Сектор безпеки України

ОТЧАЯННЫЕ ВОЛОНТЕРЫ КРАМАТОРСКА

5 июля 2015 года на трасе между Славянском и Краматорском появился памятник десантникам 25 отдельной аэромобильной бригады. Обелиск был возведен в первую годовщину освобождения Краматорска от пророссийских террористов на месте 5-го блокпоста, где десантники в ночь с 4 на 5 июля не пропустили одну из уходивших в Донецк колонн печально известного боевика Стрелкова, уничтоживши в тяжелом бою танк, БМД и две БМП сепаратистов.

5 июля 2015 года на трасе между Славянском и Краматорском появился памятник десантникам 25 отдельной аэромобильной бригады. Обелиск был возведен в первую годовщину освобождения Краматорска от пророссийских террористов на месте 5-го блокпоста, где десантники в ночь с 4 на 5 июля не пропустили одну из уходивших в Донецк колонн печально известного боевика Стрелкова, уничтоживши в тяжелом бою танк, БМД и две БМП сепаратистов.

Перед лицом тысяч собравшихся жителей Краматорска и Славянска глава общественной организации “Народный тыл” Георгий Тука вручил ордена “Народный герой Украины” легенде обороны Краматорского аэродрома Сергею Кривоносу, защитникам 5-го блокпоста, воинам 25-й оаэбр Андрею Ткачуку, Андрею Вашкуру, Анатолию Лебедеву и Роману Менделю (посмертно).

Этой же высокой награды был удостоен житель Краматорска Эдуард Кулинич. Тот самый “Дядя Эдик”, который вместе с друзьями с апреля 2014-го обеспечивал украинских бойцов продуктами, водой и обмундированием, пробираясь потайными тропами в блокированный сепаратистами Краматорский аэродром и на 5-й блокпост.

Именно “Дяде Эдику” принадлежала инициатива установки памятника на месте последнего боя украинских десантников Романа Менделя и Александра Серебрякова. Реализовать задуманное удалось исключительно силами местных волонтеров и неравнодушных граждан города. В первую очередь, благодаря его друзьям и побратимам, без упоминания о которых Эдуард категорически отказывается говорить про свою деятельность во время оккупации Краматорска и после его освобождения.

Речь идет о команде Краматорских волонтеров, членами которой стали жена Эдуарда – Наталья, Юрий и Светлана Федоренко, Василина и Юрий В., Андрей Русин и его супруга Оксана. Все они состоявшиеся люди с налаженным бизнесом, имеющие взрослых детей, а некоторые уже и внуков. Люди, которые смогли принять непростое решение и остаться патриотами своей страны, рискуя не только собственной жизнью, но и безопасностью родных и близких.

Как это часто бывает, все начиналось с малого. В подразделении 25 аэмбр, охранявшем Краматорский аэродром, оказался сын друзей семьи Кулиничей, который будучи аллергиком, в отчаянии попросил привезти необходимые медикаменты, поскольку кроме зеленки у военных практически ничего не было.

Не думая о последствиях, но зная об опасности, Эдуард пешком выдвинулся на блокированный сепаратистами аэродром, прихвативши на всякий случай домашнюю снедь и консервацию. “Все прошло успешно, зацепил только одну сигнальную растяжку” – улыбается он сегодня.

Там, на взлетной полосе аэродрома, завязалось его знакомство с заместителем командира батальона 25 оаэбр Виталием Сущенко. Позже офицер дал Эдуарду номер телефона Юрия В., который в то время также начал помогать украинским военным.

Для Юрия В. путь в волонтерство лежал через социальные сети, где его внимание привлекли призывы помочь украинским военным. По контактным телефонам он попытался выяснить, в чем конкретно нуждаются бойцы. Услышал в ответ фразу: “Что привезете, то и привезете”. Сначала завез украинским солдатам воду и продукты. Его, имевшего опыт службы в армии, поразило тогда отсутствие надлежащего обеспечения и растерянность воинов, которые поначалу боялись брать привезенное. Приходилось перекидывать продукты через ограждения. Со временем список привозимых вещей существенно расширился. В него стали входить мешки для песка, бронежилеты, каски и даже … новогодние петарды.

Мысль о петардах пришла Юрию в голову, когда он стал случайным свидетелем разговора военных о нюансах организации обороны аэродрома. Понимая практическую невозможность объяснить сепаратистам предназначение новогодней пиротехники, полную машину которой Юрий перевозил на аэродром, он все-таки рискнул. Тогда повезло и ему, и десантникам. Они получили отличную возможность экономить боеприпасы, отпугивать все более наглевших сепаратистов и при этом заставить их поверить в то, что численность десантников намного больше, чем была на самом деле.

Через некоторое время к деятельности Юрия В. и Эдуарда присоединился Юрий Федорченко, который узнал о волонтерстве своего тезки и клиента Юрия В. через коллегу по автомастерской. На сегодня на счету Юрия Федорченко уже около двух десятков единиц отремонтированной для АТО техники. Кроме того, его, когда-то личный, “уазик” продолжает верой и правдой служить бойцам 25 оаэмбр.

В то же время свой непростой путь к практической волонтерской работе пробивал Андрей Русин. В обстановке недоверия и реальной смертельной опасности, когда волонтеры действовали как глубоко законспирированная подпольная организация, ему ценой чрезвычайных усилий и благодаря случаю удалось узнать про деятельность школьного товарища – “Дяди Эдика”.

“Не скрою, никогда бы не подумал, что именно Эдика можно “заподозрить” в волонтерской работе”, – признается Андрей. После многолетнего неведения друг о друге, их общее желание противостоять агрессии возобновило общение, а затем и дружбу. “Если бы не война, скольких замечательных людей я мог бы не узнать”, – с искренним изумлением подчеркивает сегодня он.

Эта необычная волонтерская команда не имеет ни названия, ни счетов в банках. Работает по принципу “что-то есть, кто-то дал”. Свои поступки эти мужественные люди вспоминают с юмором. “Наша работа простая” – буднично говорит Эдуард Кулинич: “Получи, отвези, передай”. Не смотря на оставленные за плечами сотни километров фронтовых дорог, “для нас ездить на войну, помогать ребятам – не событие”, – замечает Андрей: “Оркестры и кинокамеры нам не нужны”.

По словам Андрея, их внутренняя мобилизация была на таком высоком уровне, что после получения самых неожиданных просьб, они буквально через несколько минут бросались на их исполнение. Именно после одной из таких просьб, в зону АТО из Днепропетровска прибыл потрепанный немецкий микроавтобус. Сегодня эта зеленая трудяга-машина для тысяч бойцов и сотен журналистов стала одной из легенд антитеррористической операции под именем “Сара”. Вряд ли на переднем крае найдется хоть один участок, неведомый ее колесам.  

Вспоминая оккупацию города, волонтеры говорят, что все друг друга боялись. Высказывать свою проукраинскую позицию было небезопасно. Бесследно пропадали люди…. Звоня знакомым, спрашивали: “Ты кто? Республиканец или демократ?” – вспоминает Юрий В. По ответу опознавали “своих”. Именно поэтому на начальном этапе он старался не особенно посвящать свою супругу в детали волонтерской деятельности. Видимо, Василина думала по-иному. Сегодня за ее плечами не один рейс на передовую…

Однажды на работе, вспоминает Светлана Федорченко, один из посетителей во всеуслышание заявил: “В этой фирме (называет фирму ее мужа) все укропы!”. Остаток рабочего дня она провела в состоянии крайней тревоги, несколько успокоившись только вечером, после возвращения супруга домой.

Много историй было связано с 5-м блокпостом. Ездить на своих автомобилях было очень опасно. Сепаратисты фиксировали номера. Большое количество таксистов в городе поддерживали “республиканцев”. Вот и приходилось маскироваться под людей, помогающих исключительно родственникам. Об одной с таких поездок Юрий В. вспоминает с уже привычным юмором. Провозя на своей машине через пост “ДНР” около 20 пар кроссовок одного размера, ему каким-то чудо удалось доходчиво растолковать сепаратистам подобный феномен своей “многочисленной родни” – смеется.

Не обходилось и без курьезов. Однажды, Юрия В. в состояние сильнейшего беспокойства привел гул собственной машины. Подозревая худшее (полетел подшипник или что-то еще), он позвонил Юрию Федорченко в автомастерскую. Тезка со смехом порекомендовал обратить внимание на дорогу, по которой тот едет. Оказалось, что гул создает трение резины о покореженный гусеничной техникой асфальт.

Одна из наиболее тяжелых поездок на 5-й блокпост выпала Эдуарду и Юрию Федорченко в ночь с 4 на 5 июля 2014 года. Телефонный звонок Виталия Сущенко поднял “Дядю Эдика” с постели в 2:13 ночи. Офицер сообщил: на 5-м блокпосту был тяжелый бой, нужна помощь с эвакуацией 300-х: “до утра могут не дотянуть”.

Наталья по глазам мужа поняла, что спорить бесполезно. Проводив Эдуарда, взяла в руки икону Изюмской Божьей Матери Песчаной и, прижав к груди, молила Господа о милосердии, потеряв счет времени. В леденящей душу тревоге остаток ночи и утро провела и Светлана Федорченко.

В это время “Дядя Эдик” и Юрий в еще стоящих клубах гари и дыма загрузили трех 300-х и 200-го. На одного из раненых натянули старый свитер, а двух других уложили и замаскировали покрывалами. Передвигались двумя машинами. Впереди Юрий, который подавал условные знаки стоп-сигналами. За ним Эдуард с ранеными бойцами. Схема сработала, им удалось не вызвать подозрений со стороны нескольких групп уходящих в Донецк сепаратистов, вовремя доставить раненых десантников на 4-й блокпост в Малиновке и передать их в руки военного врача Владимира Бондаря.

Днём 5 июля в Краматорск вошла первая бронетехника ВСУ.

Освобождение города не стало поводом для сворачивания волонтерской деятельности нашими героями. “25-ка пошла вперед”, – говорят они: “А мы двинулись вслед за ней”. Андрей Русин привычно шутит: “Нам далеко ездить не надо, мы живем на фронте”.

Вскоре, одна из ставших привычными поездок на передовую, обернулась трагедией. 4 августа, перегоняя уазик – “буханку” в освобожденный за три дня до этого пгт. Контарное в Шахтерском районе, колонна из двух машин сбилась с маршрута. Встреченные “местные жители” подсказали “нужное направление” так, что идущая впереди машина “Дяди Эдика”, в которой с ним ехал краматорчанин Сергей Гаков, угодила на блокпост сепаратистов.

Юрию В. удалось вовремя развернуться и избежать ловушки. Оказавшись в безопасности, он оповестил командование украинских вооруженных о случившемся, в надежде на то, что военным по горячим следам удастся отбить заложников. К сожалению, этого не случилось.

Благодаря четкому следованию легенде, придуманной за считанные секунды, и молитвам супруги Натальи, Эдуарду удалось уцелеть. На вопросы о подробностях пребывания в плену – привычно отшучивается: “Хоть у меня и была бурная молодость, но так сильно меня не били никогда”.

26 августа 2014 года сотрудникам СБУ удалось обменять четырех украинских заложников на сына одного из лидеров боевиков ДНР с позывным “Запорожец” (Балагура). В числе освобожденных вместе с двумя солдатами ВСУ оказались Эдуард Кулинич и Сергей Гаков.

Освобождение стало одним из первых, если не первым случаем вытягивания волонтеров из плена. Наталья Кулинич не устает повторять имена тех, кто не позволил ей остаться один на один со свалившейся бедой. Слава Богу, говорит она, список длинный. В нем Алексей Дмитрашковский, Тарас Грень, Юзеф Венскович, Леонид Матюхин и весь Пресс-центр АТО, Василий Грицак, Юрий Тандит, “Альбатрос”, Василий Васильевич и Олег, Сергей Кривонос, Андрей Русин, Юрий В., Юрий Федорченко и Георгий Тука, чьи слова поддержки возвращали ей веру в успех и придавали силы в минуты отчаянья.

Жизнь все расставляет по своим местам. Боевик “Запорожец” в январе 2015 года нашел свой бесславный конец под Дебальцево, а один из освобожденных военных, спецназовец Максим Кац, не только не сломался, познавши неволю и унижение парадом пленных в Донецке, а, наоборот, связал свою жизнь с армией, поступив в военную академию. Его судьба, как ни что другое, позволит будущим украинским офицерам усвоить всю глубину лживости мифа о единстве “братских народов”.

Не смотря на то, что пребывание в плену не улучшило здоровье Э.Кулинича, “Дядя Эдик” не пал духом, не разочаровался и продолжает бороться за Победу Украины на Донбассе вместе со своими побратимами. Впервые в полном составе эта необычная и отчаянная волонтерская команда собралась в день его освобождения из плена.

История отчаянных волонтеров Краматорска может стать полезной для тех горячих голов, которые, не утруждая себя изучением реальной ситуации, пытаются обвинить все население восточных областей Украины в поддержке сепаратизма и пророссийских настроениях.

Развенчивая очередной навязанный извне стереотип о жителях восточной Украины, команда наших героев сумела доказать, что будущее этого региона, как и всей страны, будет определяться не апологетами заплесневелых этнических или идеологических идей, а объективными общечеловеческими и демократическими процессами и ценностями.

Храни Господь настоящих героев Украины!