С ОБОРОННЫМ БЮДЖЕТОМ МЕНЕЕ 15 МЛРД. ГРН РЕФОРМА УКРАИНСКОЙ АРМИИ НЕ СОСТОИТСЯ – С. БОНДАРЧУК
С оборонным бюджетом менее 15 млрд. грн реформа украинской армии не состоится. Я вынужден заявить об этом в ответ на появление проекта Государственного бюджета Украины на 2014 год, в котором военному ведомству предполагается выделить 14,56 млрд. грн. Такой уровень финансирования армии не позволит до адекватного уровня увеличить денежное довольствие контрактникам и офицерскому составу. И тем более, не даст возможности осуществить поступательное перевооружение ВСУ. И, значит, это путь к деградации армии и большей части оборонной промышленности.
Хочется особо подчеркнуть, что такой низкий уровень оборонного бюджета спланирован, несмотря на то, что в состав ВСУ влилось почти целое ведомство – бывшее Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций, а ныне Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям. К сожалению, сохраняется и возникший несколько лет тому парадокс, когда бюджет милицейского ведомства больше армейского бюджета.
Такое отношение к военной реформе не будет способствовать возрождению авторитета армии. Считаю, что на этапе создания профессиональной армии, в условиях заметного ослабления в последние годы оборонного потенциала Украины, уровень расходов на потребности обороны должен составлять не менее 3 % ВВП, как это предписано соответствующих Законом Украины. Аргументов более чем достаточно. Отмечу лишь некоторые.
Если принять во внимание, что полный переход к контрактному принципу набора военнослужащих и цивилизованное сокращение численности Вооруженных сил Украины стоит значительно дороже, чем просто содержание существующей армии, можно с высокой долей ответственности заявлять о невозможности построения качественной профессиональной армии при таком уровне финансирования. Такие условия финансирования армии вынуждают сомневаться, что осенний призыв 2013 года станет последним перед окончательным переходом на контрактную армию. И в том, что в государстве строится действительно современная армия.
Смущает и тот факт, что запланированное финансирование может превратить в долгострои все, без исключения, государственные целевые программы развития вооружений и военной техники – создание ракетного комплекса (финансирование которого министр обороны единоличным решением незаконно заморозил), производство серийного военно-транспортного самолета Ан-70, производство корветов. А ведь кроме этих трех приоритетных программ есть еще ряд задач перевооружения, которые необходимо эффективно решать. Напомню, что и создание и интеграция в ВСУ автоматизированной системы управления, модернизация парка боевых самолетов и вертолетов, закупки средств связи, разведки (в том числе космического базирования), целеуказания, радиолокации, поступательное обновление парка бронетехники и многие другие.
На развитие вооружения и военной техники Вооруженных сил Украины в 2013 году предусмотрено выделить из бюджета 919 млн грн., что является лишь немногим более 100 млн долл. Напомню, что в соседних государствах со схожими по численности армиями на эту графу ежегодно выделяется более миллиарда долларов (к примеру, в Польше, в течение нескольких последних лет – не менее 1,4 – 1,7 млрд. долл.).
Напомню, что секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев поставил успех реформы украинской армии в прямую зависимость от финансирования, заявив об этом сразу после того, как 2 сентября вступил в силу указ президента «О Государственной комплексной программе реформирования и развития Вооруженных сил Украины на период до 2017 года».
В связи с вышеизложенным напрашиваются следующие выводы.
Во-первых, проблема создания в Украине реально мощной, современной, профессиональной армии, адекватной вызовам и угрозам времени, остается нерешенной.
Во-вторых, стремительность обозначенной военной реформы, не исключено, связана лишь с приближением очередных президентских выборов, а после них в 2015 году может возобновиться призыв.
В-третьих, армия по-прежнему будет жить год выживания, а не развития. Оставаясь за пределами приоритетов власти.
Сергей Бондарчук,
координатор Рабочей группы
Национального круглого стола
«Порозуміння заради європейського майбутнього»,