ЦИАКР СТАЛ СООРГАНИЗАТОРОМ ПЕРВОГО ВСЕУКРАИНСКОГО ФОРУМА ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Первый Всеукраинский форум оборонной промышленности прошел в Киеве в последний день лета 2010 ГОДА. Первая попытка корпоративного объединения для публичной дискуссии о проблемах ОПК и национальной армии организована неправительственными структурами – Ассоциаций «Украинские оборонные технологии», Центром исследований армии, конверсии и разоружения и консалтинговом агентством Defense Express – при поддержке информационного агентства УНИАН.
Такой формат был избран не случайно. Как и ожидалось, мероприятие не попало в поле зрения правительства – ни один официальный представитель Кабмина, как и чиновники Минпромполитики и Минобороны форум не посетили. Зато форум не обделили вниманием парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Анатолий Гриценко и руководитель подкомиссии профильного комитета, советник президента Анатолий Кинах. Примечательно, что сегодня разговор ведется не просто о снижении обороноспособности ВСУ, а о существовании армии как государственного института. «Запланированные показатели финансирования армии – это показатели разрушения и армии, и ОПК».
Причин тут много. В течение почти двух десятилетий ОПК жил экспортными заказами, армия получала единичные образцы новой техники, а приватизация преимущественно приводила к потерям. Стоит лишь вспомнить опыт Луганского станкостроительного завода и Донецкого завода «Точмаш», в результате реализации которых Украина практически утратила возможность восстановления боеприпасной отрасли.
Но и сегодня нет ни четкости, ни ориентиров. Накануне форума министр промышленной политики Украины Дмитрий Колесников обозначил приоритеты промышленного ведомства таким образом: авиастроение, судостроение, радиоэлектроника и радиолокационная техника. Тем временем военное ведомство на 2011 год в графах, предусматривающих расходы на закупки новых вооружений и военной техники, модернизации техники, фундаментальную науку и НИОКР, и даже продление сроков эксплуатации ВВТ, поставило прочерки. Если одним из приоритетов промышленного ведомства является судостроение, то почему тогда заместитель губернатора Игорь Катвалюк говорит, что строительство корвета на ЧСЗ приостановлено? Или если еще одним приоритетом является радиолокационная, то почему «Аэротехники» Валерий Богуславский отмечает, что заказ Минобороны по созданию автоматизированной системы управления для ПВО не финансируется уже в течение двух лет? Говорить почему по поводу Ан-70 уже вообще не хочется.
Одним из приоритетов Минобороны назывался проект создания многофункционального ракетного комплекса «Сапсан». О нем в Минпромполитики не говорят. И это понятно: «Сапсан» из другой сказки, из НКАУ. Но и этот проект не двинулся дальше эскизного. При том, что проект «Сапсан» остается едва ли не единственным проектом, который национальная оборонная промышленность способна выполнить самостоятельно. И, пожалуй, единственным проектом стратегического уровня, способным усилить обороноспособность государства. Хотя и корвет, если будет потерян для страны, на добрый десяток лет поставит крест на ВТС Украины с государствами Европы. Ведь 38% комплектующих в нем – западного производства. Еще один проект – по модернизации боевого вертолета Ми-24 – тоже приоритетный для военного ведомства – из третьей сказки, пишущейся самим Минобороны. Потому что исполняется собственно предприятием ведомства. Кстати, упомянутая «Аротехника», создававшая единое радиолокационное поле, является частным, и, таким образом, вообще за пределами учета.
Так не пора ли разобраться с приоритетами и самими предприятиями? Начать, как минимум, с того, чтобы все были подчинены единому координационному центру. Отсюда и возник вопрос активности корпоративной среды.
Корпоративная этика ОПК
В самом деле, в стране с избыточным количеством центров влияния на такие критические области как военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, формирование и распределение гособоронзаказа, развитие фундаментальных исследований и ведение перспективных опытно-конструкторских работ, есть необходимость укрепления корпоративной среды.
В условиях Украины говорить о корпоративной этике непросто. Даже на уровне предприятий, принадлежащих к разным министерствам, это чувствуется. Тот же глава промышленного ведомства считает оборонными только «свои» 77 (правда, по данным других государственных структур, их 79). Потому 42 предприятия военного ведомства и 13 НКАУ стоят настолько обособленно, им не до участия в обсуждении общих проблем. Разумеется, как и чем живут 15 предприятий ФГИУ, три – СБУ, одно – МВД, знают только они сами. Отсюда и размытость приоритетов, практическая невозможность проведения инвентаризации технологий, и самое главное, координация.
Современные оборонные технологии и современные проблемы ОПК
В «Украинском доме» себя представили те предприятия, которые можно считать ядром ОПК. Разработчик высокоточных средств поражения ГККБ «Луч», производитель авиационных ракет «воздух-воздух» ГАХК «Артем», разработчик и производитель средств связи «Телекарт-прибор», разработчик и производитель головок самонаведения для ракет КП специального приборостроения «Арсенал», разработчик и производитель систем радиолокации НПО «Аэротехника» и ряд других.
Представляется особенно важным, что набирают силы частные предприятия. Если еще 7 – 8 лет тому таким игрокам приходилось добиваться участия в выполнении гособоронзаказа всяческими ухищрениями, довольствуясь ролью субподрядчика, сегодня многие из них представляют «лицо» отечественной оборонки. Вернее, ее еще действующих очагов, ибо ОПК в целом, мы это должны признать, публично и со всей ответственностью, восстановить уже не удастся никогда. Но можно сохранить высокий уровень на определенных направлениях. Сегодня такие предприятия как «Аэротехника», НПФ «Адрон» (разработчик систем противодействия высокоточному оружию), «МАТС-Маркет» (тренажеры для МиГ-29) узнаваемы на рынке. Но часто неизвестны отечественным министерствам и ведомствам.
Реформа ОПК и вертикали ВТС
Никто уже не скрывает, что грядет масштабная реформа ОПК и вертикали ВТС. Советник президента А.Кинах прогнозирует, что для контроля над отраслью будет создано Национальное агентство по вопросам оборонной промышленности. «Это будет центральный орган власти, с подчинением на стыке Кабмина и Совета нацбезопасности», – говорит он.
Тем не менее, одинаково важными остаются как политический, так и экономический уровни жизни ОПК. То есть, политические решения по военно-техническому сотрудничеству должны приниматься соответствующим политическим органом, экономика решаться в рамках правительственного агентства. Создание вертикально-интегрированных групп является давней задумкой реформаторов, и впервые детально этот процесс был расписан еще в 2002 году, в рамках работы Госкомиссии по ОПК. Не исключено, что стоит присмотреться к тем постулатам, которые в условиях Украины евно не устарели. Это, тем более, следовало бы сделать, если учесть динамику военно-технического сотрудничества. Так, по С 2003 г. объемы экспорта украинского вооружения удвоились, тогда как в мире этот показатель возрос в 2,6 раза. Другими словами, не стоит уповать на то, что рекордные 1,4 млрд долл и рекордный портфель заказов обеспечат работу системы по принципу колеса. Украина давно уже не в десятке спецэкспортеров и наметилось не только отставание ее от группы лидеров, но и от группы совершенно новых игроков, которых еще вчера вообще не знали на мировой рынок вооружений. Например, Китай, ЮАР или Южная Корея.