Реформирование армии по стандартам НАТО – для Украины тема очень популярная, а сегодня, в условиях войны – популярная вдвойне. Каждый раз, когда о ней начинают говорить, вопросов возникает гораздо больше, чем результатов на выходе. Что такое НАТО сейчас вообще? Почему мы должны следовать стандартам Альянса? Как сегодня в Украине переходят на стандарты НАТО и каковы перспективы создания у нас армии натовского образца? Попробуем в этом разобраться.
Нужны ли Украине НАТО и его стандарты? Вместо очередного ликбеза
Для того чтобы понять зачем нам реформировать армию по натовским нормативам, необходимо сначала разобраться в том, что же собой представляет НАТО с ее пресловутыми стандартами.
С чисто военной точки зрения, НАТО сегодня – это передовые военные экономики мира, новейшее вооружение, внедрение инновационных технологий в оборону, развитый сектор ОПК, высокий уровень боевой готовности вооруженных сил, всестороннее социальное обеспечение военнослужащих, это постоянная адаптация к меняющейся военно-политической обстановки в мире.
Для унификации вооруженных сил всех 28-и стран-членов Альянса там приняты т.н. стандартизационные соглашения (англ. Standardization Agreement – STANAG), которые позволяют наиболее эффективно осуществлять совместное управление силами и средствами вооруженных сил, проведение совместных операций и миссий, боевую подготовку, техническое оснащение армий, разработку и производство вооружения и военной техники. На сегодня таких стандартов существует боле тысячи…
Конечно, для Украины идеальным вариантом было бы реформирование армии по натовским стандартам и скорое вступление в саму организацию. Но сегодня по ряду причин (прежде всего, политическим), евроатлантическая интеграция Украины в ближайшей перспективе не возможна. С военной точки зрения наше государство интересно для НАТО, только если добавит безопасности его участникам, а не будет требовать от них защиты…
В таких условиях возникает логичный вопрос: а стоит ли браться за глубокие военные реформы, понимая при этом, что перспектива стать членом НАТО сегодня весьма призрачна. Ответ здесь утвердительный, ведь реформирование армии по стандартам НАТО – это процесс, в результате которого будет расти боеспособность наших вооруженных сил, а с ним и обороноспособность всей страны, как бы многократно и банально это ни звучало. В условиях постоянной угрозы со стороны России, этот аргумент более чем весомый. Это нужно в первую очередь нам, а не Альянсу.
Внедрение в Украине стандартов, которые используют США, Германия, Великобритания и др., повлечет за собой позитивные изменения не только непосредственно в вооруженных силах. Вопреки мифам, которые распространяют противники НАТО (например, о гибели украинской оборонки в случае ее перевода на «натовские рельсы»), стандарты Альянса для украинской оборонной промышленности откроют новые возможности по разработке, производству и реализации вооружения и военной техники (ВВТ). Внедрение стандартов откроет для отечественных производителей новые направления кооперации с западными партнерами. В частности, могут быть организованы совместные предприятия и производства, созданы привлекательные инвестиционные и офсетные условия, организованы передача на территорию Украины технологий производства узлов и агрегатов для комплектации систем вооружений для национальных ВС, а также совместное производство ВВТ для выхода на рынки третьих стран.
Внедрение стандартов НАТО в боевую подготовку войск, а также подготовку офицерского и сержантского состава, даст возможность существенно поднять уровень боеготовности Украинской Армии. Кроме того, это позволит не только перенять колоссальный опыт лучших армий мира, но и достичь совместимости с ними.
Реформирование системы управления вооруженными силами по стандартам НАТО позволит иметь оптимальную структуру, которая при минимально необходимых для этого ресурсах будет эффективно выполнять поставленные перед ней задачи. В условиях боевых действий это означает лучшее владение обстановкой, повышение гибкости управления силами и средствами, быстрое принятие решений, минимизация потерь в силах и средствах.
Немаловажным является и вопрос переведения на стандарты НАТО т.н. «социального пакета» украинских военнослужащих, который позволит сделать службу в армии привлекательной, престижной и перспективной. Поскольку «социалка» в НАТО – это не только высокое денежное обеспечение военнослужащих, но и реализация их социальных гарантий, среди которых, решение жилищного вопроса, гарантии права на охрану здоровья и медицинскую помощь, страховые гарантии, гарантии при увольнении с воинской службы и т.п.
Также следует отметить, что переход на стандарты НАТО даст наконец возможность отойти от советского мышления во всех сферах жизнедеятельности ВС, в частности, от такого явления, как солдафонщина. Натовские стандарты предусматривают такие реалии армейской жизни, в которых отсутствует существенная разница между тем, кто и какое звание имеет и какую должность занимает. Рядовой ты или же генерал – не имеет значения, поскольку и первый и второй уважают друг друга.
В целом, реформирование ВС по натовским стандартам ускорит создание в Украине настоящей профессиональной армии. Именно профессиональной, а не армии контрактников, которую сегодня строят в Украине и пытаются преподнести, как профессиональную. На самом деле, собственно наличие большого количества контрактников (как это хотят сделать у нас) на уровень профессионализма и боеспособности вооруженных сил влияет очень опосредовано. В армиях стран НАТО (безотносительно системы призыва), военнослужащий – это, прежде всего, профессионал, который каждый день занимается боевой подготовкой, эксплуатирует современное ВВТ, а не думает о том, как прокормить свою семью и где найти для нее жилье.
Перевод на «натовские рельсы»: нынешние реалии Украины
Из официальных заявлений высшего политического и военного руководства страны можно сделать вывод, что сегодня Украина активно внедряет стандарты НАТО, и вскоре мы увидим новую модель военного устройства государства. К примеру, относительно недавно Министр обороны С.Полторак отрапортовал, что в ВСУ уже внедрены 115 стандартов НАТО, еще 402 стандарта требуют первоочередного введения и что в целом в Альянсе удовлетворены и поддерживают процесс реформ, который осуществляет Минобороны.
В реальности же ситуация не настолько радужная. В процессе военных реформ можно наблюдать сильнейшее сопротивление старой системы, которая привыкла ничего не делать, ни за что не отвечать и лишь проедать бюджетные средства. Старая система, которая привыкла находиться в созданной ею же зоне комфорта, сегодня пытается максимально тормозить реформы в армии, в частности, переход на стандарты НАТО.
Например, правительство приняло Годичную программу сотрудничества Украина-НАТО и обращается к Альянсу за помощью в реформировании сектора безопасности и обороны. Тем временем реализация ряда важных решений (например, касательно целевых трастовых фондов) тормозится из-за традиционной бюрократической волокиты. Фактически не ведется работа в рамках трастового фонда по перезахоронению радиоактивных отходов. Из-за отсутствия украинского координирующего органа остановлено функционирование совместной рабочей группы Украина-НАТО по вопросам науки и охраны окружающей среды…
Показательно складывается ситуация с реформированием украинских ВМС. Ряд экспертов, как из стран НАТО, так и Украины, совместно прописали основные идеи реформирования самого малого и самого разрушенного вида ВСУ на основании стандартов НАТО, с учетом нынешних военных угроз Украины и ее финансовых возможностей. Так, наиболее подходящей для реформирования ВМС Украины была выбрана шведская модель построения флота. Однако на флоте начался откровенный саботаж этих идей. Вначале командование ВМС отказалось от визита в штаб ВМФ Швеции, по сути, отказавшись от обсуждения практической реализации разработанной модели. Одновременно от работы над проектом были отодвинуты офицеры с принципиальной позицией, а вести его было поручено более «послушным». Перспективные идеи намеренно игнорировались, принципиальные понятия будущей реформы были искажены и подменялись старыми советскими подходами. «Количество» опять победило «качество». Вместо рационального построения сил ВМС, был выбран путь раздувания существующей постсоветской структуры с неподъемными для страны затратами. И сегодня, несмотря на все рациональные мысли и призывы обратиться к эффективной натовской модели, в противостоянии по линии «что нужно государству – что нужно командованию ВМСУ», увы, похоже, побеждает второе.
Нельзя также не вспомнить эпопею с созданием в Украине Сил специальных операций (ССО), когда не без помощи Генерального штаба ВСУ тормозилось одно из наиболее приоритетных направлений программы сотрудничества по линии Украина – НАТО. Для помощи Украине в вопросе создания полноценных ССО по натовскому образцу, в структуре миссии НАТО в Украине был даже создан специальный трастовый фонд, а страны-доноры уже перечислили в него начальное финансирование. С украинской же стороны вместо того, чтобы воспользоваться такой помощью, работа управления специальных операций Генштаба была парализована, а средства трастового фонда оставались неизрасходованными.
Понятно, что это вызывало недоумение в НАТО. О том, что Украина не использует помощь западных военных экспертов, не использует средства трастового фонда, не привлекает дополнительные ресурсы, которые НАТО готово выделять под программу ССО, представители миссии Альянса начали напрямую докладывать в Администрацию Президента. В результате, сопротивление старой системы было сломлено, и процесс создания ССО по натовскому образцу был запущен. Теперь остается лишь его контролировать, чтобы довести начатое дело до конца.
Еще один пример торможения внедрения стандартов НАТО в украинской армии – переход ее управленческой структуры, начиная с Генштаба, на принятую в НАТО т.н. «J-структуру». Дело в том, что в НАТО существует оптимальная для управления войсками структура штабов, тогда как у нас – громоздкая, неповоротливая и неэффективная постсоветская система. Переход на натовские стандарты позволил бы не только повысить уровень управления вооруженными силами, но и обеспечить в будущем их взаимодействие с войсками Альянса. Также, переход на «J-структуру» означал бы серьезную оптимизацию, вычищение структур-паразитов, сокращение количества балласта (включая количество замов начальников) и пр. Понятно, что такая перспектива привлекает далеко не всех в этих структурах и поэтому на этом направлении реформ присутствует тотальный саботаж. И, увы, даже почти два года де-факто войны с Россией, не могут изменить ситуацию.
Советники Альянса продолжают наблюдать атавистический страх постсоветского чиновника перед иностранцем. Они открыто отмечают бюрократическую волокиту, низкую инициативность, медленное выполнение утвержденных программ, ограниченный доступ к департаментам Минобороны и Генштаба, а также проблемы с налаживанием контактов с партнерами и получением необходимой информации.
ВМЕСТО ИТОГОВ
Говоря о проблематике внедрения в Украине стандартов НАТО, следует выделить три основных момента:
– потребность во внедрении в Украинскую Армию стандартов Альянса более чем актуальна;
– возможности и наработки для этого имеются;
– единственное, что этому препятствует – существующая в армии и стране в целом старая система, которая продолжает саботировать реформы, поскольку эти процессы являются предвестником ее скорого конца.
Переход на стандарты НАТО не является панацеей от всех проблем, которые накопились в армии за время ее существования. Но при разумном их внедрении, с использованием опыта и помощи Альянса, они однозначно помогут создать в Украине действительно боеспособные Вооруженные Силы, способные защитить свою страну.
Игорь ФЕДЫК, эксперт по вопросам международной безопасности,
Центр исследований армии, конверсии и разоружения