Коментарі експертів

Новая концепция построения обороны Украины – экспертный взгляд

В сложных условиях развитие государства обороноспособность не должна рассматриваться как просто усиление армии. Речь должна идти о формировании всего сектора безопасности по иному принципу. Учитывать все уровни: политический, экономический, военный, информационный, технологический, культурный. С этой целью сегодня остро необходимо разработать новую концепция построения обороны Украины.

 

Говоря о переформатировании концепции построения обороны Украины, следует, прежде всего, иметь в виду изменение формата войны и вообще появление новых составляющих в войнах нового поколения. А именно, это мощная информационная война, которая может быть направлена на подрыв авторитета власти в глазах народа, на формирование панических настроений, потерю веры в государство. Она включает работу агентов влияния в социальных сетях, использование СМИ, научных и академических организаций, социологических служб – как вслепую, так и на идеологической или экономической основе. Наряду с такой войной применяется активная экономическая война, создающая торговые барьеры. Не исключены угрозы разрушения банковско-финансовой системы. А также кибервойна, – то, с чем раньше не сталкивалось ни одно воюющее государство. Наконец, это поддержка и финансирование антиправительственных сил внутри самого государства. Создается и достигается ситуация, когда каждый представитель государства, втянутого в войну, становится ее непосредственным участником.

На политическом уровне необходимо обеспечить вхождение в коллективную систему безопасности. Следует понимать, что даже обеспечение выделения на потребности обороны 3% ВВП, как это прописано в Законе Украины, и даже неимоверные экономические вливания в перевооружение, не скоро превратят Украину в современную Южную Корею или Японию, способные противостоять глобальной военной машине. И тем более, вести масштабную войну против военно-политических блоков. Таких, как ОДКБ или НАТО. Более того, коллективная система безопасности защищает ценности, а цивилизационный выбор Украины – это ясно показали события конца 2013 – начала 2014 года, – связан с Европой. Конечно, речь не идет о быстром вступлении в НАТО. Речь идет о формировании условий для поступательного вхождения Украины в европейскую систему безопасности на условиях равноценного партнерства. Начать придется с пересмотра военной доктрины и ревизии способов достижения роста военного потенциала.     

Исходя из политической привязки, следует формировать принципы работы национальной экономики и информационной системы, обеспечивать развитие технологического потенциала за счет тесного взаимодействия с государствами Европы. Ориентирами для Украины тут должны стать избавление от критической зависимости от партнеров (прежде всего, РФ) в области поставок энергоносителей и ключевых технологий, расширения участия в мультинациональных проектах, в том числе, в области обороны.   

Что касается обеспечения военной составляющей безопасности, армия, которая является сердцевиной сектора безопасности (или военной организации), должна представлять собой институт сдерживания внешней агрессии.  За счет современного оружия и формирования боеспособных, вышколенных профессиональных вооруженных сил численностью до 150 тыс. человек Украина экономически способна создать своим военнослужащим адекватные социальные условия европейского уровня, поднять авторитет армии и престиж службы. Среди прочего, такой подход позволит отказаться от губительного территориального принципа комплектования армии. В такой армии – современные военные конфликты ясно это продемонстрировали, – основой становятся Силы специальных операций. То есть, профессиональные военнослужащие, способные к проведению локальных наземных операций в автономном режиме. Это подразделения специального назначения с различным профилем – от глубинного спецназа (для действий в тылу на глубине до 300 км), до механизированных мобильных частей, оснащенных легкой бронетехникой и мобильными высокоточными средствами поражения. Украина никогда не производила на своей территории военных самолетов и средств ПВО. – Часть такой техники придется закупать. Но, пересматривая бесперспективный внеблоковый статус, Украина может предложить для коллективной системы Европы подготовленную составляющую – военно-транспортную авиацию. Взамен, например, за обеспечение в течение определенного периода времени охраны и обороны воздушного пространства и воздушных границ. Кроме того, Украина является разработчиком ракет, и сохранила великолепную школу создателей и производителей боевой ракетной техники. Украинской оборонной промышленности под силу создать ракетный щит сдерживания по восточным и юго-восточным границам, который мог бы служить защитной стеной для всей системы коллективной безопасности.

Кроме того, следует активно развивать разведывательные структуры государства, сведя их в мощный пучок сильного в аналитическом смысле разведывательного сообщества. СНБО Украины должен стать информационно-аналитическим центром не только обработки информации и выдачи проектов решений, но и подготовки современных форм информационного противодействия.

Военный конфликт с Россией показал необходимость переформатирования структур внутренней безопасности – антитеррористических подразделений СБУ, подразделений специального назначения Министерства внутренних дел. В новом формате подготовки таких структур следует значительное внимание уделять правовым аспектам, вопросам блокирования и умения активно действовать без применения летального оружия. Важнейшим направлением сектора безопасности становится работа контрразведки, своевременного выявления сепаратистских и экстремистских структур, нейтрализации их лидеров.

Во всем секторе безопасности необходимо изменить работу с кадрами – от принципа их подготовки до строгого соблюдения принципа профессионализма при назначениях. Надо создать мотивацию профессионализма, что вернет спецструктурам утраченный во время Майдана авторитет в глазах народа.

В настоящее время отечественная оборонная промышленность способна удовлетворить до 30 % потребностей современной армии. Но, развивая новые проекты со странами Европы, Украина будет инвестировать не только в собственную армию, но и в технологический сектор – наиболее перспективный слой экономики. Технологически сильная держава имеет больший потенциал обороноспособности, может решать больший спектр задач. Опыт Китая, Турции, Польши или Индии может служить превосходной картой достижений успеха в росте оборонного потенциала.

Итак, подведем итоги.

Ставки на освобождение от экономической, энергетической и технологической зависимости от одного поставщика. Это первый постулат роста потенциала сектора безопасности.

Ставки на коллективную защиту в клубе Европейских государств. Рост военного потенциала за счет ракетного щита и качественной подготовки Сил специальных операций. При сбалансированном развитии всех видов ВСУ и особенном акценте на развитии социального пакета для военнослужащих. Это второй постулат.

Третий связан с развитием разведок и системы обеспечения внутренней безопасности. Превентивное выявление зон нестабильности и структур, которые несут терроризм, экстремизм, сепаратизм.     

Развитие собственных оборонных технологий в партнерстве с западными и динамично развивающимися азиатскими странами. В любом случае, недопущение формирования зависимости от партнеров в секторе безопасности.

Сергей Бондарчук, 

генеральный директор ГК “Укрспецэкспорт” (2005-2010 гг.), 
член Экспертного совета в области национальной безопасности