Состояние геокосмоса – проблема человечества
Человечество уже достаточно давно осуществляет активные действия по реализации «интегрированного взгляда» на планету для получения целостной картины состояния Земли, разработки принципов сбалансированного решения социально-экономических задач и сохранения окружающей среды. Ряд международных саммитов, проводимых на достаточно высоком уровне в Йоханнесбурге, Токио, Копенгагене, подчеркнул неотложную необходимость координации усилий, отметив невозможность обеспечения устойчивого общественного развития без применения космических систем наблюдений. Разработка концепции «космической погоды», которая должна в перспективе обеспечить прогноз состояния геокосмоса в реальном времени, провозглашена международным сообществом одной из наиболее важных мировых научных проблем ХХI столетия.
Межправительственной группой GEO (Group of Earth Observation) развернута разносторонняя программа создания всемирной системы наблюдения Земли из космоса GEOSS (Global Earth Observations System of Systems) для получения новых знаний о планете, понимания глобальных изменений, использования спутниковых технологий в разных сферах для повышения качества жизни. Странами Европы реализуется инициатива создания Глобальной системы космических наблюдений в интересах сохранения окружающей среды и безопасности – GMES (Global Monitoring for Environment and Security), разрабатывается европейская инфраструктура пространственных данных – INSPIRE (Infrastructure for Spatial Information in Europe). Международную координацию в использовании космических систем обеспечивает Комитет спутниковых наблюдений CEOS (Commitee on Earth Observation Satellites).
Украина намеревается присоединиться к инициативам GEOSS и GMES созданием информационной системы GEO-UA, активизировать свою деятельность в GEО, СЕOS, других международных структурах и организациях, которые сотрудничают в проблемах наблюдения Земли.
Исходя из этого, Программа космической деятельности Украины принимается с учетом существующей реальности, имеющей место в мире.
Следует напомнить, что в нашей стране каждая такая Программа разрабатывается на 5 лет и утверждается Верховной Радой Украины. Действующая целевая научно-техническая программа на 2008-2012 годы утверждена Законом Украины от 30 сентября 2008 года №608. Это уже четвертая космическая программа независимой Украины.
Как всегда, первоочередным в этой Программе предусмотрено обеспечение развития и эффективного использования космического потенциала Украины для решения неотложных проблем в сфере безопасности государства, развития и внедрения высоких технологий, повышения уровня науки и образования.
В далеком 2006 году тогда еще заместитель директора НКА Украины Э.Кузнецов говорил, что эта программа предусматривает “мощный блок научных исследований”, который фактически является вкладом Украины в международные усилия. Среди них – исследования ближнего космоса (космическая погода), программа экспериментов на МКС, участие в международных миссиях с использованием уникальных антенных средств в Евпатории и т.д. Один из центральных проектов этой программы – ИОНОСАТ.
Предсказание будущего посредством ИОНОСАТ – миф или реальность?
Имеет ли смысл вообще этот проект? Или это просто выкинутые на ветер деньги? Для получения ответов на эти вопросы их следует рассматривать в двух ракурсах – во-первых, изучение природы и ее потенциальных возможностей для предсказания будущих катаклизмов, а во-вторых, возможность использования данного проекта в оборонных целях для предсказания искусственно созданных природных явлений.
На протяжении почти двух десятков лет индийские исследователи из университета, расположенного в городе Гаухати, наблюдали на экранах своих телевизоров появление аномальных сигналов в УКВ-диапазоне. На экранах телевизоров появлялось изображение телепрограмм других стран и даже континентов! Было отмечено, что такие «телечудеса» проявлялись перед землетрясениями в Азиатском регионе. Например, аномальный сигнал появился на телевизионных экранах жителей Гаухати 20 июня 1983 года. 23-го качество изображения стало очень хорошим, а 24 июня 1983 года произошло землетрясение в Юго-Восточной Азии. Качество приема существенно ухудшилось после землетрясения, и вскоре аномальный сигнал исчез совсем. Подобные явления неоднократно наблюдались в конце 80-х и в 90-х годах прошлого века и также были связаны с землетрясениями.
Индийские и российские исследователи попытались объяснить природу загадочного явления. В течение двух лет они проводили мониторинг телевизионных сигналов УКВ в частотном диапазоне 50-70 МГц и их связи с ионосферной обстановкой, благоприятной для аномального распространения волн УКВ на загоризонтные (свыше 1000 км) расстояния. По мнению ученых, телевизионные аномалии появляются в результате того, что в периоды, предшествующие землетрясениям, складываются необычные вариации параметров ионосферы и тропосферы. При этом радиосвязь приобретает неустойчивый характер. Как видно, природа сама по себе преподносит нам некоторые неожиданности, своевременное предсказание которых может предотвратить катастрофы.
Другой немаловажный аспект касается уже современности. Глобальные катастрофические события лета 2010 года вновь обострили дискуссию о возможности искусственного вмешательства человека в природную среду и использования климата в качестве оружия массового поражения. Из истории науки известны неоднократные попытки использовать природную среду в интересах человечества, постичь и обуздать энергию космоса и околоземного пространства для экономики и военного дела. Наибольших успехов в подобных исследованиях добился в начале ХХ столетия Никола Тесла. Именно ему удалось решить проблему передачи электроэнергии на большие расстояния. То есть транслировать ее в атмосфере, фокусировать и проецировать на любую точку нашей планеты.
Бытует мнение, что американцы не только настойчиво разрабатывали способы использования климатических условий в военных целях, но и активно применяли эти разработки на практике. Так, например, им удалось вызвать обильные осадки в зоне «тропы Хо Ши Мина» во Вьетнаме. Масштабное распыление дефолиантов (веществ, вызывающих опадение листьев растений) над лесными массивами и сельскохозяйственными угодьями в Индокитае приводило к уничтожению традиционной среды обитания и средств выживания местного населения, изменило природную среду обитания.
Публикации открытой зарубежной печати совершенно очевидно и ясно свидетельствуют: в последние годы в США не только активно разрабатывается, но и испытывается так называемое волновое или геофизическое оружие. В Пентагоне даже есть весьма интересная структура – Отдел перспективного вооружения «B», включающий два департамента: департамент «С» и департамент «P». Первый до недавнего времени имел в своем составе метеорологическую службу, группу специальных разработок, строительно-монтажный отряд и ряд других подразделений. Кроме того, в распоряжение этого департамента был передан крейсер «Вирджиния», оснащенный неким комплексом секретного оборудования.
Департамент «С» постоянно дислоцируется на базе на Бермудах. Существует мнение, что такие неожиданные катастрофические природные катаклизмы, как цунами в Юго-Восточной Азии в декабре 2004 года и ураган «Катрина» в августе 2005-го – результат использования Соединенными Штатами нового волнового оружия.
Одновременно с этим в США проводились и проводятся интенсивные исследования зон сейсмической напряженности. В зонах тектонических разломов земной коры образуются силовые энергетические поля, которые достигнув определенного уровня напряженности точки бифуркации (состояние системы, когда очень маленькое воздействие приводит к глобальным изменениям), «взрываются» землетрясениями, вулканическими извержениями, ураганами, цунами и т. д. Похоже, американцы нашли способ воздействовать на поля тектонической напряженности, усиливая их и искусственно доводя до точки бифуркации. То есть речь идет о геофизическом оружии.
Бесспорно для Украины, страны имеющей нынешнею оборонную военную доктрину, было бы достаточно выгодно обладать возможностью своевременно, посредством того же самого проекта «Ионосат», реагировать на возможные изменения климатических условий.
Украинских след в создании и развитии концепции «Ионосат»
По словам Э.Кузнецова, ставшего в 2010 г. уже советником директора НКА Украины, концепция “Ионосат” имеет огромные перспективы, она «была отработана в ходе реализации проекта “Січ-1М” еще в 2005 году, но благодаря новой Программе 2008-2012 она приобрела более совершенную и самостоятельную форму».
Теоретические основы проекта “Ионосат” в Украине берут свое начало во Львовском центре института космических исследований (ЛЦ ИКИ) НАНУ-НКАУ. Позднее они были развиты и дополнены научными разработками ученых Института Ионосферы и Радиоастрономического института НАН Украины (РИ НАН), Харьковского государственного университета им. Каразина, КБ «Южное» им. М. К. Янгеля, а также другими организациями по исследованию звукового воздействия на ионосферу. Благодаря созданной в 2006 году инициативной группе ученных был инициирован оригинальный космический проект “Ионосат”. Целью проекта является многопозиционный спутниковый мониторинг газо-плазменных и полевых характеристик геокосмоса на ионосферных высотах.
Впоследствии проект был включен в Государственную программу космических исследований Украины на 2008-2012 годы. За активное участие в космических разработках ученые из Киева и Львова были удостоены Государственной премии Украины в области науки и техники за 2008 год.
Далее за РИ НАН было закреплено создание системы подспутникового ионосферного мониторинга (СПИМ), разработка научных концепций и программ проекта “Ионосат”. ЛЦ ИКИ НАНУ-НКАУ получил объем работы, касающийся подготовки предложений по включению имеющихся работ в качестве составной части наземного сегмента проекта, а КБ «Южное» – разработку специализированного научного спутника.
Свою визуализацию для широкого круга людей проект получил на страницах буклета НКАУ “Аэрокосмические наблюдения в интересах устойчивого развития и безопасности” в 2008 году. Здесь он приобрел название – космический комплекс мониторинга ионосферы Земли «Ионосат».
Целью проекта «Ионосат» стал «мониторинг и изучение динамики ионосферы в интересах фундаментальной науки и диагностики текущего состояния «космической погоды». Самостоятельное значение имеет задача установления связей ионосферных возмущений с естественными и искусственными источниками энергии на Земле, которая будет использоваться для предсказания землетрясений и других опасных и катастрофических явлений.
Проект планировалось реализовать путем создания космической группировки на базе трех низкоорбитальных микроспутников, выводимых на орбиту одним ракетоносителем, который должен обеспечить многопозиционность космических измерений разномасштабной ионосферной неоднородности. Спутники должны оборудоваться научной аппаратурой для комплексных исследований характеристик электромагнитных полей и параметров нейтральной атмосферы и ионосферной плазмы. В процессе эволюции орбит спутники будут удаляться друг от друга на расстояния от десятков до двух тысяч километров. Такая пространственная конфигурация позволит решить ряд принципиально новых научных задач. В их числе – исследование пространственно-временной изменчивости газоплазменных и полевых характеристик ионосферы в зависимости от солнечной активности, осуществление поиска ионосферного отклика на катастрофические явления у поверхности Земли и создание базы данных для обнаружения ионосферных предвестников землетрясений. А также визуализация образа космической погоды на ионосферных высотах и проверка современной модели геокосмоса. Другими словами – это позволит осуществлять систематическое изучение динамического отзыва ионосферы на влияния сверху (солнечную и геомагнитную активность) и снизу (метеорологические, сейсмические и техногенные процессы). По предварительным расчетам спутник «Ионосат» должен иметь вес около 170 кг, располагаться на полярной орбите на высоте 450 км с углом наклонения 97 грд. Планировалось, что срок активного существования спутника составит не менее двух лет. Запуск космической миссии «Ионосат» запланирован на годы максимума солнечной активности (2012-2014 гг.). В этом случае ученые получат львиную долю информации о состоянии геокосмоса.
Но в состоянии ли справиться Украина с этим заданием, вот в чем вопрос. Для ответа на него, необходимо исходить из следующего:
1. В состоянии ли Украина создать и воплотить в «железе» спутники, способные выполнять задачи согласно проекту «Ионосат»?
Как заявил директор Аэрокосмического института НАУ Валерий Шмаров в сентябре 2010 года в преддверии 7-го Международного авиационно-космического салона “АВІАСВІТ-ХХІ” – “Украина, Космос – будущее”: «Украина имеет специализацию – создание спутников дистанционного зондирования земли (ДЗЗ)». Так что выходит разработать и создать специализированный научный спутник для нашей страны не проблема. Так на сайте КБ «Южное» уже есть два научных спутника «Предупреждение» и «Интербол-Прогноз». Первый предназначен для исследований ионосферных эффектов, связанных с сейсмической активностью, а второй – для мониторинга механизмов взаимодействия «межпланетное пространство – магнитосфера – ионосфера».
2. Приоритетность программы «Ионосат».
Следует обратить внимание на то, что хотя и действующая целевая научно-техническая программа на 2008-2012 годы предусматривает практическую реализацию проекта, но он не отнесен к первоочередным, а рассматривается в контексте с реализацией других проектов – «Наземный старт», «Днепр», «РС МКС», «Коронас-Фотон». Как бы в нагрузку. Если исходить из того, что спутник наблюдения «Січ-2», запланированный к старту в 2008 году, полетит в космос лишь в октябре 2010 года, перспективы практической реализации проекта «Ионосат» (согласно планов – 2013 г.) в период четвертой космической программы весьма призрачны. Особо подливает масло в огонь и то обстоятельство, что в Концепции реализации государственной политики Украины в сфере космической деятельности на период до 2030 года проект «Ионосат» ни разу не упомянут. К тому же более приоритетным заданием, правда весьма призрачным и финансово емким, стоит вопрос создания и запуска национального спутника связи, который должен обеспечивать трансляцию футбольных матчей финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу.
3. Возможность реализации «Ионосат» самостоятельно.
Бесспорно, если бы Украина была богатой страной, это было бы реально. Но, к сожалению, этого пока нет. Поэтому и проходиться искать пути решения своих научных разработок за границей.
При обсуждении с Россией, во время работы Подкомиссии по вопросам сотрудничества в сфере космической промышленности Комитета по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской межгосударственной комиссии, проект «Ионосат» регулярно обсуждался, но всего лишь наряду с проектами «Наземный старт», «Днепр», «РС МКС», «Коронас-Фотон» и т.д.
Этот же вопрос поднимался и во время обсуждения сотрудничества с Европейским космическим агентством. Но это всего лишь разговоры, не более.
Достаточно большим достижением является замечание Комитета по использованию космического пространства в мирных целях Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, что «научные цели украинского проекта “Ионосат” и китайского проекта по созданию сейсмо-электромагнитного спутника являются очень близкими и взаимодополняющими, что дает возможность для налаживания взаимовыгодного сотрудничества по данным проектам. Предложено определить несколько уровней возможного сотрудничества от обмена научной информацией до объединения обоих проектов и реализации совместного китайско-украинского проекта».
Так что отголосок украинская инициатива нашла лишь в Поднебесной. Несколько особо реалистичных штрихов проект получил после визита Президента Украины В.Януковича в Китай в сентябре 2010 года. Договор о сотрудничестве с Китаем, подписанный лидерами государств, предусматривает выполнение работ не только в интересах ракетно-космической отрасли КНР, но и в украинских интересах. Сотрудничество предусматривает кооперацию в сфере создания отдельных приборов, которые могут быть использованы как на китайских, так и на украинских космических аппаратах. По результатам поездки советник директора Национального космического агентства Украины Э.Кузнецов отметил: «Украина длительное время не могла реализовать проект «Ионосат». Работы по этому проекту заинтересовали китайских партнеров. Они согласны его развивать вместе с нами. Это подразумевает возможность создания космических аппаратов на паритетных условиях». Так что благодаря сотрудничеству с Китаем у Украины появиться возможность предсказывать природные катаклизмы, землетрясения и т.д.
Но тут нужно еще исходить из того, что обе стороны понимают под сотрудничеством. Если на Западе под сотрудничеством понимают совместные работы над одной проблемой, то у нас – торговлю технологиями. В этом мы с Китаем чем-то похожи.
Также в этом сотрудничестве нужно исходить из финансирования проекта со стороны Украины. Если процесс финансирования подобных проектов будет происходить, как он обычно происходит в нашей стране, то Украина будет далека от реализации своих программ.
Отметим, что руководство НКАУ заявляет о том, что уровень развития украинской экономики позволит увеличить финансирование отрасли с 2012 г. в 3-4 раза, а с 2015 г. – еще больше. Но в проекте бюджета на 2011 г. Минфин предлагает выделить сумму, составляющую всего лишь 30-35% от необходимой и предложенной НКАУ в своей концепции государственной политики Украины в космической отрасли на период до 2030 года.
Выходит практическая реализация научных проектов, в том числе и «Ионосат», напрямую зависит от реализации коммерческих космических проектов и полученной в результате прибыли. Но это не всегда бывает реально.
4. Потребляемость полученной информации с «Ионосат».
Немаловажным аспектом «перспективного» проекта, бесспорно, является то обстоятельство, что в Украине недостаточное привлечение данных аэрокосмических наблюдений для решения современных проблем природопользования и мониторинга за бедствиями. Возможные потребители просто ими не пользуются. Толи из-за недостаточной интеграции наземных, аэрокосмических данных и моделирования при решении конкретных тематических проблем, толи просто из-за возможной дороговизны услуг, которые могут предоставляться.
Выводы. Проект «Ионосат» это реальное решение наиболее важной мировой научной проблемы международного сообщества ХХI столетия – создание благоприятных условий для обеспечения устойчивого общественного развития путем своевременного и полного обеспечения в реальном масштабе времени прогнозом состояния геокосмоса. При реализации проекта полученная от него информация может быть использована для решения не только гражданских, но и военных задач.
Реализация проекта зависит слишком от многих факторов, которые как способствуют, так и наоборот препятствуют его воплощению. Если Украина и в состоянии разработать и создать научный спутник наблюдения, основным предназначением которого станет контроль состояния космической погоды, то все остальные аспекты напрямую зависят от активности НКАУ в лоббировании продвижения проекта «Ионосат», степени его финансирования со стороны государства, заинтересованности в нем со стороны возможных инвесторов и степени его коммерционализации.
В условиях возможной второй волны кризиса, ожидаемой по расчетам финансовых аналитиков в 2011 году, вероятность обеспечения финансирования отрасли в размере не менее 290 млн грн ежегодно с тенденцией роста, становиться весьма низкой. Причем трата денег на создание научного спутника, когда существует острая необходимость в национальном спутнике связи для обеспечения трансляции футбольных матчей «Евро-2012», также ставит под сомнение «хорошие перспективы» проекта «Ионосат». Так что НКАУ в который раз придется уповать на собственные ресурсы, полученные от «успешной» реализации своих существующих коммерческих программ и потенциал китайской финансовой системы, где украинский проект нашел свой отклик.