военной техники, а Украина по миру в большинстве случаев ремонтирует, обновляет, модернизирует, распродает остатки наследия и за редким исключением, что-то поставляет новое. Хочется больше слышать о таких контрактах как с Пакистаном, Ираком Таиландом и Индией. Турция, к примеру, уже давно нас обогнала по многим технологическим достижениям, а мы все топчемся на месте… До коли….

 

Comments.ua