О влиянии пропаганды на общественное мнение в Беларуси
На сегодня общественное мнение в Беларуси касательно событий в Украине является в целом, негативным Главная причина такого состояния дел – это то, что кроме портала «Хартия-97» и некоторых других независимых медиа, все информационное поле Беларуси занято российскими СМИ. Как результат – по данным независимых социальных опросов, около 60% белорусов сегодня поддерживают действия России в Украине. Исходя из этого, на сегодня очень важно влиять на общественное мнение в Беларуси. Поскольку, когда количество поддерживающих действия агрессора увеличится до 80% (что при нынешних тенденциях является вполне вероятным), Украина будет иметь дополнительную линию фронта в 1000 км, и тогда никто не будет спрашивать ни Лукашенко, ни белорусский народ: танки пойдут, и белорусы это поддержат.
Следует также отметить, что использование белорусского плацдарма для информационного наступления на Европу и Украину, является важным компонентом гибридной войны, в которой Россия достигла больших успехов. Сегодня есть каналы распространения информации, финансирование, приказы, конкретные темы, которые представляют определенную угрозу как информационной, так и национальной безопасности и Украины и стран НАТО. И это можно считать, по большому счету, подготовкой белорусского общества к шагам, которые Россия предприняла в Крыму и на Донбассе. Сейчас для этого идет подготовительная фаза: в белорусских городах распространяются российские флаги, активизировалась деятельность белорусского казачества, которого в Беларуси, кроме как оккупационного, до этого никогда не существовало; в молодежных, школьных лагерях детей и подростков учат стрелять под российским, а также под имперским триколорами. Населению это все подается под уже привычным «соусом»: мы один народ, у нас одна русская православная церковь и у нас общий враг – Запад. В качестве свежего примера, можно привести празднование 4 ноября в центре Бреста под российскими флагами дня единения России. То есть все то, что происходило ранее на территории т.н. «Новороссии», сейчас происходит и в Беларуси.
Более того, необходимо отметить, что белорусские государственные СМИ, в представлении информации об Украине, ничем не отличаются от российских. Так, к примеру, когда начались события в Украине, режим Лукашенко говорил, что к власти пришла хунта, фашисты, и что это государственный переворот. Когда же власть в Украине утвердилась, он почувствовал, что ему выгодно сотрудничать с ней, в частности, экономически, а когда решили проводить переговоры в Минске, было принято решение выходить с этим на Запад. Преподнеся события в Украине, таким образом, у режима была четкая задача напугать белорусов, что «если вы выйдете на улицу, у вас будут убийства, поэтому лучше жить в диктатуре и нищете, но стабильно и в мире». И у него это получилось, в частности, благодаря тому, что в Беларуси нет украинского информационного канала, который бы распространял объективную информацию о том, что происходит в соседней стране.
Поэтому, для изменения ситуации в белорусском информационном поле в пользу Украины, сегодня крайне необходимо сделать ряд важных шагов, например:
– добиться от А.Лукашенко обещанного в прошлом году запуска в Беларуси украинского телеканала. На сегодня данный телеканал не работает и о его запуске речь не идет. В случае же его запуска, общественное мнение в Беларуси касательно событий в Украине будет изменено;
– осуществлять поддержку независимых белорусских СМИ, которые объективно освещают ситуацию в Украине;
– организовать украинское радиовещание на границе с Беларусью с тем, чтобы покрывать хотя бы пограничные области. К примеру, подобное радиовещания на Беларусь организовано из приграничных районов Польши.
В то же время, необходимо отметить, что в Украине свободно вещает белорусский пропагандистский канал БТ-24, который является сугубо пропагандистским и полностью повторяет российскую пропаганду. Но в Украине этот вызов сегодня почему-то не замечается.
О Минском процессе и отношениях с ЕС
Что касается участия Беларуси в Минском переговорном процессе, то режим А.Лукашенко очень эффективно использовал его в своих целях. Так, начало войны России против Украины и подача белорусским руководством инициативы о посредничестве страны в переговорном процессе, обусловило приостановление европейских санкций с действующего режима и тем самым легитимизировало его. В тоже время, за выбором Минска стоит Путин, который был лично заинтересован в этих переговорах, а режим А.Лукашенко, лишь эффективно использовал ситуацию в свою пользу.
«Минский маневр» белорусского президента был позитивно воспринят в Европе, свидетельством чего, является приостановление на 4 месяца санкций против действующего режима (не исключается и перспектива их полного снятия). Более того, Беларусь может получить от ЕС финансовую помощь в виде кредита, которая позволит удержать на плаву переживающую не лучшие времена белорусскую экономику.
В этом контексте следует также отметить, что одной из причин сближения Беларуси с Европой является то, что из-за проблем с экономикой внутри страны, для России сегодня финансово трудно содержать Беларусь в том объеме, в котором это осуществлялось ранее. Так, к примеру, цены на нефть в Беларуси такие же, как и в конце 80-х гг. в СССР, при этом, кроме того, что российский рынок сократился, белорусские товары выбиваются оттуда дешевыми китайскими. Исходя из этого, улучшение отношений с ЕС, является ничем иным, как попыткой Беларуси найти в Европе новые источники финансирования. При этом не исключено, что выделенные деньги пойдут не на развитие экономики страны, а на другие цели. Такой поворот уже имел место в истории. Так, к примеру, в свое время, взамен на непризнание Южной Осетии и Абхазии, А.Лукашенко получил ослабление санкций против него и кредит от МВФ, который в результате, был потрачен на российско-белорусские военные учения.
В целом, несмотря на демонстративное движение Беларуси в Европу, связь режима А.Лукашенко с Россией остается, и в дальнейшем будет очень теснойм, и в случае необходимости, Путин, путем, к примеру, повышения цен на нефть и газ, сможет без проблем скорректировать как внешнюю, так и внутреннюю политику белорусского государства.
О размещении военной базы
Вопрос размещения военной базы или другого российского вооружения на территории Беларуси зависит только от решения Кремля, а переговоры и договоренности, которые будут сопровождать данный процесс, будут только формальностью и «замыливанием глаз».
Что касается самой перспективы размещения на территории Беларуси указанных российских военных объектов, то на сегодня это более чем возможно. При этом, учитывая заявления высшего военного руководства страны, а также потенциала белорусской армии, более реальным является размещение не авиационной базы, а российских ракетных комплексов. Что касается типа ракет, то это могут быть как крылатые ракеты, которые не попадают под действие Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности, так и комплексы «Искандер». В любом случае, все будет зависеть только о решения Кремля. Следует также отметить, что в контексте «сближения» Беларуси и ЕС, этот проект сегодня максимально маскируется и оттягивается, поскольку в противном случае режим А.Лукашенко рискует не получить европейский кредит.
Также, вполне очевидно, что размещение российского вооружения на территории Беларуси будет направлено не только против НАТО, но и будет являться четким сигналом для Украины, что оно может быть использовано и против нее.
Наталья РАДИНА,
главный редактор сайта «Хартия-97» (Беларусь)