Сектор безпеки України

КАК ВОЙНА РУШИТ МИФЫ ПРО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ…

В довоенной Украине «профессиональная армия» была неким фетишем, который эксплуатировали политические силы для поднятия своих рейтингов в обществе.

В довоенной Украине «профессиональная армия» была неким фетишем, который эксплуатировали политические силы для поднятия своих рейтингов в обществе. Собственно это был ответ на запрос самого пацифистского общества, не видевшего смысла в армии вообще, и не желавшего служить в армии срочную службу или отправлять туда своих близких в частности. Фактически, под понятием «профессиональная армия» понималась армия контрактная. То есть речь шла не об эффективности армии за счет профессионализма военнослужащих, а о способе комплектования на наемной основе в противовес призывному способу комплектования. И тут имела место умышленная подмена понятий. Дело в том, что «профессиональная армия» и «контрактная армия» – не синонимичные понятия.

Например, армия Израиля, которая по праву считается одной из лучших в мире по уровню подготовки, комплектуется преимущественно призывниками и резервистами. А вот армии многих африканских государств именно контрактные, но за редким исключением их профессиональный уровень крайне низок. Более того, к началу российской агрессии в феврале 2014 г. украинская армия была практически полностью контрактной, но назвать ее «профессиональной» на тот момент вряд ли у кого-то повернется язык.

Итак, первое, что надо понимать, что «контрактная армия» не равно «профессиональная». Действительно, контрактный способ комплектования может способствовать профессионализации вооруженных сил, но лишь при соблюдении других составляющих, о чем будет сказано ниже. Но вначале остановимся на некоторых недостатках контрактного способа комплектования.

Первый из них состоит в том, что при отсутствии достаточного числа желающих поступить на контрактную службу по тем или иным причинам (низкий престиж воинской службы, низкий уровень оплаты, ненормированный рабочий день, отсутствие адекватных соцпакетов и соцгарантий и т.д.) приводит к тому, что она становится более привлекательной для местных жителей, живущих вблизи той или иной воинской части. Следствием этого возникает нарушение экстерриториального принципа комплектования Вооруженных Сил, когда воинские части становятся территориальными. К чему это приводит – прекрасно показали события 2014 г. в Крыму и отчасти на Донбассе, когда значительная часть местных контрактников стала предателями, изменив Воинской Присяге.

Второй недостаток является оборотной стороной достоинств контрактной системы комплектования. Она позволяет за счет более длительного срока нахождения военнослужащего в рядах армии (особенно при однократном или многократном продлении контракта) обеспечить ему хороший уровень подготовки. Оборотной стороной длительной службы в рядах вооруженных сил являются низкие темпы накопления резерва военно-обученных.

Приведем простой пример. Допустим у нас есть два государства А и Б и у каждого в армии по 100 тыс. рядовых и сержантов. В государстве А армия комплектуется на контрактной основе, и солдаты и сержанты в среднем служат 10 лет. Соответственно каждый год ряды вооруженных сил покидают 10 тыс. военнослужащих, и такое же количество приходит им на замену. В государстве Б армия комплектуется по призыву со сроком службы 1 год, соответственно каждый год она обновляется на 100% и в запас ежегодно отправляется 100 тыс. человек. Эти государства начинают войну. Государство А призывает своих бывших контрактников-резервистов, покинувших ряды вооруженных сил в течение последних 10 лет и это позволяет удвоить число солдат и довести их до 200 тыс. Государство Б призывает военнослужащих тех же возрастов, что с учетом годичного срока службы вместо 10-летнего дает 19 возрастов. Это позволяет довести численность до 2 млн. Не всех их могут сразу поставить «под ружье», этот запас может быть использован и для возмещения потерь. А вот государству А брать военно-обученных уже особо и неоткуда. И далеко не факт, что 200 тыс. своим профессионализмом окажутся сильнее 2 млн. бывших срочников.

Причем мобилизация, которая многими теоретиками последних лет уже считалась анахронизмом, реально сработала в Украине в кризисном 2014 году. Именно сочетание относительно малочисленных и плохо вооруженных, но мотивированных «добробатов», ядра старой кадровой армии и масс мобилизованных граждан Украины позволило стабилизировать ситуацию на фронтах и локализовать зону конфликта Крымом и частью Донбасса.

Также стоит учесть, что потенциальная возможность для контрактной армии стать профессиональной благодаря более длительному сроку службы напрямую зависит от качества и интенсивности обучения военнослужащих. Без адекватной подготовки контрактизация армии смысла не имеет. И Вооруженные Силы Украины до 2014 г. – тому нагляднейшее подтверждение.

Что касается «призывной армии», то она также имеет как свои достоинства, так и недостатки. О главном достоинстве мы уже сказали – это накопление большого запаса военно-обученных граждан. Естественно, при условии, что в рядах вооруженных сил призывники занимались военной подготовкой, а не красили бордюры. И что после увольнения в запас их периодически призывали на сборы по поддержанию и повышению квалификации. Как автору в свое время поведали эстонские коллеги, без этого резервисты быстро «протухают» и это, безусловно, верно.

Что касается недостатков, то они более чем очевидны и о них сторонники довоенной «профессиональной» (контрактной) армии говорили неоднократно. Эти же проблемы подтверждались и в ходе волн мобилизации в Украине в период 2014-2015 гг.

Первый недостаток – это проблемы с мотивацией у части насильно призванных и мобилизованных граждан. Отсутствие мотивации негативно сказывается на эффективности, как обучения, так и применения таких военнослужащих. В тоже время для решения вспомогательных задач или для участия в оборонительных боевых действиях на второстепенных участках фронта даже такой личный состав (кроме откровенных предателей) вполне подходит. И этим он позволяет снизить нагрузку на более мотивированных бойцов, создать необходимые резервы для контратак и даже наступательных операций.

Второй недостаток актуализируется при малом сроке службы по призыву. За короткое время даже при интенсивном обучении тяжело подготовить качественного военнослужащего. Более того, малый срок службы приводит к тому, что после окончания подготовки до увольнения в запас остается слишком мало времени для активного применения такого военнослужащего. Из этой ситуации есть несколько выходов. Во-первых, можно как в Израиле повысить срок срочной службы. Оборотная сторона такого решения – это вероятная негативная реакция общества, а также снижение темпов накопления военно-обученного запаса. Второй вариант можно назвать швейцарско-скандинавским, когда относительно короткий срок срочной службы используется лишь для обучения призывников. Это позволяет быстро накапливать запас военно-обученных, но не позволяет рассчитывать на имеющихся призывников в рядах вооруженных сил из-за их низкого уровня подготовки. Это критично в случае внезапных и динамичных боевых действий, когда нет возможности провести эффективную мобилизацию.

Итак, мы выяснили, что оба типа комплектования по контракту и призыву обладают своими сильными и слабыми сторонами. А также то, что профессиональной армия может быть как при одном, так и другом типе комплектования. А может и не быть. Потому что, профессионализм армии во многом зависит не столько от типа комплектования, сколько от качества подготовки. А оно, в свою очередь, зависит от наличия достаточного количества хороших инструкторов, качественной учебной базы и расходных средств. Что можно свести к известной формуле генералиссимуса Раймондо Монтекукколи: «Для ведения войны нужны три вещи – деньги, деньги и еще раз деньги».

Что касается Украины, то в ее нынешнем положении наиболее привлекательным будет смешанный тип комплектования, при умеренной продолжительности срочной службы. Срочная служба позволит накопить запас военно-обученных, которые путем мобилизации смогут довести численность Вооруженных Сил до необходимого уровня. Естественно, это имеет смысл при качественном обучении срочников в рядах армии и привлечения их к периодическим сборам после увольнения в запас.

Контрактникам же отводится роль станового хребта вооруженных сил. Доказано практикой, что на качество всей армии кроме офицеров оказывает большое влияние сержантский корпус. Именно хорошо подготовленные сержанты способные как командовать, так и обучать своих подчиненных во многом определяют эффективность подразделений. Особенно важна роль сержантов-инструкторов в учебных подразделениях. Таким образом, подготовленный контрактник-сержант является важным элементом профессионализации вооруженных сил.

Если говорить о контрактизации рядового состава, то она востребована в ряде элитных формирований, способных играть роль оперативных и стратегических резервов. В Вооруженных Силах Украины такими частями могли бы стать Высокомобильные Десантные Войска, спецназ, морская пехота, возможно 1-2 общевойсковые бригады. Эти части могли бы стать некими «пожарными командами», полностью укомплектованными подготовленными военнослужащими-контракниками и своей быстрой реакцией на угрозы давали бы время на доукомплектование остальных частей мобилизованными военнослужащими и на развертывание из последних новых частей.

Отдельно стоит сказать об офицерском корпусе. Офицеры в Вооруженных Силах Украины служат преимущественно по контракту и лишь их часть составляют мобилизованные офицеры запаса. Повышение профессионального уровня украинского офицерства зависит от их соответствующего обучения и переобучения. Последнее имеет важнейшее значение из-за того, что в годы независимости выросла целая плеяда старших офицеров, не имеющих адекватного опыта и навыков из-за отсутствия полноценного обучения в Украинской Армии в довоенных период. Ситуация несколько выравнивается из-за боевых действий, однако такой опыт приходится оплачивать повышенной ценой крови наших военнослужащих. Кроме того, стоит отметить, что советские концептуальные взгляды в военной сфере, носителями которых является часть украинского офицерства, частично устарели и зачастую не подходят под украинские реалии.

Потому профессионализация офицерского корпуса должна начинаться с доктринального уровня и новых программ обучения с учетом современного иностранного опыта и того практического опыта, который получили ВСУ в ходе боевых действий на Донбассе.

Кроме того, нельзя игнорировать подготовку офицеров запаса. Значительную их часть составляют выпускники военных кафедр гражданских ВУЗов, чей уровень подготовки можно охарактеризовать как около нулевой. Более того, специальности многих таких выпускников не востребованы в современной Украинской Армии. А вот по ряду позиций (пехотные офицеры, артиллеристы, танкисты и т.д.) есть существенный дефицит кадров. Потому на пути профессионализации ВСУ следует уделить внимание переподготовке офицеров запаса по востребованным специальностям. Ведь мало мобилизовать бывших срочников, – ими кто-то должен командовать. И подготовленные офицеры запаса являются той основой, которая позволит развернуть как регулярную армию, так и формирования Территориальной обороны.

Таким образом, профессиональная армия – это в первую очередь правильные доктрины, программы обучения и средства на подготовку. И именно эти факторы в сочетании со смешанным способом комплектования Вооруженных Сил Украины, повышенным вниманием к подготовке военнослужащих запаса позволят нашей армии быть эффективным инструментом национальной безопасности – реальной защитой от широкого спектра угроз современного мира.

В развитие темы – комментарий В.Бадрака, директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) «Профессионализация армии – отход от советских стереотипов»: http://cacds.org.ua/ru/safe/video/799 

 

Вячеслав ЦЕЛУЙКО,

член Экспертного совета ЦИАКР, 

доцент кафедры политологии ХНУ им. В.Н. Каразина, 

специалист по современным вооруженным конфликтам