Коментарі експертів

Готовиться к масштабной войне ни с НАТО, ни с Россией Украина не сможет, — Валентин Бадрак

Интервью, посвященное оборонной реформе в Украине

http://inpress.ua/ru/politics/15018-gotovitsya-k-masshtabnoy-voyne-ni-s-nato-ni-s-rossiey-ukraina-ne-smozhet-valentin-badrak

 Авторы:

Игорь Лесев, Константин Гончаров, Inpress.ua

22 августа 2013, 08:55 594 0

 

«Вполне возможно, что власть после выборов вернется к призыву»

Вопрос: Насколько продуманным является планируемое сокращение численности нашей армии почти в два раза? Не будет ли армия в 90 тыс. (120 тыс. по другим данным) военнослужащих для такой огромной европейской страны слишком маленькой?

Ответ: Скажу так, мы всегда ратовали за сокращение армии. Более того, в 2002 году мы провели исследование и пришли к выводу, что для Украины будет достаточна армия в 120 тысяч. Правда, здесь есть две существенные оговорки. Эта армия должна быть оснащена современными системами вооружений и быть профессиональной.

Вопрос: Вы в своем исследовании учитывали внеблоковый статус Украины?

Ответ: Нет, мы тогда не учитывали вопрос, будет ли наша армия и оборона организована в системе коллективной защиты или во внеблоковом статусе. Но по большому счету мы подразумевали, что Украина будет находиться в системе коллективной безопасности, в первую очередь НАТО. Принимая во внимание, что сегодня Украина имеет внеблоковый статус, я думаю, что вопрос должен быть уточнен не столько в численности армии, сколько в плане подходов в организации перевооружения. В современном мире именно системы вооружений в большей степени решают задачи обороны и безопасности, чем численность военнослужащих.

Вопрос: И какие задачи сможет решать такая армия?

Ответ: Если исходить из того, что Украина остается внеблоковым государством, то круг задач армии априори будет ограничен. Потому что готовиться к масштабной войне ни с НАТО, ни с Россией Украина не сможет. Поэтому задача будет — это организация обороны на нескольких оперативно-тактических направлениях, это обеспечение безопасности при развитии и эскалации приграничного конфликта, это участие армии в подавлении какого-то экстремистского выступления, если такое будет поддерживаться иностранными государствами. Кроме того, Украина наряду с решением задачи непосредственного обеспечения новых систем вооружений должна активно взяться за подготовку спецназа — это может иметь такую же адекватность, как и щит сдерживания, или быть его частью.

Вопрос: Почему перевооружение в армии носит лишь «точечный» характер и осуществляется в небольших масштабах, в то время как Украина является одним из крупнейших экспортеров оружия?

Ответ: Низкий уровень государственного оборонного заказа — это тот пункт, который подрывает идею масштабного реформирования и перевооружения в армии. Даже те несколько приоритетных программ, которые у нас существовали, они, в принципе, превратились в долгострои.

Вопрос: Что вы имеете в виду?

Ответ: Я имею в виду создание и производство АН-70, создание отечественных корветов, создание оперативно-тактической ракеты «Сапсан», от которой Минобороны в итоге по весьма непонятным причинам отказалось… Это все долгострои, которые вырисовывает достаточно печальную картину. Сегодня разве что активнее стал проводиться ремонт и частичная модернизация техники. Речь идет о системах ПВО С-300 и ракетных комплексах «Бук», а также о парке боевых самолетов. Ну и частично начались работы по вертолетам армейской авиации. Все. Но это нельзя назвать «развитием новых вооружений» или процессом перевооружения. Это просто поддержания имеющихся вооружений в надлежащем состоянии и придания им улучшенных технических характеристик. Воспринимать это адекватно, когда мы говорим о полномасштабной армейской реформе, нельзя.

Вопрос: Вопрос по срочникам. Переход на контрактную армию срывается систематически уже последние 5 лет. Лично вы верите, то этот призыв станет последним в истории Украины?

Ответ: Поверьте, это не самый проблемный вопрос для армии. Можно верить или не верить, а получить и ту, и другую ситуацию. Может это и последний призыв. Но также вполне возможно, что власть после выборов вернется к призыву. Главное — это создание адекватных условий для контрактников, мотивационного пакета. Вот когда денежное содержание контрактника будет выше средней зарплаты в регионах, когда они смогут получать льготное жилье, образование на льготных условиях, когда будет ясна перспектива службы в составе зарубежных контингентов, вот тогда вопрос и о призыве сам по себе отпадет. Потому что в армию массово потянутся. Но сегодня все эти моменты никем не учтены.

«Вопрос квартирной очереди офицеров не будет решен никогда, это неподъемная задача»

Вопрос: Перейдем к «социалке». Охарактеризуйте ситуацию, которая сложилась с заработными платами у украинских военнослужащих. Почему у наших военных одни из самых низких зарплат среди стран СНГ?

Ответ: Экономическая ситуация не позволяет нам ожидать значительного повышения заработных плат. Армия не может жить отдельно от государства. Армия — это госинститут и часть госсистемы. Поэтому рассказы о том, что контрактник будет получать несколько тысяч долларов, не вызывают воодушевления. Хотя понимаю, что контрактники и офицеры хотели услышать бы какие-то решения по этим проблемам сегодня, а не к 2017 году или еще позже. То же самое с системами вооружений. Когда нам говорят, что нам необходимо развивать авиацию — раз, зенитно-ракетные комплексы — два, радиотехнические войска — три, корабельный состав — четыре, средства автоматизации управления войсками — пять, беспилотники — шесть, тренажеры — семь, то мы относимся к этому скептически. Потому что семь «приоритетных направлений» — это слишком много для такого государства как Украина.

Вопрос: А какие лично вы видите приоритеты?

Ответ: Мы их уже давно определили. Они были сформулированы несколько лет назад и касались АН-70, корветов и ракетного комплекса. Вот это было бы реально наряду с организацией авиационного парка. С учетом адекватного оснащения подразделений спецназа. Именно эти направления могли бы стать основой будущего перевооружения. Но рассчитывать на фееричный взлет расходов на перевооружение и создание контрактной армии мы не можем.

Вопрос: Еще одна болезненная тема — квартирный вопрос. Сравните, что было сделано при предыдущих министрах обороны и при нынешнем министре.

Ответ: Детально мы этот вопрос не изучали в силу его бесперспективности. Вопрос обязательств государства по поводу предоставления квартир всем военнослужащим, т. е. собственного, а не временного жилья — то эта ситуация устарела и нет смысла государству брать на себя эти обязательства. Вопрос квартирной очереди офицеров не будет решен никогда, это неподъемная задача. Нужно искать другие методики решения жилищных задач — либо это возможность использования какого-то ваучера, или начального кредита, в котором участвует государство, либо условия для льготного получения жилья. Но это комплексный вопрос, он выходит за рамки полномочий Минобороны. Это уже полномочия правительства и частично законодательной власти.

«Угроз военного характера в ближайшее время для Украины нет»

Вопрос: Еще один интересный момент — количество генералов в украинской армии. Не кажется, что с ними у нас сложился перебор?

Ответ: Это вопрос второго плана, который совершенно не отражает общую ситуацию. Да, за годы независимости, при том, что Украина не участвовала в каких-либо военных конфликтах, у нас больше 20 генералов армии. И я соглашусь, что перекос здесь. Но это не заговор и не зло, и не относится к решению насущных задач, стоящих перед армией.

Вопрос: Вопрос глобального характера. Существуют ли в обозримом будущем военные угрозы для суверенитета Украины? Если да, обозначьте их вектор.

Ответ: Мы в начале года выступали на эту тему и пришли к выводу, что угроз военного характера в ближайшее время для Украины нет. Однако усилились риски, связанные с приграничными конфликтами и дестабилизацией обстановки в одном из регионов Украины, в которой будет заинтересовано иностранное государство. Вот этого мы не исключаем, для этого есть определенные предпосылки: Украина ослабла за эти годы, она фактически аутсайдер региона по динамике перевооружения. То, что соседние государства — Россия и ряд европейских, — перевооружаются намного динамичнее, — это факт.

Вопрос: Последний вопрос. Харьковские соглашения между Россией и Украиной. Фактор ЧФ РФ в Крыму способствует стабильности в регионе или, напротив, угрожает национальной безопасности нашей страны?

Ответ: Присутствие российской военной базы — это дестабилизирующий фактор и может при определенных обстоятельствах составлять угрозу. Эти подразделения могут быть использованы в том контексте, который будет угрожать целостности и независимости Украины. Это как раз те ситуации, о которых я говорил: то есть дестабилизация ситуации в некоторых регионах Украины. В том числе, наряду с военной базой России в Крыму, есть новый пункт российской военной доктрины, а именно: РФ оставляет за собой право применять военную силу, если ее гражданам за пределами государства будет угрожать опасность. Все это крайне небезопасно для Украины. И хотя Россия не заинтересована пока что в военном конфликте, но сумма факторов — то есть наличие у России возможностей влиять на Украину, в том числе, и военным рычагом — создает возможности для манипулирования властью в Украине.