Сектор безпеки України

СЛОБОЖАНСКИЙ РЕДУТ: РОЛЬ ОТРЯДОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Вооруженный конфликт на Донбассе продемонстрировал ограниченные возможности регулярных силовых структур Украины в противодействии агрессии со стороны российской армии и местных коллаборационистов.

Вооруженный конфликт на Донбассе продемонстрировал ограниченные возможности регулярных силовых структур Украины в противодействии агрессии со стороны российской армии и местных коллаборационистов.

Это обстоятельство обусловлено в первую очередь умеренной численностью Вооруженных Сил Украины и Национальной Гвардии даже после проведения мобилизации и активизации набора военнослужащих по контракту. Численность Украинской Армии во многом определяется финансовыми возможностями государства по ее содержанию, на что уходит львиная доля военного бюджета нашей страны. Потому идея привлечения гражданских лиц для решения второстепенных задач в тылу и нашла оформление виде планов по созданию отрядов территориальной обороны при районных военных комиссариатах.

Привлекательность такого решения состоит в том, что личный состав этих отрядов до призыва их на действительную службу является гражданским населением и ему не надо выплачивать денежное довольствие, выдавать вещевое, нести расходы на медицинское обеспечение и т.д. Фактически при небольших расходах на обучение личного состава отрядов, включая расходы на проведение учебных сборов, государство получило возможность при необходимости получить ряд формирований для решения охранных задач в тылу Вооруженных Сил, чем освободить последние от решения данных задач и использовать регулярную армию на основных направлениях.

Кроме охраны тыла важной остается задача прикрытия украино-российской границы от возможного вторжения российской армии или проникновения незаконных вооруженных формирований. Относительная слабость формирований пограничной службы требует их усиления, что также возможно за счет отрядов территориальной обороны. Третьей функцией отрядов может стать борьба с вооруженным мятежом на территории своих регионов, а также борьба с незаконными вооруженными формированиями или диверсионными группами российской армии. Как эти задачи могут быть реализованы на практике, мы рассмотрим в данной статье на примере Харьковской области.

Среди всех областей Украины Харьковская область занимает уникальное место по ряду причин:

1. Наличие административной границы с обеими областями Донбасса (Донецкой и Луганской) благоприятствует проникновению на территорию области боевиков и нелегального оружия.

2. Наличие протяженной границы с Российской Федерацией благоприятствует проникновению боевиков и кадровых ДРГ на территорию области, а также делает область уязвимой на случай полномасштабного вторжения. Последнему благоприятствует и близкое расположение собственно областного центра к границе с РФ.

3. Наиболее пророссийские настроения среди населения (без учета оккупированных Крыма и части Донбасса). Как следствие, благоприятная среда для действий разведывательный, диверсионных и террористических структур на территории области, а также наибольшая угроза инспирированного восстания среди других регионов Украины.

Совокупность столь широкого спектра неблагоприятных факторов выводит Харьковскую область в лидеры среди потенциально уязвимых регионов Украины. Парирование этих угроз требует от государства выделения соответствующих сил и средств, которые в условиях активных боевых действий на Донбассе и угроз со стороны оккупированного Крыма и Приднестровья достаточно ограничены.

Таким образом, Харьковская область требует для своей защиты привлечения значительных сил. Так как выделение для решения данных задач достаточного числа регулярных формирований ВСУ, НГУ, ГПСУ возможно лишь за счет ослабления группировки на Донбассе, административной границы с Крымом, границы с Молдовой (Приднестровье) и вдоль российско-украинской границы, то стоит отметить, что этот путь не является оптимальным. Потому отряды теробороны могли бы взять на себя часть функций по обеспечению безопасности области.

Угроза Харьковской области, которая уже материализовалась – это диверсионно-террористические акты российских групп и групп коллаборационистов. На данном этапе их интенсивность довольно умеренная, и с ними относительно эффективно борются государственные структуры: СБУ, МВС и т.д. Однако в случае активизации диверсионно-террористической деятельности со стороны Российской Федерации – есть все основания полагать – даже с усилением из других регионов Украины возможности государственных структур будут недостаточны.

Формирования территориальной обороны могли бы использоваться для охраны важных объектов, как самостоятельно, так и для усиления регулярных подразделений, что более предпочтительно. Кроме того, подразделения ТрО могут также привлекаться к совместным действиям с формированиями НГУ и МВС по борьбе с ДРГ противника на второстепенных участках: оцепление района проведения поисковых действий с целью минимизации риска для гражданского населения, выставление секретов на возможных путях движения ДРГ противника. Эти задачи бойцы ТрО Харьковской области уже начали отрабатывать на учениях.

Вторая угроза, в нейтрализации которой могут принять активное участие формирования теробороны Харьковской области – это участие в подавлении вооруженного мятежа. Привлечение противником ограниченного числа вооруженных боевиков для захвата тех или иных объектов для успеха требует пассивности государственных структур, быстрого увеличения своей численности за счет местных латентных боевиков и активного использования невооруженных местных коллаборационистов для блокирования действий украинских силовиков и создания «живого щита» между боевиками и силовиками. Задача формирований Харьковской теробороны при реализации противником такого сценария состоит в быстрой локализации захваченных боевиками объектов и изоляции их от местных боевиков и невооруженных коллаборационистов. В данном сценарии ключевую роль играет скорость реакции бойцов ТрО на мятеж. Представляется разумным установление прямых связей между соответствующими подразделениями СБУ, МВС и НГ и командным составом отрядов, дабы отряды могли приступить к выполнению своих функций в кратчайшие сроки, в том числе и с личным легальным огнестрельным оружием и на личном автотранспорте.

Наиболее сложной задачей для Харьковской ТрО является защита области от прямого вторжения российской армии – как самостоятельного, так и в сочетании с вооруженным мятежом коллаборационистов и действиями ДРГ. 315 километров украино-российской границы на территории Харьковской области требуют для обороны такого числа регулярных бригад, которое Украина не может выделить. Не способны полноценно прикрыть границу и отряды ТрО ввиду их малочисленности на данном этапе и слабости вооружения.

Потому в случае полномасштабного вторжения отряды ТрО смогут эффективно противостоять российской армии лишь в двух формах: оборона Харькова и действия на российских коммуникациях, включая территорию Белгородской области РФ.

Решению первой задачи благоприятствуют размеры города Харьков и его пригородов, наличие обширных лесных массивов в черте города и за Окружной дорогой, наличие массы прочных построек и метрополитена, знание города бойцами ТрО. Сочетание этих факторов позволяет легковооруженным отрядам эффективно нейтрализовать превосходство противника в бронетехнике, артиллерии и авиации. Потому для противодействия данному сценарию отряды г.Харьков должны иметь специализацию уличных боев. Конфликты последних 50 лет показали, что в мегаполисе, каким является и Харьков, легкая пехота способна нанести поражение механизированным формированиям, поддержанным многочисленной артиллерией и авиацией. Опыт Грозного, Мисураты, Фаллуджы, Дамаска или Алеппо – тому нагляднейшие подтверждения.

Обширные размеры области, особенно в условиях сохранения контроля над главным транспортным узлом – г.Харьков, создают благоприятные условия для воздействия на систему снабжения агрессора. Как и любая современная моторизованная армия, российская крайне зависима от устойчивого подвоза боеприпасов и топлива к военной технике, а также продовольствия для личного состава и эвакуации раненых. Львиная доля в спектре этих задач возлагается на наземные коммуникации, уязвимые к воздействию легкой пехоты. И, если в прямом столкновении с танками и БМП противника отряды ТрО имеют крайне невысокие шансы, кроме территории мегаполиса, то против грузовых автомобилей с топливом и боеприпасами – даже прикрытыми некоторым количеством бронетехники – их шансы куда выше.

Косвенным эффектом воздействия формирований ТрО на коммуникации противника может стать выделение им дополнительных средств для их охраны. Этим достигается распыление средств противника на решение обеспечивающих задач, что приводит к ослаблению его наступательных возможностей.

Оборона Харькова и угроза российским коммуникациям силами теробороны позволяет регулярным формированиям оказать эффективное сопротивление агрессору и нанести ему поражение в благоприятных условиях.

Таким образом, в системе безопасности Украины и Харьковской области в частности формирования ТрО должны и могут играть важную роль. Однако реализация их потенциала требует от государства соответствующего внимания к их вооружению и подготовке, в первую очередь, огневой.

 

Вячеслав ЦЕЛУЙКО, 

член Экспертного совета ЦИАКР, 

доцент кафедры политологии ХНУ им. В.Н. Каразина, 

специалист по современным вооруженным конфликтам