Любые боевые действия наносят ощутимый ущерб окружающей среде. То же можно сказать и про бездумную милитаризацию, которая по уровню угроз экологии порой превосходит собственно военные конфликты. Украине еще предстоит переварить экологические последствия войны, – сегодня после прихода «русского мира» экологическая ситуация в Крыму и на востоке Украины местами пребывает на грани катастрофы…
Экологическая ситуация на востоке страны и до начала боевых действий была, мягко говоря, тяжелой. Промышленный регион Донбасса был самым загрязненным местом на экологической карте Украины. В нынешних условиях оккупации и боевых действий довоенные экологические проблемы, на которые все время власть закрывала глаза, могут привести к катастрофе не только регионального, но и континентального масштаба.
В результате оккупации части территории Донбасса работа многих государственных объектов, в первую очередь, шахт, приостановлена или же вообще прекращена. И, если в мирное время остановка их работы подразумевала проведение комплекса спецмероприятий по безопасности, то сегодня этими вопросами никто не занимается. Так, например, в заброшенных шахтах поднимается уровень воды, которая может объединиться с грунтовыми водами, что приведет к отравлению питьевой воды и загрязнению окружающей среды в целом. Эта водная смесь может попасть в местные реки, а затем – в Азовское море…
Загрязнение рек Донбасса может произойти не только из-за шахтных вод. В зоне боевых действий расположены водопроводные станции, на которых хранятся запасы жидкого хлора. Если туда попадет снаряд, который спровоцирует утечку ядовитого вещества, то под угрозой окажется все живое в радиусе нескольких километров.
Помимо этого существует также угроза того, что вышедшая на поверхность вода превратит отдельные регионы в сплошное болото. А в некоторых случаях, неконтролируемое увеличение грунтовых вод может вызвать проседание грунта, что чревато уходом под землю целых населенных пунктов.
В сложившейся ситуации не меньшую, а может даже и большую угрозу экологии региона несут промышленные предприятия Донбасса. И в Донецкой области, и на Луганщине – их огромное количество, из которых наибольшую опасность несут объекты химической отрасли. Как заявил экс-министр экологии Сергей Курыкин, для внештатной ситуации им не нужен теракт – банальное прерывание технологического цикла из-за потери подачи электроэнергии или газа уже несет в себе угрозу.
Некоторые из химпредприятий таят в себе «неприятные сюрпризы», которые в определенных условиях могут привести к непредсказуемым последствиям. К примеру, Донецкий химзавод, одновременно является местом захоронения ядерных отходов, которые начали свозить туда еще в 1963 году. О потенциальном «Донбасском Чернобыле» сегодня мало кто вспоминает, но от этого уровень притаившейся угрозы не становится меньшим.
Сами боевые действия – достаточный источник угроз экологии. Кроме наносимых разрушений мы имеем загрязнение атмосферы газами и химическими веществами, которые высвобождаются в результате бесчисленных артиллерийских и минометных обстрелов, а также детонации различных взрывчатых веществ. Серный газ, содержащийся в боеприпасах, при высокой концентрации вызывает повышенное слизевыделение в дыхательных путях, кашель, хрипоту, резь в глазах. Кроме того, результатом концентрации в атмосфере химических испарений, становятся кислотные дожди, пагубно влияющие как на людей, вызывая у них заболевания дыхательных путей, так и на растительный покров местности.
Бесчисленные разрывы снарядов буквально нашпиговывают почву металлом, делая ее практически непригодной для использования в будущем. По словам представителей Благотворительной организации «Экология-Право-Человек», которые проводили исследования почвы в зоне боевых действий, их результаты свидетельствуют о значительном содержании тяжелых металлов на месте разрывов снарядов. В частности, концентрация титана в пробе почвы на месте разрыва снарядов в 150 раз превышает фоновые показатели. Есть превышение по сульфатам в 2,5 раза, аналогично – по ванадию, свинцу, кадмию. Исходя из этого, учёные уже заявляют, что такая высокая концентрация различных металлов делает невозможным использовать эти земли в будущем. И причина здесь не только в том, что сельскохозяйственные угодья усеяны металлическими осколками, но и в том, что они содержат большое количество тяжёлых металлов, опасных для здоровья. Попадая в организм человека, они почти не выводятся, а только накапливаются, вызывая множественные тяжелые заболевания, в частности, нервной, репродуктивной, сердечнососудистой систем, а также поражая печень и почки.
Кроме загрязнения почвы тяжелыми металлами, ситуация усугубляется и постоянными и масштабными возгораниями и разливами горюче-смазочных материалов и различных химических веществ.
… Цинизм Кремля состоит еще и в том, что Донбасс для него стал своего рода полигоном для испытания различных систем вооружений и видов боеприпасов. К примеру, по ряду сведений при штурме Луганского аэропорта российские войска применяли боеприпасы с обедненным ураном, который используется для повышения бронебойной способности, но при этом не считается ядерным оружием. Об этом неоднократно заявляли официальные лица Министерства обороны Украины. (Кстати, применение российскими войсками подобных боеприпасов фиксировалось неоднократно еще во время второй Чеченской войны). Кроме испытаний в боевых условиях новейшего оружия, восток Украины является для России удобным местом для бесплатной «утилизации» устаревших боеприпасов.
Отдельной проблемой с экологией в зоне боевых действий является то, что на сегодня нет возможности определить, что именно попадает в почву и воздух Донбасса, поскольку мониторинг экологической ситуации на оккупированных территориях не ведется вообще. К примеру, по словам украинских экологов Д.Аверина и Д.Подтуркина, сегодня не работают посты контроля качества атмосферного воздуха Донецкого областного центра по гидрометеорологии в Донецке, Макеевке, Горловке, Енакиево и Дзержинске, посты контроля качества атмосферного воздуха Луганского областного центра по гидрометеорологии в Луганске и Алчевске. Также в регионе не контролируется радиационный фон. Не работают посты контроля качества поверхностных вод Донецкого и Луганского областных центров по гидрометеорологии и Северско-Донецкого бассейнового управления водных ресурсов на оккупированных территориях и на части освобожденных территорий. Парализована работа Государственных экологических инспекций в Донецкой и Луганской областях. Это, в свое время, в интервью Радио Свобода подтвердил министр экологии и природных ресурсов А.Мохник, заявив следующее: «Мы не можем точно посчитать убытки: экоинспекция на территории боевых действий фактически не работает. У нас есть информация, что затоплены две трети угольных шахт Донбасса, а это означает загрязнение подземных вод и питьевой воды во всем угольном бассейне». При этом он добавил, что российские наемники и войска на Донбассе целенаправленно разрушают инфраструктуру, вследствие чего загрязнение окружающей среды является катастрофическим.
Отдельно сложной сегодня является экологическая ситуация в оккупированном Крыму, который Россия целенаправленно превращает в «непотопляемый авианосец».
Для понимания того, насколько опасной для экологии полуострова является проводимая там милитаризация, следует вспомнить заявления украинских экологов об ущербе, который приносил экологии полуострова российский черноморский флот еще в дооккупационный период. Так, к примеру, в 2008 году тогдашний заместитель министра культуры и туризма Ю.Зубко, отмечал следующее: «Акваторию Черного моря катастрофически загрязняют выбросы бензина с кораблей флота и те $97млн., которые Москва платит за базирование Черноморского флота, не покрывают нанесенного экологии ущерба». Также он добавил, что прекращение базирования Черноморского флота Российской Федерации в Крыму коренным образом изменит в лучшую сторону экологическую ситуацию на полуострове.
В свою очередь, в 2010 году украинские экологи подписали письмо к руководителям Верховной Рады, в котором отметили недопустимость игнорирования экологической составляющей последствий продолжения пребывания ЧФ РФ на территории Украины. В частности, они указывали руководству парламента на тот факт, что по их данным, российский флот является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды на территории Севастополя и Крыма в целом. Также, по их словам, объекты ЧФ РФ оказывали отрицательное воздействие на состояние здоровья населения региона, существования экосистем и природных ландшафтов, осуществляя опасные выбросы вредоносных веществ в атмосферу и гидросферу, генерируя мощное электромагнитное и ионизирующее излучение.
По данным экологов, в то время в севастопольских бухтах концентрация нефтепродуктов в 180 раз превышала предельно допустимую норму, а корабли и береговые части Черноморского флота ежедневно сбрасывали в море тысячи тонн неочищенных стоков. При этом отмечалось, что значительную угрозу окружающей среде несут полузатопленные и заржавевшие военные корабли и подлодки флота, которые сделали севастопольские бухты практически невозможными для обитания рыбы и морских организмов. Учитывая сегодняшний уровень милитаризации Крыма, который в разы превышает дооккупационное совместное военное присутствие Украины и России, можно с уверенностью сказать, что экологическая ситуация на полуострове в районе военных объектов просто катастрофическая.
Помимо самой милитаризации добивают крымскую экологию и «новые местные власти», которые, не имея никакой поддержки из Москвы, пытаются сами решать свалившиеся после «возвращения в родную гавань» проблемы. Так, к примеру, по данным InformNapalm, в 2015 году с помощью российских войск в Крыму активно строилась сеть трубопроводов, ведущих в Северо-Крымский канал для подачи в него воды, которую добывали, буря скважины и забирая её из артезианских бассейнов. Такая «деятельность» – крайне опасная практика с точки зрения экологии, поскольку данную воду используют в Крыму лишь для населения, особенно в степных районах полуострова, где нет водохранилищ. Подобные действия чреваты серьезными и опасными последствиями, в частности, засолением и чрезмерной минерализацией почвы в Крыму. К тому же артезианские источники могут быстро истощиться, а их восполнение не будет быстрым в виду специфики климата региона и отсутствия воды в том же канале, который является одним из источников их восполнения.
Уже сейчас можно констатировать, что планируя возвращать оккупированные территории, Украина должна уже сейчас готовиться к решению множества экологических проблем. Ситуация усугубляются еще и тем, что у украинских экологов нет опыта восстановления территорий после боевых действий или последствий милитаризации. В такой ситуации очень полезным будет международное сотрудничество, в рамках которого украинские власти и соответствующие организации должны привлекать ведущих специалистов, имеющих опыт работы в сфере поствоенного экологического восстановления территорий. Налаживать такое сотрудничество необходимо начинать уже сегодня, ибо экологическая ситуация будет требовать немедленных практических шагов…
Инфографика ниже взята на ресурсе: http://euaeco.com/
Игорь ФЕДЫК,
Центр исследований армии, конверсии и разоружения