Коментарі експертів

Дмитрий КОЗЛОВ: «ВЛАДИСЛАВ СУРКОВ – «СЕРЫЙ КАРДИНАЛ КРЕМЛЯ»

Среди отечественных и зарубежных экспертов достаточно популярно мнение о некой непоследовательности, иррациональности некоторых аспектов украинского вектора российской внешней политики. Зачастую велик соблазн трактовать эту противоречивость как признак отсутствия логики, а то и невменяемости президента РФ Путина.

Среди отечественных и зарубежных экспертов достаточно популярно мнение о некой непоследовательности, иррациональности некоторых аспектов украинского вектора российской внешней политики. Зачастую велик соблазн трактовать эту противоречивость как признак отсутствия логики, а то и невменяемости президента РФ Путина.

«Путин утратил связь с реальностью», «Путин сошёл с ума» – подобные утверждения, призванные просто и доходчиво объяснить действия российского лидера, неоднократно встречались даже в заголовках весьма уважаемых СМИ. Однако при более близком рассмотрении подобный подход входит в противоречие со всем, что мы знаем о Владимире Путине – человеке, явно склонном к железному контролю над эмоциями, и скорее, хитром и коварном мастере хорошо продуманных макиавеллевских интриг, нежели одержимом безумце и авантюристе.

Однако противоречия в политике, тем не менее, наблюдаются. И объяснить их помогает понимание личности одного из путинских «царедворцев», недавно ставшего «заведующим» украинским направлением российской внешнеполитической деятельности. Речь идёт о человеке, которого многие называли и называют «серым кардиналом», «главным кукловодом политического процесса», и верховным придворным идеологом Кремля – Владиславе Юрьевиче Суркове.

Весьма любопытным представляется тот факт, что главный конструктор современных кремлёвских идеологем, без которого наверняка невозможно было бы окончательное оформление и «цементирование» концепции «Русского мира», человек, называвший себя «русским по политическим взглядам», русским по национальности не является. Владислав Сурков, получивший при рождении имя Асланбек, родился в селении Дуба-Юрт Чечено-Ингушской АССР 21 сентября 1964 года. Впрочем, даже подлинное место рождения Суркова под вопросом: на сайте президента России указано село Солнцево Липецкой области. Так или иначе, первые пять лет жизни Сурков провёл Чечне.

После переезда в Москву у Суркова некоторое время не складывалось с высшим образованием: проучившись несколько лет в Московском институте стали и сплавов, он бросил учёбу, и поступил в Институт Культуры, на факультет режиссуры массовых театрализованных представлений (с учётом дальнейшей деятельности в сфере идеологии полученные там знания наверняка не были лишними), который также не окончил.

В 1983-1985 гг. Сурков служил в армии, причём если в «официальной» биографии долгое время указывалась одна из артиллерийских частей Южной группы войск в Венгрии, то в 2006 году тогдашний глава МО РФ Сергей Иванов в одном из интервью сообщил, что службу Сурков проходил в спецназе ГРУ ГШ ВС РФ. Этот факт наверняка учитывался его покровителями в будущем, и помог восхождению в высшие эшелоны российской власти, глубоко уходящие корнями в силовые структуры.

После армии Владислав Юрьевич на некоторое время распрощался с государственной службой, и довольно рано, в 1987 году, ушёл в зарождавшийся бизнес, став главой рекламного отдела Центра межотраслевых научно-технических программ, организованного при райкоме ВЛКСМ будущим опальным бизнесменом Михаилом Ходорковским. С Ходорковским Сурков работал вплоть до второй половины 90-х, занимая различные руководящие должности в его группе «Менатеп», однако затем покинул структуры олигарха, и стал главным пиарщиком сегодняшнего «Первого канала» (тогда – ОАО «Общественное российское телевидение»). Наконец, в 1999 году, на закате ельцинской эры, Сурков вновь возвращается в госструктуры, и занимает пост заместителя руководителя президентской Администрации. В 2011 году, покидая этот пост, Сурков в одном из интервью агентству «Интерфакс» утверждал, что входил в число тех, кто «помогал президенту Ельцину осуществить мирный переход власти», а в дальнейшем – помог «президенту Путину стабилизировать политическую систему». Одновременно с приходом к власти Путина Сурков начинает карьеру высшего придворного идеолога, создавая пропутинские молодёжные проекты «Идущие вместе» (2000), и «Наши» (2005 год). В дальнейшем он становится одним из создателей партии «Единая Россия», курирует множество вопросов, связанных с взаимодействием путинского режима и общественности: в разное время Сурков отвечает за СМИ, статистику, курирует взаимодействие с религиозными организациями, возглавляет комиссию по развитию телерадиовещания. Формальный статус Суркова в иерархии власти всегда куда ниже, чем реальный вес в российской политике. Как и положено «серому кардиналу», Сурков сторонится публичности.

Главным детищем Суркова в идеологической сфере было формирование концепции «суверенной демократии» – ключевой путинской идеологемы на выборах президента и парламента в 2007-2008 гг. Вызвавшая противоречивые оценки как в российском обществе, так и за рубежом, «суверенная демократия», как и прочие «демократии с прилагательными», вроде «народной», «управляемой», и даже «исламской», конечно же, не являлась демократией вовсе. Фактически концепция предполагала окончательный переход от олигархической феодальной раздробленности времён Ельцина к путинской неоконсервативной «абсолютной монархии» с «ручным» парламентом и массированной государственнической и шовинистической пропагандой, а также ограничение свободы слова, и давление на журналистов и представителей оппозиции. На этом фоне весьма показательны последующие заявления Владислава Юрьевича об участниках митингов 2011 года как «лучшей части нашего общества», мнение которой стоит учитывать и т.д. Подобные отзывы о противниках системы, по сути, им и созданной, помогли Суркову обрести имидж едва ли не либерала, и, таким образом, вновь продемонстрировать высочайший уровень политического притворства.

Однако куда важнее для Украины был разворот внешнего курса на восстановление независимого «центра силы», и переход к активному геополитическому противостоянию с Западом. В конечном счёте, плоды этого курса сейчас и пожинает как Украина, так и сама Россия.

Фактически Сурков стал куратором Украины как минимум летом 2013 года, хотя и ранее выполнял поручения по украинскому направлению: вместе с Дмитрием Медведевым занимался президентскими выборами 2004 года, а также, по некоторым данным, в 2009-10 гг. участвовал в финансовой поддержке избрания Януковича. Однако по-настоящему теневым «поверенным в делах Украины» Сурков стал именно летом 2013-го, и, вероятно, именно он определил переход к новой, всё более жёсткой политике по отношению к нашей стране, проявившейся в развернувшихся торговых войнах и блокадах, призванных столкнуть Виктора Януковича с шаткой и нерешительной кучмовской «многовекторности» в сторону евразийской интеграции, и обеспечить надёжное закрепление Украины на российской геополитической орбите. Сурков обеспечивал формирование положительного образа России в украинских СМИ, и персонально работал с пророссийскими политиками – например, Виктором Медведчуком.

В разгар Евромайдана Сурков неоднократно встречался с Януковичем, а после установления новой власти визиты Владислава Юрьевича в Киев, по некоторым данным, продолжились. Роль Суркова в аннексии Крыма, и сепаратистском мятеже на востоке сложно переоценить: несмотря на очевидный авторитарный характер правления Путина, Суркову в рамках общих задач наверняка была предоставлена значительная свобода действий по их реализации. Однако именно после начала активных действий, и прямой агрессии РФ против украинского государства начинают проявляться определённые личные качества Суркова, которые делают его решения трудно прогнозируемыми, и превращают «серого кардинала Кремля» в крайне серьёзного противника.

Коллеги Суркова ещё в бытность его соратником Ходорковского отмечали характерные особенности личности будущего путинского приближённого: ледяное спокойствие и уравновешенность, бесстрастный ровный тон, отсутствие внешней эмоциональности. Подобные качества явно роднят его с российским президентом. Однако если в случае с хозяином Кремля эти личностные характеристики явно отвечают действительности, то с Сурковым ситуация сложнее. Владислав Юрьевич неоднократно проявлял себя как выдающийся актёр, умело настраиваясь на нужную волну, и находя общий язык с кем угодно, будь то «красные директора» 90-х или путинские «бояре-силовики» 2000-х.

Известна и его творческая деятельность – от авторства текстов для одного из альбомов экс-солиста «Агаты Кристи» Вадима Самойлова до нескольких романов, написанных под псевдонимом Натана Дубовицкого, получивших высокие оценки критиков, и касавшихся, помимо прочего, проблем тотальной коррупции в структурах власти и СМИ. Об одном из них «Новая Газета» писала следующее: «глупо не получить удовольствие от несомненного дара человека, выбравшего, вероятно, не ту профессию». Однако сам Сурков, вполне в духе профессиональных актёрских перевоплощений долгое время отрицавший авторство одного из романов, и даже написавший на него разгромную рецензию, наверняка не согласился бы с подобным мнением. Ведь в геополитике он явно применяет свои таланты не хуже, чем на творческом поприще.

Можно дискутировать насчёт первопричин образования самопровозглашенных республик на Донбассе, однако само их существование, и противостояние властям Украины были быстро взяты под контроль Сурковым. Навыки театрального режиссёра пригодились, и Владислав Юрьевич решительно приступил к постановке спектакля «Новороссия». Первая волна местных маргинальных «деятелей» и прибывших из России одиозных радикалов вроде Стрелкова-Гиркина (по некоторым данным, финансируемого «православным олигархом» Малофеевым) была зачищена, либо вовсе покинув сцену «театра» Владислава Юрьевича (Бородай, Пушилин, Болотов, Гиркин) либо отодвинувшись в тень, и получив более скромные роли (Губарев, и Ходаковский, считающийся креатурой и агентом влияния Рината Ахметова). Их места заняли новые марионетки, на этот раз лишённые неуместного в расчётливой геополитической игре радикального идеализма, и прочно висящие на крючке военных и гуманитарных поставок. Их дальнейшие шаги, действия и заявления, на первый взгляд, идущие вразрез с ранними радикальными выпадами и лозунгами, и создающие впечатление той самой непоследовательности и авантюрности, вполне понятны, если учитывать личность Суркова, как выразителя некоего консенсуса между взятым на вооружение Путиным (и, возможно, искренне исповедуемым им самим) дремучим, почти черносотенным великодержавным шовинизмом, и финансовыми интересами российской олигархии, прочно встроенной в мировую экономику, и незаинтересованной в размене собственных активов на призрачное «величие» и имперский реваншизм.

Именно необходимость Суркова балансировать между разными «башнями Кремля» – Путиным и финансовыми элитами – отражается в половинчатой поддержке боевиков «ДНР» и «ЛНР», отказе от более амбициозных планов по расчленению Украины, и явном курсе на купирование, и замораживание конфликта в границах двух восточных областей. Курс этот очевидно встретил поддержку в Киеве, и причины этой поддержки, возможно, не только во многих экономических и политических факторах, но и в непревзойдённой способности Суркова убеждать и входить в доверие. Однако всем известно, чья тень маячит за спиной Владислава Юрьевича, и если детали намерений российского лидера известны лишь ему самому, то их общий курс на дальнейшее подчинение или уничтожение Украины не оставляет пространства для сомнений.

Вполне возможно, что события последних дней – «солдатские бунты», и дебоши праворадикалов под Верховной Радой, являются первыми ласточками этого «творческого подхода» к продолжению дестабилизации обстановки в Украине. В таком случае можно попытаться предугадать хотя бы общие направления дальнейшей активности Владислава Юрьевича. Волна «идейного» пророссийского сепаратизма схлынула, оставив после себя лишь локальный успех на части украинской территории. Но впереди холода, и прогнозируемое стремительное ухудшение социально-экономического положения, особенно в промышленных регионах. Вероятность использования нарастающих протестных настроений не отмечал только ленивый. И практически наверняка Сурков не пройдёт мимо столь благодатной почвы для очередной «весны» – на этот раз, вероятно, практически лишённой пророссийской идеологической окраски, и носящей социальный, антиолигархический характер. Также нельзя исключить «раскачивание» регионального сепаратизма в западных областях (созданная на днях Украинская Галицкая Партия может быть первым ростком будущих угроз), районах компактного проживания румынского и венгерского населения, и нагнетание радикальных антиправительственных настроений в и без того слабоуправляемой среде добровольческих подразделений. Ведь планы остаются прежними. И для реализации этих планов Владислав Сурков, с его синтезом ледяной рациональности и лицедейства, сочетанием опыта спецназовца-ГРУшника, «акулы капитализма» лихих 90-х, писателя и «верховного политработника», способностью принимать творческие и неординарные решения – превосходное оружие. Оружие, которому Украина должна научиться противостоять.

 

Дмитрий КОЗЛОВ,

Эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения