Накануне рождественских праздников Евросоюз решил провести исторический саммит, посвященный исключительно вопросам коллективной обороны и безопасности. Европейцы традиционно относятся к военной сфере с выраженным «евроатлантическим» подтекстом. Со времен «холодной войны» принято считать, что за оборону Европы отвечает Организация Североатлантического договора, то есть НАТО. Главным контрибутором, которой, как известно, является США. Около 70% оборонных расходов НАТО приходится именно на Соединенные Штаты.
Так продолжалось вплоть до последнего времени, когда американские партнеры вдруг заявили, что больше «не хотят кормить европейцев бесплатным ланчем». И призвали Европу более ответственно подходить к коллективной обороне, увеличив бюджетные ассигнования на ее поддержку. Правда, эта настоятельная просьба американцев, которая родилась не из вредности, а в связи с сокращением оборонного бюджета США, совпала с экономическим кризисом в Европе. И оказалось, что при всем желании, европейские союзники не смогут компенсировать снижение военной активности США.
В результате, оголились все недостатки оборонных возможностей Европы. Операции в Ливии и Мали, которые должны были показать состоятельность европейских военных в стабилизации обстановки в прилегающих регионах, на практике продемонстрировали их критическую зависимость от американцев в стратегических сферах: разведке, космических системах, самолетах-заправщиках, авиаперевозках, беспилотниках. Фактически, без американской поддержки европейцы не смогли бы даже подготовиться к этим военным миссиям за пределами ЕС.
Что интересно, в армиях стран Евросоюза сейчас служит более 1,5 млн человек (!), а общие затраты на оборону стран ЕС составляют около 200 млрд евро. Из чего следует простой вывод: ресурсов и денег у Европы достаточно, однако, европейские генералы неверно оценивают обстановку, неверно планируют организацию обороны, неверно формируют бюджет закупок вооружений и военной техники. Проще говоря, просто проедают деньги. Да и не мудрено, ведь в Евросоюзе 28 министров обороны, 28 начальников генеральных штабов со всеми соответствующими структурами и организациями. При этом, отсутствует единая стратегия развития оборонной сферы, планирования обороны и организации закупок вооружений.
В конце ноября в Берлине на традиционной конференции по вопросам безопасности собралось все европейское руководство, отвечающее за организацию обороны и безопасности ЕС. Берлинский форум, можно сказать, стал генеральной репетицией декабрьского «оборонного» саммита Евросоюза.
Прежде всего, европейцы собираются изменить подходы к формулированию Общей политики безопасности и обороны ЕС. В частности, предлагается разработать совместный документ в рамках Евросоюза по реагированию на конфликты. Считается, что в современных условиях необходимо обеспечить способность ЕС максимально быстро реагировать на кризисы военного, техногенного или стихийного характера. В структуре военных сил быстрого реагирования, главным инструментом Евросоюза остаются так называемые Боевые группы. Правда, на сегодняшний день, их эффективность является сомнительной, поскольку эти группы ни разу не были применены в реальных операциях. В связи с этим, предлагается формировать Боевые группы ЕС по принципу модульности с возможностью их переформатирования в зависимости от специфики конкретной операции, а также для более эффективного использования конкретных возможностей стран ЕС.
Одной из возможностей повышения эффективности быстрого реагирования ЕС на кризисы может стать применение 44 статьи Лиссабонского соглашения, которая предусматривает самостоятельное проведение операции страной или группой стран ЕС, заявившие о своем желании и имеющие необходимые силы и средства. Эта возможность может применяться именно при необходимости быстрого реагирования на кризисы различного характера. Моделью для применения такой процедуры может стать недавняя операция в Мали, когда Франция приняла на себя всю ответственность за проведение операции в интересах Евросоюза.
Среди конкретных направлений повышения боеспособности коллективных вооруженных сил ЕС на конференции в Берлине были названы четыре сферы: заправочная авиация, беспилотные авиационные системы, спутниковая связь и кибер-оборона.
Как отмечается, последние военные миссии ЕС в Ливии и Мали продемонстрировали полную зависимость Европы от США в сфере заправочной авиации. В связи с этим, Европейское оборонное агентство, которое отвечает за развитие военных возможностей ЕС, предлагает несколько направлений решения этой проблемы. Речь, в частности, идет о закупке нового европейского стратегического самолета-заправщика Multi-Role Tanker Transport (MRTT), начиная с 2020 года. В то же время, Франция предложила поддержку этого проекта за счет собственных закупок самолетов-заправщиков, а Великобритания предоставит свой ??парк самолетов Voyager для уменьшения дефицита заправщиков в рамках ЕС.
Что касается беспилотников, то в Берлине было заявлено о подписании министрами обороны стран ЕС Дорожной карты по беспилотным авиационным системам на период до 2025 гола, которая должна подстегнуть Европу к более активным шагам в этой сфере. Например, к созданию европейского MALE (Medium Altitude Long Endurance), то есть беспилотного авиационного аппарата с возможностью ведения длительной разведки в интересах проведения операций ЕС.
Повышение возможностей ЕС в сфере спутниковой связи предполагается достичь, прежде всего, за счет совместного и двойного использования существующих гражданских и военных европейских спутников. Также, будет активизирована реализация совместных программ по созданию спутниковых систем следующего поколения.
В сфере кибер-обороны Европейское оборонное агентство разрабатывает Дорожную карту, которая предполагает совместные усилия стран ЕС в подготовке персонала, создания возможностей по освещению кибер-обстановки, улучшения кооперации между военными и гражданскими профильными структурами ЕС, защите сил и средств ЕС во время операций.
Особое внимание в ходе Берлинской конференции было уделено проблемам развития европейской оборонной промышленности. В частности, было отмечено, что оборонная промышленность стран ЕС страдает от отсутствия единой оборонно-промышленной стратегии Евросоюза и фрагментации оборонного рынка. Было заявлено, что единственным путем спасения европейской «оборонки» от дальнейшего упадка является совместное планирование оборонно-промышленной политики в рамках ЕС, широкое внедрение коллективных усилий при реализации перспективных проектов (особенно, что касается НИОКР), использование гражданско-военной синергии при создании новых технологий и активное привлечение небольших высокотехнологичных компаний к выполнению европейских оборонно-промышленных проектов.
Вообще, все эти судьбоносные решения ЕС могут иметь особое значение для Украины. Ведь, украинские Вооруженные силы обладают необходимыми для Европы боевыми возможностями (особенно, в сфере стратегической военно-транспортной авиации и сил быстрого реагирования), а оборонно-промышленный комплекс Украины может стать эффективным партнером для европейцев при создании перспективных образцов вооружения и военной техники. В свою очередь, ЕС может предложить Украине новый, более комфортный, формат обеспечения национальной безопасности и обороны. А европейские оборонно-промышленные компании могут стать для украинской оборонки кладезем новых технологий. Правда, эти перспективы сильно блекнут на фоне последних решений украинского руководства по торможению европейского вектора. А вместе с ними – и надежды на прорыв в развитии оборонной и оборонно-промышленной сферы Украины.