Арест украинских чиновников в Казахстане бросает тень на всю систему оружейного экспорта Украины
СКАНДАЛ с задержанием начальника первого регионального департамента «Укрспецэкспорта» (УСЭ) Александра Школяренко и его заместителя Александра Хрулева в Казахстане получил официальный статус: факт задержания признал МИД Украины. Пока им не предъявлены официальные обвинения, и шансы на мирное урегулирование дела есть — по крайней мере, в теории. Напомним: представители «Укрспецэкспорта» были задержаны в аэропорту Астаны по подозрению в даче взятки должностному лицу. В то же время сотрудники Комитета национальной безопасности (КНБ) арестовали начальника Главного управления вооружений Министерства обороны Казахстана Алмаза Асенова — предположительно за получение взятки в размере $200 тыс.
При кажущейся простоте история эта с потайным дном. Начать с того, что в армии Казахстана жестко соблюдается квота на генералов — всего 34. Асенов попал в этот пул недавно: еще в 2008 году он, будучи полковником, возглавлял департамент боевой подготовки. Некоторое опережение карьерного графика (сейчас ему 43) не в последнюю очередь объясняется тем, что на закате существования СССР он окончил Московское военнокомандное училище (в казахстанской армии дефицит офицеров с хорошим образованием). Можно было бы предположить, что его сдали менее удачливые конкуренты. Однако эту версию делает неубедительной как минимум извечный антагонизм между армейскими и комитетчиками. А учитывая тот факт, что в области вооружений дела традиционно решаются в узком кругу и на личных контактах, наводку КНБ, очевидно, получил гдето еще.
Случившееся в Астане может лежать в плоскости непростых отношений в треугольнике Россия — Украина — Казахстан. Так, в начале февраля в российской прессе замелькали сообщения под общим лозунгом «Казахстан меняет военный вектор». В публикациях казахстанское руководство обвиняется в том, что без согласования с Москвой активно развивает отношения с НАТО. Например, говорится, что аэропорт в Чимкенте начинает обслуживание самолетов НАТО с военными грузами в Афганистан. Причем Казахстан почемуто не согласовал допуск натовских самолетов с союзниками по ОДКБ. Правда, авторы этих сообщений не пишут, согласовывало ли руководство России со своими союзниками по ОДКБ открытие крупнейшего транзитного центра НАТО в Ульяновске в 2012 году. Неужели Россия имеет в ОДКБ особое положение?
Еще одним грехом Казахстана стала встреча 31 января главы МИД Казахстана Ерлана Идрисова в Брюсселе с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном, буквально в то же время, когда казахстанский президент Нурсултан Назарбаев подписывал с министром обороны России Сергеем Шойгу документы о создании Единой системы ПВО. Оказывается, и здесь Астана должна была согласовать свои шаги с Москвой.
Но наибольшее раздражение российских экспертов вызывает военнотехническая политика Казахстана. Две недели назад в Казахстан прибыли первые два военнотранспортных самолета C–295 от Airbus. Ожидается поступление еще шести таких машин. Это россиян очень задело, хотя непонятно почему. Россия не выпускает самолеты такого класса и вряд ли уже будет выпускать.
Казахстан закупил также шесть вертолетов ЕС–145 Eurocopter и открыл завод по их производству. И это снова вызывает недовольство России. Хотя российское Минобороны тоже покупает в 2013 году семь натовских вертолетов AW–139. Но это, видимо, не столь опасные экземпляры для союзников по ОДКБ. Дальше Казахстан обвиняется в приобретении в Израиле 18 пусковых установок ракет «Линкс», шести 122-миллиметровых самоходных гаубиц «Семсер» и восемнадцати 120-миллиметровых минометов «Кардом» для установки на своих БТР. Совместно с Италией Казахстан модернизирует танк Т–72. А с Украиной казахстанское руководство договорилось производить бронетранспортеры БТР–4.
И что интересно, именно украинский БТР–4 вызывает простотаки аллергию в России. Сначала Москву неприятно удивил контракт на поставку 420 БТР–4 Ираку. Однако он был признан «политически мотивированным» в связи с лоббированием его США в благодарность за участие Украины в иракской кампании. Сам БТР–4 был назван неконкурентоспособным на мировых рынках. И вдруг Москву подвела Астана. В середине апреля 2012 года «Рособоронэкспорт» подписал контракт с Казахстаном на поставку 90 российских бронетранспортеров БТР–82. А уже в начале мая Астана, явно не посоветовавшись с Москвой, подписывает контракт на сумму $150 миллионов с «Укроборонпромом» на совместное производство в Казахстане новых украинских бронетранспортеров БТР–4 с первым опционом на 100 машин.
Российская пресса так и заявила тогда: «Странный выбор».
Можно предположить, что российское руководство такое своеволие казахстанских и украинских «братьев» не оставило без внимания. И поэтому была начата работа по контактам украинских спецэкспортеров и Минобороны Казахстана. Дальше, конечно, можно только гадать, насколько связаны между собой контракт по БТР–4, недовольство России и арест казахстанского генерала и двух представителей «Укрспецэкспорта». Да и вряд ли мы узнаем всю правду о происшедшем.
Однако уже сейчас ясно, каких последствий следует ожидать от этого инцидента. Во-первых, брошена тень на всю систему оружейного экспорта Украины и украинскую систему экспортного контроля, в частности. Во-вторых, нанесен удар по международному авторитету самого «Укрпецэкспорта». В-третьих, руководство Казахстана может потребовать от Министерства обороны заморозить все контракты с Украиной. До выяснения обстоятельств. И, наконец, в случае прекращения реализации контракта на поставку БТР–4 Россия уж точно постарается занять освободившуюся нишу.
И еще один очень важный момент. Все это происходит накануне крупнейшей международной оружейной выставки IDEХ2013, которая состоится 17–21 февраля в Объединенных Арабских Эмиратах. «Укрспецэкспорт» анонсировал презентацию на этой выставке нового украинского БТР–4МВ. Правда, российская пресса уже заявила, что он безнадежно отстал от лучших мировых образцов, не вспоминая, впрочем, о российских достижениях. Действительно, о чем вспоминать, если накануне Минобороны РФ подтвердило закупку 1775(!) итальянских бронемашин Lynx производства IVECO. Однако факт остается фактом — в связи с событиями в Астане репутация «Укрспецэкспорта» подпорчена, а заодно брошена тень на перспективный БТР–4МВ. Интересно, кому это может быть выгодно?
Источник: «Комментарии»