По результатам недавнего визита в Беларусь министра обороны КНР, генерал-полковника Вэя Фэнхэ, глава китайского военного ведомства заявил, что Китай и Беларусь стали «железными братьями», и после традиционного обмена любезностями в духе стратегического партнерства, страны подписали соглашение о передаче белорусам безвозмездной военной помощи.
Однако, Минск нацелен на гораздо большие горизонты, чем получение бесплатных китайских бронеавтомобилей. Задачей номер один для Беларуси является создание нового ракетного оружия, и помощь китайских товарищей, на фоне периодических трений с Кремлем, может стать решающей.
«Вы помогли нам создать самые современные космические подразделения, отправить на орбиту самый современный спутник. Мы с вами создали в Беларуси самый современный центр управления полетами. Вы помогли нам создать самое современное ракетное вооружение для белорусской армии. На основании этого, я думаю, мы создали более современные образцы ракетного вооружения, которые заинтересуют уже и вашу армию. Я благодарен вам за ту безвозмездную помощь, которую вы оказывает нашей армии», – подчеркнул Лукашенко во время встречи с китайским министром обороны, который, к слову, прошел путь от солдата до командующего Ракетными войсками НОАК.
Заявления белорусского президента не выглядят голословными: после подписания в 2010 году Соглашения о военном сотрудничестве, кооперация между странами в сфере обороны заметно активизировалась. Основными совместными китайско-белорусскими проектами являются:
– в космической сфере – создана национальная система спутниковой связи и вещания Беларуси. Первый спутник связи Belintersat-1 совместного производства белорусского «Завода точной электромеханики» и китайской компании China Aerospace Science and Technology Corporation отправился на орбиту в 2016 году с китайского космодрома Сичан;
– в военной сфере – после нескольких лет совместных усилий «Завода точной электромеханики» и китайской компании «Великий поход» («ALIT»), создана РСЗО «Полонез» с дальностью стрельбы до 200 км. Ведутся работы по увеличению радиуса поражения цели до 300 км и более;
– в 2017 году с компанией «Великий поход» подписан контракт на поставку твердотопливных ракетных двигателей для модернизации ЗУР 9М38 к ЗРК «Бук-МБ».
Кроме того, в стадии согласования находится проект разработки твердотельного радиолокатора для станции радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами.
Одним выстрелом – трех зайцев
Делая ставку на развитие сотрудничества с Пекином, Минск решает целый комплекс военно-политических и экономических задач.
Во-первых, Беларусь получает системы вооружения, которые отечественный ОПК не в состоянии произвести самостоятельно. В советские времена, из-за территориальной близости к враждебному блоку НАТО, военные предприятия Беларуси практически не выпускали конечную продукцию (за исключением военных тягачей МАЗ и МЗКТ) а специализировались на отдельных частях – оптике, электронике, радарах и т.д.
Во-вторых, развитие собственных оборонных технологий с последующим экспортом в третьи страны может дать солидную прибавку к бюджету. Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в 2012–2016 годах Беларусь заняла 18 место в Топ-25 крупнейших экспортеров основных видов вооружения, при этом главным покупателем белорусского оружия стал Китай. Туда за пятилетку ушло 24% всего экспортируемого вооружения.
На втором и третьем месте оказались Судан и Вьетнам – по 22% купленной в Беларуси продукции военного назначения. Четвертое место по покупке белорусского оружия занял Азербайджан – 10%. И пятое место досталось Мьянме – 8%.
Доходы от экспорта за пятилетку достигли $695 млн, что на 32% больше чем за предыдущий период (2007-2011 гг. – $525 млн). Одной из причин роста, эксперты называют западные антироссийские санкции, которые больно бьют как технологически, так и имиджево по российской оборонке. В связи с этим, иностранные компании все меньше желают сотрудничать с российскими предприятиями из «черного списка», а белорусские компании пытаются занять освобождающуюся нишу на рынке вооружений.
Ну и в-третьих, развивая сотрудничество с Пекином Минск диверсифицирует свои внешнеполитические и экономические связи и получает солидный противовес в отношениях с Москвой. Именно поэтому, Лукашенко стремится продемонстрировать иностранным наблюдателям исключительный характер взаимоотношений с Пекином, что позволяет ему на более выгодных условиях вести диалог с основным партнером – Россией.
«Полонез» вместо «Искандера»: ОТРК для белорусской армии
«Вишенкой на торте» военного сотрудничества между Китаем и Беларусью на сегодняшний день является ракетная программа, результатом которой стало создание РСЗО «Полонез». Установка с восемью ракетами, выполнена на колесном шасси Минского завода колёсных тягачей МЗКТ-7930 (такие же шасси используются для российских ОТРК «Искандер»). Тягач с дизельным двигателем в 500 л.с. может развивать скорость до 70 км/ч в зависимости от загрузки, максимальная масса которой – 24 тонны. Стрельба из «Полонеза» возможна при статическом положении, на четырех стабилизаторах. Белорусские аналитики считают, что одна батарея из девяти машин может выполнять два ракетных залпа, каждый из которых будет состоять из 72 реактивных снарядов, поражающих цели противника на участке размером 10х10 км.
Судя по заявленным характеристикам стрельбы, внешнему виду контейнеров и информации из открытых источников, белорусская РСЗО использует китайские ракеты A200 калибра 301 мм. Данная ракета разработана компанией China Academy of Launch Vehicle Technology (CALT, также известной как «Первая Академия»), входящей в состав китайской государственной аэрокосмической корпорации China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC). Ракеты выпускаются по принципу «выстрелил – забыл», автоматическая корректировка траектории происходит с помощью GPS. Дальность поражения цели – от 50 до 200 километров с отклонением не более 30 м. На испытаниях в Гомельском районе в 2016 году ракета подтвердила свои характеристики, поразив цель с отклонением не более чем на 16 м.
Причиной реверанса белорусской ракетной программы в сторону Китая стало отсутствие договоренности по поставке ОТРК «Искандер» и ЗРК С-400 из России в белорусскую армию. Переговоры с россиянами по данному вопросу безуспешно велись еще с 2008 года, когда Лукашенко в одном из интервью отметил, что подобное оружие представляет интерес для белорусской армии. Более того, было заявлено, что если Россия не продаст дружественному государству желаемые «Искандеры», то Минск все равно приобретет такое вооружение. В дальнейшем белорусское руководство неоднократно поднимало тему возможного приобретения российских ОТРК.
Российская сторона сначала говорила о невозможности экспорта подобных изделий, потом нехотя стала рассматривать сделанные предложения, однако, несмотря на многочисленные заявления и длительный обмен ими, переговоры по поставкам так и не начались. Одной из проблем является ограничения ТТХ экспортных образцов, которые в соответствии с международными договорами не могут иметь дальность стрельбы более 300 км. А экспортный вариант «Искандер-Э» как раз ограничен 280 км, что, по некоторым данным, не удовлетворяет Минск, который хотел бы располагать полным «функционалом».
В результате, Беларусь нашла себе более сговорчивого партнера в лице Китая и совместно с ним разработала и приняла на вооружение РСЗО «Полонез». Учитывая разницу между РСЗО и ОТРК в задачах, ТТХ и боевом применении, белорусы вскоре провели апгрейд «Полонеза», вооружив его новой дальнобойной ракетой, которая, по мнению экспертов, является прототипом китайской баллистической ракеты М20. Новый боеприпас впервые был продемонстрирован на выставке MILEX-2017 в Минске.
По сообщениям, дальность поражения ракеты составляет до 300 км (при этом продолжаются работы для достижения 500-км отметки), что приближает ее к возможностям ОТРК. В 2017 году «Полонез» был испытан с новым боеприпасом, при этом, по сообщениям, расхождение от мишени составило всего 1,5 метра. По словам директора «Завода точной электромеханики» (где была изготовлена ракета) генерал-майора запаса Анатолия Ваньковича, боеприпас летит на высоте около 50 км, на цель пикирует практически вертикально, обладая при этом скоростью соответствующей пяти скоростям звука, устойчив к помехам. Все это делает поражение ее средствами ПВО/ПРО очень трудновыполнимой задачей, – хвастался по результатам испытаний конструктор.
Несмотря на то, что комплекс только создан и еще не прошел обкатку в крупномасштабных учениях (например, в «Западе-2017») белорусские ракетные успехи раздражают Россию. И хотя Кремль официально не возражает против разработки «Полонезов», в российском экспертном сообществе и СМИ просматривается информационная кампания по дискредитации РСЗО. Также не нравится Кремлю заинтересованность со стороны Азербайджана, который выразил желание в его приобретении для собственных вооруженных сил в противовес «Искандерам», которые Москва поставила в Армению в 2016 году.
Таким образом, несговорчивость Москвы подтолкнула Лукашенко к более тесному сотрудничеству с Китаем, в результате чего Беларусь получила новую систему вооружения, которая даже при ее ограниченных характеристиках может стать весомым военно-политическим аргументом в переговорах с «партнерами». Кроме того, в обозримом будущем «Полонез» имеет все шансы стать полноценным ОТРК с современными высокими характеристиками, что еще больше уменьшит зависимость Минска от Москвы как в ВТС, так и в процессе принятия политических решений. А «десант» руководителей ведущих китайских военных предприятий «ТОЧМАШ», «СASIC», «Norinco», «ALIT», «AVIC», «CATIC» в Беларусь в 2017 году говорит о возможном расширении сотрудничества не только в ракетной сфере, но и в других областях. Например в авиастроениии, чему будет способствовать недавно созданный китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень».
Ну и Украине тоже есть защитится от России. Украинский ОПК разрабатывает собственные системы: РСЗО «Ольха», ОТРК «Гром», крылатая ракета «Нептун», которые также должны стать мощным аргументом для сдерживания внешнего агрессора.