После встречи Трампа с Ким Чен Ыном США разработали и вскоре обнародуют план-график реализации договоренностей по денуклеаризации Корейского полуострова, сообщил Reuters. Очевидно, что разоружение КНДР, несмотря на скептические оценки, постепенно приобретает более или менее практические очертания.
Чем же так важен процесс денуклеаризации для мира и для Украины в частности? И какие действия следует выполнить Киеву в этом контексте?
Фото: EPA/UPG Дональд Трампа и Ким Чен Ын во время встречи в Сингапуре, 12 июня, 2018.
Корейский вопрос: наблюдаем с осторожным оптимизмом
Анализ развития ситуации вокруг Пхеньяна складывается таким образом, что медленно, но уверенно проходит переговорный процесс по стабилизации ситуации в регионе и денуклеаризации Корейского полуострова.
Основными признаками на сегодняшний день является подписание Пханмунджомской декларации и проведения саммита в Сингапуре. Напомним, что 27 апреля в поселке Пханмунджом на территории демилитаризованной зоны состоялась встреча лидера КНДР Ким Чен Ына и президента Республики Корея Мун Чжэ Ина. Мировые СМИ назвали встречу исторической, ведь по ее результатам было подписано Пханмунджомскую Декларацию, конечной целью которой должна стать полная денуклеризация Корейского полуострова.
Для нормализации и развития отношений и воссоединения стран предполагается активизировать контакты в экономической, политической и военной сфере. Этому будут способствовать ряд совместных мероприятий, визитов, обменов и на высшем и местном уровнях.
Вторым блоком в декларации определены ослабление военного противостояния и устранения угрозы войны на Корейском полуострове. Для этого предусмотрено преобразование демилитаризованной зоны, которая фактически разделяет два государства, на “мирную зону”. Для этого будут пресекаться враждебные действия по отношению друг к другу.
Скульптура в демилитаризованной зона между КНДР и Южной Кореей, Панджу, Южная КореяФото: tripadvisor.ru/ Hotinheere
Третьей частью предусмотрено преобразование ныне действующего договора о прекращении огня с 1953 года на постоянный мирный договор. Для этого будут продолжаться переговоры в трехстороннем (Северная и Южная Кореи и США) или четырехстороннем формате (Северная, Южная Корея, США и Китай).
Говоря о встрече Ким Чен Ына и Дональда Трампа во время саммита в Сингапуре в июне 2018 года, важным признаком «осторожного оптимизма» является подписание итоговой декларации, в которой КНДР взяла на себя обязательства по денуклеаризации в обмен на улучшение отношений и гарантий безопасности со стороны США. В свою очередь, в качестве уступки, американский президент обещал остановить совместные с Южной Кореей военные учения, которые всегда воспринимались Пхеньяном как отработка наступательных операций.
Последние события показывают прогресс не только декларативно, но и практично. На международной арене КНДР делает шаги для преобразования из страны-аутсайдера в полноценного субъекта международных отношений. Сейчас активизируются политические и экономические отношения, ведутся переговоры для восстановления автомобильного и железнодорожного сообщения между Кореями. Гуманитарный “коридор” должен быть заложен через так называемого «воссоединение разделенных семей», процесс уже анонсирован на август этого года.
Есть также прогресс в военной сфере: кроме двух уничтоженных полигонов (Пхунгери и Ихара), ведутся переговоры по ликвидации третьего – Сохе в провинции Пхёнан-Пукто на западе страны. Важность полигона Сохе заключается в том, что он предназначен для испытаний жидкотопливных ракетных двигателей для баллистических ракет большой дальности. По данным экспертов, именно там была создана межконтинентальная ракета Hwasong-15, которая может долететь до берегов США. И в передаче двигателей для которой обвиняли Украину.
Ким Чен Ын наблюдает за пуском ракеты «Хвасон-12»Фото: EPA/UPG
Токио, Пекин, Москва: третий лишний
Анализируя влияние других игроков региона, стоит отметить, что устойчивый интерес в разоружении страны Чучхе имеет прежде всего Япония, нормативные документы которой всегда ставили ядерный шантаж Пхеньяна на первое место среди угроз национальной безопасности. Поэтому официальный Токио положительно отнесся к переговорному процессу.
В то же время интерес Японии к КНДР не ограничиваются вопросом денуклеризации. Задачей номер один для Токио является возвращение похищенных спецслужбами КНДР граждан Японии в 1977-1983 гг (по разным данным до 80 человек), которые были захвачены с целью обучения японскому языку сотрудников спецслужб КНДР. И премьер-министр Японии Синдзо Абэ пока включает все имеющиеся механизмы (в том числе, ведет диалог с Дональном Трампом), чтобы внести этот вопрос в переговорный процесс.
Если говорить о китайском факторе, то он безусловно имеет колоссальное значение. Пекин имеет очень большое влияние на Пхеньян: именно после встречи Ким Чен Ына с лидером КНР Си Цзиньпином начался процесс переговоров. В течение последних трех месяцев лидеры этих стран встречались трижды, что говорит о четкой координации между ними. Здесь большое значение имеют, прежде всего, исторические, экономические и политические факторы. Отношения этих двух стран Мао Цзэдун когда-то назвал “близкими как губы и зубы”, подчеркнув таким утверждением не только близость, но и взаимозависимость двух стран.
Ким Чен Ын и Си Цзиньпин во время их встречи в Даляне, Китай, 08 мая 2018.Фото: EPA/UPG
С другой стороны, совершенно очевидно, что Россию вообще исключили из переговорного процесса, хотя она всегда позиционировала себя как миротворец в регионе и как игрок, без которого невозможно достичь мира и денуклеризации. Именно Россия продвигала стратегию «двойной заморозки», согласно которой США должны прекратить военные маневры с армией Сеула и развертывание ПРО в Южной Корее и Японии. В то время как Пхеньян в обмен на это должен положить конец пускам ракет и ядерным испытанием. Теперь же Москва отсутствует в переговорном процессе (напомним, что диалог ведется в трехстороннем или четырехстороннем формате), хотя всеми силами пытается туда снова попасть.
Украинский интерес в северокорейском вопросе
Начало переговорного процесса между лидерами КНДР, Республики Кореи, США и КНР по денуклераризации Корейского полуострова создает уникальный шанс и для Украины – чтобы положить конец расследованию предыдущих «ракетных обвинений» Киева. Такие обвинения регулярно появлялись в СМИ, но никогда не получали практического подтверждения.
Последнее из таких произошло в августе 2017, когда в газете «The New York Times» появилась статья с обвинениями Украины в передаче КНДР ракетных технологий. Расследование Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) продемонстрировало, что данная статья носила провокационный характер информационной атаки. Во-первых, чтобы скрыть возможные поставки ракетных двигателей из РФ. Во-вторых, чтобы сорвать поставки летального оружия из США в Украину в частности и ухудшить украинские-американские отношения в целом. И в-третьих, чтобы нанести существенный удар по международному имиджу Украины в контексте создаваемой Киевом мировой антироссийской коалиции.
Правительство Украины, СНБО, а также «Южмаш» категорически отрицали возможность поставок ракетных двигателей Пхеньяну. Позже, по результатам расследования, которое проводилось под председательством секретаря СНБО, было установлено, что данная статья была элементом информационного прикрытия и отвлечения внимания мирового сообщества от предполагаемого участия РФ в реализации северокорейских ракетных программ.
И вот в случае подписания упомянутой выше Дорожной карты и начала практических шагов по ее реализации, международному сообществу будет предоставлен доступ к проверке и ликвидации ядерных объектов КНДР. В том числе и ракетных систем. Поэтому сейчас для Киева наступает возможность не только защищаться от обвинений, но и проводить активные действия.
Какие действия должен сделать Киев
Именно Россия могла передать ракетные двигатели и технологии, которые дали существенный толчок ядерной программе КНДР. Поэтому ЦИАКР считает, что Москва, безусловно, будет заинтересована в сокрытии своего участия в передаче ракетных технологий Пхеньяну. И будет пытаться всеми возможными способами уничтожить доказательства своей причастности к ракетной программе КНДР, в том числе по линии специальных служб. Положительным для Киева является отсутствие РФ в переговорном процессе, что дает шанс на то, что Кремлю все же не удастся получить доступ к ракетам и уничтожить доказательства передачи ракетных технологий.
В связи с этим, ЦИАКР предлагает правительству Украины и СНБО инициировать процесс привлечения украинских представителей в международную группу по денуклеризации Корейского полуострова для получения фактических материалов в рамках проведения расследования обвинений Украины в передаче ракетных технологий.
Включение украинских представителей (специалистов СНБО, Администрации Президента, МИД, МО, спецслужб, КБ «Южное», завода «Южмаш») в международную группу по денуклеризации Корейского полуострова позволит:
Во-первых, обеспечить объективное расследование происхождения ракетных двигателей северокорейских баллистических ракет и окончательного опровергнуть участие Украины и украинских предприятий в их изготовлении.
Во-вторых, установить реальных поставщиков ракетных технологий КНДР с нарушением международных режимов нераспространения и наказать их в соответствии с существующими нормами международного права.
В-третьих, добиться опровержения обвинений Украины в нелегальных поставках ракетных технологий КНДР и поставить точку в очередном «оружейном скандале», который уже нанес ущерб имиджу Украины.
В-четвертых, предотвратить использование «ракетного дела» в будущих информационных операциях против Украины.
Официальному Киеву следует безотлагательно осуществить активные и комплексные меры по организации международного независимого расследования, выведя на «чистую воду» настоящих спонсоров ракетной программы КНДР.
Авторы: эксперты ЦИАКР Михаил Самусь, Юрий Пойта