Публікації експертів

Европейские генералы готовятся к худшему

Чтобы не превратиться в статиста на мировой сцене, ЕС должен реформировать свой оборонный сектор. Но не может: пока верх берут национальные амбиции и корпоративные интересы

Чтобы не превратиться в статиста на мировой сцене, ЕС должен реформировать свой оборонный сектор. Но не может: пока верх берут национальные амбиции и корпоративные интересы

НАКАНУНЕ ухода в отставку глава военного комитета ЕС шведский генерал Хакан Сирен озвучил мрачный прогноз: в недалекой перспективе Евросоюз рискует скатиться на обочину мировых процессов и растерять свой внешнеполитический авторитет. Подобно Бараку Обаме, который провозгласил начало «Тихоокеанского столетия», Сирен подчеркнул, что мировой центр силы передвигается на Дальний Восток. И если ЕС пренебрежет реформированием своей обороны, Европа может оказаться буквально вне игры на глобальном геополитическом поле. Хакан Сирен подчеркнул, что только Pooling&Sharing (то есть «объединение и распределение») оборонных ресурсов в рамках ЕС может сохранить обороноспособность европейских армий. По идее, этот тезис должен служить «дорожной картой» для сменщика Сирена на высоком посту — генерала Патрика де Рузье.

Но, как и все европейские лидеры, шведский военачальник не сказал ничего нового и не предложил практических шагов для преодоления европейского оборонного кризиса. Он констатировал, что в рамках стратегии Pooling&Sharing за последние два с половиной года реализовано 15 проектов. Однако реальный эффект от этого был минимальный. Хакан Сирен задает совершенно верные вопросы, которые, впрочем, звучат уже как минимум последние пять лет. «В странах ЕС существует 12 производителей бронетехники. Разве нам нужно столько? Страны ЕС закупают четыре различных типа истребителей. Разве нам это нужно? Разве у нас достаточно для этого финансов?» — спрашивает генерал.

Правда, в качестве выхода он почемуто предлагает пока сосредоточиться на развитии совместных проектов в сфере военного образования, ремонта и технического обеспечения вооружений и военной техники, а также проведении мероприятий боевой подготовки. Неужели от этого произойдет сокращение количества заводов по производству танков и БТР? Или страны Евросоюза начнут консолидированно и согласованно покупать единый тип истребителя?

Также уходящий глава военного комитета ЕС прошелся по оперативным возможностям европейских армий. Судя по всему, в военных структурах Евросоюза полным ходом идет подготовка к операции в Мали (почти половину этой африканской страны захватили исламисты). Поэтому генерал Сирен с такой уверенностью говорил, что акция в Мали должна готовиться по собственному сценарию, а не по опыту применения европейских сил в Сомали и Уганде. Как сообщают европейские СМИ, ЕС может планировать отправку в Мали боевой группы в количестве около 200 военнослужащих и еще стольких же военных советников для подготовки малийской армии к проведению боевых действий на севере страны в Азаваде, где, как принято считать, концентрируются экстремистские силы, как ранее в Афганистане.

Из этих заявлений генерала Сирена невозможно понять, что же он советует своему сменщику на посту главы военного комитета ЕС для преодоления оборонного кризиса в Евросоюзе. Хотя с нашей, украинской, колокольни так и хочется спросить, а о каком, собственно, кризисе идет речь? В армиях стран ЕС служит 2 млн. человек. И при этом европейские политики и генералы постоянно твердят о неспособности Европы самостоятельно проводить операции без помощи США. Совокупный оборонный бюджет 27 членов Евросоюза составляет 200 млрд. евро. И они постоянно жалуются на проблему нехватки средств, сокращение оборонного рынка, кризис оборонной промышленности. Действительно ли все так плохо в Европе, как об этом говорят?

Это покажется удивительным, но, имея двухмиллионную армию и 200 миллиардов евро на ее обеспечение, европейцы действительно находятся на пороге больших проблем. Виной тому — традиционные национальные и корпоративные амбиции. Когда заходит речь об оборонной промышленности и задаются риторические вопросы вроде «а зачем Европе столько производителей истребителей, кораблей или бронетехники?», сразу возникает ответ: потому что ни Франция, ни Германия, ни Италия или Нидерланды никогда не пойдут на закрытие своих заводов лишь для того, чтобы оборонная промышленность ЕС в совокупности стала конкурентной на мировом рынке. Поэтому французский производитель истребителей Dassault совсем недавно победил на тендере в Индии своих конкурентов из ЕС — многонациональный Eurofighter Typhoon и шведский SAAB Gripen. А Великобритания, Нидерланды, Италия и вовсе инвестируют в американскую программу Joint Strike Fighter. О каком же Pooling&Sharing может идти речь?

Европейское оборонное агентство (EDA) провело ряд исследований с целью анализа возможностей ЕС в сфере создания перспективных наземных боевых систем, авиационных систем, высокоточных вооружений. Вывод всех этих исследований один: если в ближайшее время страны Евросоюза не преодолеют национальные и корпоративные амбиции и не станут создавать единую оборонную технологическую и промышленную базу, уже к 2020 году ЕС утратит возможности для производства следующего поколения вооружений и военной техники. EDA считает, что, конкурируя между собой, европейские производители распыляют средства и ресурсы, которые жизненно необходимы для разработки принципиально новых технологий. Например, с большой долей уверенности можно говорить, что ни один из существующих европейских производителей истребителей не способен самостоятельно создать боевой самолет 5-го поколения. В результате через десять лет на европейском рынке может остаться лишь один тип истребителей — американский. Тем не менее обороннопромышленная консолидация в ЕС «сверху», по указке политиков, вряд ли возможна. Ведь руководители Dassault, и SAAB, и Eurofighter уверены, что именно их компания победит конкурентов и монополизирует европейский рынок.

Что касается оперативных возможностей двухмиллионной европейской армии, то об этом лучше всего говорит судьба так называемых боевых групп ЕС. Проект, который был призван создать небольшие (около 2 тыс. человек) мобильные группы быстрого реагирования так и не стал прообразом будущей объединенной европейской армии. За десять лет своего существования ни одна из созданных многонациональных боевых групп так и не побывала в бою. Военные винят в этом европейских политиков, которые попросту боятся ответственности за применение вооруженных сил за пределами ЕС. Например, такая возможность представилась во время операции в Ливии для обеспечения эвакуации мирного населения из зоны боевых действий. Однако руководство ЕС отказалось от отправки 200 военнослужащих на ливийскую территорию, опасаясь непрогнозируемых последствий такого шага. Видимо, заявления европейских генералов о возможности проведения операции в Мали тоже относятся к их заветным мечтам о практическом применении боевых групп. Пойдут ли на это политики, выяснится уже в ближайшее время. Однако уже сейчас ясно: пока европейцы не станут мыслить в унисон в сфере обороны, все разговоры о Pooling&Sharing так и останутся красивым призывом в коридорах штабквартиры ЕС.

Источник: «Комментарии»