Коментарі експертів

Руслан КОРЖ: «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПК ДОЛЖНА ФУНКЦИОНИРОВАТЬ НА БАЗЕ ЕДИНЫХ, УНИВЕРСАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВОМ»

Согласно действующему украинскому законодательству достаточно большой объем полномочий, функций и задач в секторе развития оборонной промышленности, а также военно-технического сотрудничества, возложен, на Министерство экономического развития и торговли.

Согласно действующему украинскому законодательству достаточно большой объем полномочий, функций и задач в секторе развития оборонной промышленности, а также военно-технического сотрудничества, возложен, на Министерство экономического развития и торговли.

О текущих перспективах

На сегодняшний момент на рассмотрении в Кабинете министров Украины находится Программа развития вооружения и военной техники (ВВТ) на период до 2020 г. Задержки с её своевременным принятием были связаны с уточнением бюджетных показателей. Первоначальные варианты программы имели ожидаемые бюджетные показатели, которые не состыковались с сегодняшними финансовыми возможностями государства. На данный момент Министерство подошло к окончательным бюджетным показателям. Поэтому, ожидаем, что в ближайшее время – до конца 2015 г., программа будет утверждена, а ее показатели будут реализованы в проекте Гособоронзаказа на 2016 год.

В разработке находится Программа развития оборонно-промышленного комплекса до 2020 года. Концепция этой программы уже согласована со всеми ответственными министерствами и ведомствами и подаётся для принятия Кабинетом Министров Украины. Как только будет принята Программа  развития вооружения и военной техники, сразу же, за ней, в течение максимум месяца будет подготовлена и принята Программа развития оборонно-промышленного комплекса.

Если говорить об акцентах этих программ, то они расставлены исходя из финансовых возможностей государства. На сегодняшний момент, по понятным причинам, нет возможности удовлетворить все потребности Вооруженных Сил в новейшей технике. Поэтому, работа в рамках программы ВВТ организована по двум параллельным направлениям. Первое – это максимально быстро, качественно и эффективно, с точки зрения затрат, обеспечить вооруженные силы модернизированной и восстановленной техникой. Плюс отечественными новейшими образцами техники в тех объёмах, которые на сегодняшний момент позволяет бюджет. Второе – развивать современное вооружение, для того чтобы на втором этапе – через 3-4 года, поставлять в войска более современное новейшее вооружение.

Касаемо единого управления в системе ОПК

Решать проблемы, существующие в системе управления ОПК, назначением конкретного ответственного вице-премьера, это значит не решать саму проблему, а бороться с её последствиями. Говорить сегодня о появлении вице-премьера, отвечающего за оборонку, можно лишь как о временном явлении. Конечно, его присутствие в какой-то мере снимет с премьер-министра бремя ответственности за координацию усилий, связанных с выполнением государственного оборонного заказа, с деятельностью оборонно-промышленного комплекса, реализацией реформ в секторе безопасности и обороны в той части, которая не касается Президента, его администрации и СНБО. Но на будущее система управления ОПК должна работать на базе механизмов, которые обеспечиваются нормативными актами, чётким планированием, долгосрочным взаимодействием между заказчиком и исполнителем. Когда оборонная промышленность не ждёт указаний сверху по поводу того, чем заниматься дальше, а как во многих странах с помощью системы самоорганизации и взаимодействия со всеми участниками процесса, на рыночных условиях повышает свою конкурентоспособность, борется за заказы и развивает экспортные возможности.

То есть, роль государства с точки зрения поддержки ОПК должна сводиться к выработке приоритетов и перспектив развития, а также потребностей основных государственных заказчиков. При этом, должно иметь место как государственное, так и собственное (от самих предприятий) финансирование оборонных проектов.

До тех пор пока эта система не выстроена до конца, вполне возможно, что наделение какого-то одного высокопоставленного чиновника властными полномочиями может помочь решить вопрос управления в сфере ОПК.

Во многом, вопросы будут частично сняты, когда будут приняты все необходимые элементы, обеспечивающие деятельность оборонно-промышленного комплекса и общей системы безопасности государства. За прошедшие полтора года, был практически пройден путь от военной доктрины и дальше по всем правоустанавливающим и стратегическим документам.

О государственно-частном партнерстве

На сегодняшний момент государственно-частное партнёрство реализуется в контексте как во взаимодействии госпредприятий с частными компаниями, так и во взаимодействии частных компаний с госструктурами. Частные предприятия являются субпоставщиками, субподрядчиками для многих государственных предприятий и наоборот. Достаточно большое количество частных предприятий участвуют и в контрактах по ремонту и модернизации вооружения и техники.

Касаемо того, каким образом обеспечивать механизм управления или координации между ними, опыт зарубежных стран подсказывает, что лучше всего, на самом деле, координация осуществляется снизу вверх. То есть, самими предприятиями в рамках собственной самоорганизации, когда проблематика деятельности организаций обговаривается внутри, а на поверхность выносятся уже здравые «зерна» обобщённых проблем и путей их решения.

При этом загонять все предприятия под «Министерство оборонной промышленности», не является самоцелью. Очень важно, как уже было отмечено ранее, выработать правильные и действенные механизмы деятельности оборонных предприятий разной формы собственности. При этом, по большому счёту, не должно быть разницы между государственным и частным предприятием, с точки зрения их возможностей и права участия в оборонных программах и контрактах.

Об институте генеральных конструкторов

Появление института генеральных конструкторов в свое время было вызвано историческими обстоятельствами, когда было необходимо координировать деятельность всех участников процесса и всех производителей вооружения и военной техники, в действующей тогда командно-административной системе. К сожалению, Украина ещё не совсем ушла от этой системы. Поэтому как промежуточный этап есть смысл найти достойных специалистов, которым можно было бы поручить координацию конкретных оборонных программ/проектов государственного масштаба. Наделить их полномочиями генеральных конструкторов, которые под себя сформировали бы целую сеть главных конструкторов. Отладили бы производственную кооперацию, и подхватили бы те направления развития новых вооружений, которые, к сожалению, на сегодняшний момент в Украине не производятся. Однако в дальнейшем, следует все же переходить к иным механизмам и способам оборонно-промышленного строительства. Ведь в предыдущей системе было и ряд недостатков, когда генеральный конструктор, по сути, был не только конструктором и управленцем программы, но ещё и хозяйственным деятелем.

Что должно получиться после условно называемого «переходного этапа» сейчас обсуждается в рамках СНБО Украины. В ближайшее время будут наработаны некоторые комментарии и предложения, которые в дальнейшем перерастут в изменения в действующую нормативную базу.

О ГК «Укроборонпром»

К сожалению, ГК «Укроборонпром» живет между двумя ипостасями. С одной стороны, это незавершенный орган государственной власти, с другой – не совсем хозяйствующий субъект. Грубо говоря, он пока есть некая надстройка над предприятиями, которая, по сути дела, питается за счёт их отчислений. Рано или поздно следует преобразовать концерн в некий оборонный холдинг, в котором должны быть так называемые субхолдинги по направлениям. Какое количество этих субхолдингов и какой глубины они должны создаваться, – вопрос, решаемый в рабочем порядке. Уже есть некоторые наработки, которые сейчас проходят стадию обсуждения. Было бы неплохо, если, скажем, из той правовой формы, в которой сейчас прибывает концерн, он превратится в нормальный холдинг, в рамках которого формировалась бы политика и стратегия развития самой структуры.

К вопросу о военно-техническом сотрудничестве

На сегодняшний день Минэкономразвития должно подготовить новый законопроект о Военно-техническом сотрудничестве. На данный момент у нас происходит целый ряд рабочих встреч с представителями министерств и ведомств, ответственных за ВТС.

Конечно, последнее время было много дебатов по вопросу того, кто должен быть главным в сфере ВТС – Минобороны или Минэкономики. Однако здесь необходимо смотреть шире. Оборонное ведомство, преимущественно, занято вопросами подготовки личного состава, оснащения армии необходимым вооружением, переходом на стандарты НАТО, в том числе, с получением военно-технической помощи. Минэкономики, больше уделяет внимание вопросам развития внешней торговли, в том числе, продукции оборонного назначения, которое касается не только импорта, что ближе Министерству обороны, а и экспорта.

На сегодня без экспортной направленности наша оборонная промышленность не сможет выжить. Так как, если посмотреть на объёмы оборонного заказа, то он невзирая на свою весомость, по сравнению с прошлыми годами, составляет лишь 5-10% от того объема промышленного потенциала нашей оборонной промышленности, который она может и должна реализовывать. Понятно, все остальные 90% должны уходить на экспорт. Словом, есть разные акценты в приоритетах Министерства обороны и Министерства экономического развития, а также оборонной промышленности. Поэтому может быть и нет необходимости назначать главный орган, ответственный за ВТС, а просто разделить полномочия между разными органами власти.

Тем не менее, в ближайшие месяц-два выйдем на окончательный текст закона о ВТС, после чего он будет согласован и подан на рассмотрение на заседании Кабинета Министров и далее в Верховную Раду Украины. В лучшем случае весь этот процесс может завершиться в первом квартале 2016 года.

По роли Минобороны сложно дать универсальный рецепт, но тот факт, что Министерство обороны должно быть прямым заказчиком и покупателем продукции военного назначения для своих нужд, у меня нет никаких сомнений. Минобороны должно иметь и компетенции, и возможность осуществлять такие закупки.

На сегодня отсутствует единая база украинских военных технологий, и это очень скверно. Как раз сейчас Министерство разрабатывает некий подход для проведения инвентаризации наших основных технологий. Минэкономики начало этот процесс по тем позициям, которые связаны с необходимостью снижения импортной зависимости от Российской Федерации, так как на сегодняшний момент это является одним из основных приоритетов. Поэтому крайне важно понять, какие из технологий, которые учувствуют в данных позициях, можно развивать самостоятельно, а какие необходимо закупать за рубежом. Пока есть потребность проведения большой инвентаризации. Этим вопросом по всей видимости будет заниматься Министерство экономического развития и торговли в координации с Укроборонпромом, с Академией Наук и другими научно-профильными исследовательскими институтами.

Гособоронзаказ как основа  

Размер ГОЗ-2015 был несколько уменьшен по сравнению с первичными показателями, так как в течение года несколько раз пришлось сокращать затраты, для того чтобы выделить средства на содержание наших Вооруженных Сил. Тем не менее, по истечении 10 месяцев уходящего года деятельность ведется приблизительно в графике по заключению договоров. Может быть с каким-то отставанием. С точки зрения реализации этих договоров, то существенных проблем нет. Есть отдельные трудности по отдельным видам вооружений, связанным с процессом принятия на вооружение, а также отставанием в производственном графике. В обоих случаях есть как объективные, так и субъективные причины. Тем не мене все находится на контроле у премьер-министра Украины. В целом ГОЗ будет выполнен, хотя часть объёмов «перетечёт» на следующий год.

На сегодня подготовлен каталог продукции, которая подлежит импортозамещению. В первую очередь речь идет об изделиях, по которым был импорт из Российской Федерации. Там несколько десятков тысяч позиций, из них около трети уже освоены на предприятиях Украины. В этом смысле ГК «Укроборонпром» провел достаточно хорошую работу, взаимодействуя с обладминистрациями и предприятиями на местах. Но, конечно же, осталось достаточно большое количество позиций, где переход от российского импорта  либо на собственное производство, либо на импорт из других стран, достаточно сложный. Поэтому сейчас начинается самый сложный этап. Ключевые трудности возникают в сфере материаловедения. Потенциал у нашей страны есть, но его нужно развивать. Сейчас отрабатывается несколько потенциальных инвестиционных проектов, которые позволят нам производить ключевые материалы и элементы по критическому импорту.

На сегодня каждый госзаказчик имеют свою систему согласования цены на закупку, ремонт и модернизацию ВВТ. У кого-то есть военная приемка, у кого-то ее нет. Каждый определяется в этом вопросе самостоятельно, а государственная нормативно-правовая база, даёт лишь основные вводные. Получается, что разные оборонные заказчики могут одну и ту же технику закупать по разным ценам. Отсутствие, скажем так, универсализации, создаёт, в том числе, и коррупционные риски. Поэтому совсем недавно было совещание в СНБО Украины, в результате которого было принято решение о том, чтобы Минэкономики подготовило проект методики калькуляции цен на оборонную продукцию, для того чтобы потом её распространить для всех заказчиков. Если изменения в закон о ГОЗ будут приняты в ближайшее время в парламенте, то там появится уже прямая норма, что за порядок ценообразования отвечает Кабинет министров Украины. И тогда та методика, которую разрабатывает Министерство, и ляжет в основу этого порядка. В результате появится более прозрачный и защищённый от коррупционных рисков единый порядок ценообразования на продукцию оборонного назначения.

 

Руслан КОРЖ,

заместитель Министра экономического развития и торговли Украины