В список условных «друзей России в Европе» регулярно попадает Чехия. Главным образом, поводом для этого становятся высказывания и действия президента страны Милоша Земана, хотя в стране есть и другие агенты влияния Москвы. Но даже с учётом наличия определённого пророссийского лобби, все «союзники» РФ в общем и целом являются скорее информационным фантомом и проявлением внутриевропейских трений, а не реальными партнёрами хозяина Кремля. И в этом контексте Чехия, как и Венгрия, в этом списке путинских «друзей» при ближайшем рассмотрении выглядит совершенно лишней.
Пророссийская риторика некоторых чешских политиков вполне объяснима. Современная политическая элита Чехии корнями уходит ещё во времена социалистической Чехословакии. Нынешний президент республики Милош Земан родился в Колине в 1944 году. Увиденные в детстве картины последствий нацистской оккупации наверняка сформировали неприязнь к правым взглядам, характерную для будущего чешского лидера. Обучаясь в пражской Высшей школе экономики, Земан предпринимал попытки вступить в Коммунистическую партию Чехословакии. Однако оказавшись в рядах партии в 1968 году, уже два года спустя Земан был вынужден их покинуть из-за публичного неодобрения ввода советских войск в Чехословакию и последующего ужесточения режима в стране.
В те же годы будущий президент преподавал в ВШЭ, после чего до начала 90-х работал в нескольких компаниях и занимался исследовательской деятельностью. В политику Земан идёт как раз накануне либерализации и так называемого «Бархатного развода» – процесса мирного распада Чехословакии. В течение двух лет – с 1990-го по 1992-й – Земан был депутатом последнего созыва Чехословацкого парламента. После распада страны будущий президент активизирует политическую деятельность и фактически с нуля создаёт левоцентристскую Чешскую социал-демократическую партию, формально существовавшую до 1940-х годов. Постепенно набирая популярность, ЧСДП получает представительство в парламенте.
Уже на этом этапе проявляет себя характерная черта Земана – вспыльчивость и неуживчивость с соратниками. Несмотря на успехи партии, политическая карьера Земана была цепью взлётов и падений. В 1996-1998 годах Земан возглавляет палату депутатов чешского парламента, но в 2001 лишается поста главы ЧСДП. После неудачных для его политсилы выборов в Сенат Милош Земан добровольно покидает все посты и в 2003-м баллотируется в президенты страны. Но разногласия в собственной партии препятствуют успеху, и лидером президентской гонки оказывается Вацлав Клаус. В 2007-м году Земан покидает ЧСДП из-за непримиримых разногласий с новым партийным руководством и два года спустя основывает новую политическую силу – левоцентристскую Партию гражданских прав — Земановцы (Strana Práv Ob?an? ZEMANOVCI — SPOZ).
Лишь десять лет спустя – в 2013-м – Земану удаётся реализовать свои амбиции и стать президентом Чехии. Впрочем, президентский пост в этом государстве является второстепенным. Чехия – парламентская республика, и фактически первым лицом страны является премьер-министр. Функции президента в значительной степени представительские, что во многом и провоцирует Земана на провокационные высказывания: всем, включая его самого, известно, что за словами не последуют действия. Перечислять все выпады чешского лидера против Украины и высказывания в поддержку политики Путина смысла нет: Земан регулярно сотрясает информационное пространство новыми одиозными заявлениями.
Основной причиной позиции Земана является, в сущности, даже не сам украино-российский конфликт. Скорее следует обратить внимание на личность президента – человека резкого, эпатажного и недемократичного. Многие его личные качества роднят Земана с Владимиром Путиным, а левые идеи и близость к чешской компартии определяют неприязнь к новой Украине с её антикоммунистическими инициативами, отсутствием левых сил на политическом поле и российской пропагандой, постулирующей засилье ненавистных Земану праворадикалов в украинском политикуме.
Помимо Земана в Чехии есть и другие в той или иной степени пророссийские политики. Например, Йиржи Вывадил, глава общества «Друзья России в Чешской республике», или бывший пресс-секретарь президента Вацлава Клауса Петр Гаек со своим порталом «Противоход». Сам экс-президент – известный евроскептик – также неоднократно высказывался в поддержку действий РФ в Украине, хотя его риторика обычно мягче и гибче, чем у других чешских «друзей» РФ, и скорее сводится к критике действий ЕС и новых украинских властей, чем непосредственной поддержке Путина.
Другим примером пророссийского политика является депутат от социал-демократов Ярослав Фолдын. Известный своей неприязнью к правым силам, этот давний союзник и в прошлом однопартиец Милоша Земана, как правило, высказывается даже резче самого президента. Также прагматично пророссийски ведёт себя часть бизнеса, имеющая интересы на Востоке. Наконец, значительным влиянием пользуются коммунисты, занимающие 15% мест в парламенте и недавно блокировавшие ратификацию соглашения об ассоциации Украины и ЕС.
Есть ли у Украины возможности влиять на подобные настроения? В целом, антиукраинские позиции небольшой, но шумной части чешской политической элиты легко объяснимы. И дело здесь не только в российской пропаганде, лоббизме и всепроникающем влиянии «Газпрома», хотя все эти факторы присутствуют в Чехии, как и во многих других европейских странах. Причиной антиукраинских (но не обязательно пророссийских) настроений среди чехов является устоявшийся образ Украины как страны-донора низкоквалифицированных эмигрантов. Здесь всё, конечно, зависит от украинских властей – их способность провести реформы и вывести страну из состояния экономического бедствия немедленно повлечёт снижение уровня негатива по отношению к украинцам в Чехии. О бизнесменах, имеющих дело с РФ, сегодня беспокоиться не следует – балансирующая на грани экономического коллапса и погружающаяся в пропасть рецессии Россия является для Чехии всё менее привлекательным бизнес-партнёром. Давление «Газпрома» будет неуклонно снижаться по мере падения цен на энергоносители. Но даже без этих неизбежных тенденций позиции РФ в Чехии не выглядят опасными для Украины.
Правящая в Чехии левоцентристская коалиция, состоящая из Социал-демократической партии, движения ANO и Христианско-демократического союза, уверенно держится единого проукраинского курса ЕС и Вышеградской четвёрки, как и премьер страны Богуслав Соботка. Чешский МИД не устаёт комментировать высказывания своего президента, подчёркивая их не более чем личный характер. Как и в Венгрии, экономика диктует свою волю, и ставить под угрозу сотрудничество с Европой ради отношений со стагнирующей восточной державой никто в Чехии не желает. Подобный рационализм подкрепляется данными социологических опросов, показывающих, что большинство чехов поддерживает европейский и евроатлантический путь. Несмотря на определённую неприязнь к Украине, большинство не испытывает симпатий и к России, считая её агрессивной страной с низким уровнем жизни. Страх перед РФ испытывает большинство даже среди левацки настроенных граждан, включая коммунистов.
Все эти факторы указывают на то, что Украине ради поддержания и развития двухсторонних отношений с Чешской Республикой следует продолжать сотрудничать с правящей коалицией, и не только усиливать борьбу с российской пропагандой в этой стране, но и наращивать информационные и дипломатические усилия по продвижению позитивного имиджа Украины в чешском информполе. Также на рост проукраинских симпатий не только в Чехии, но и в других европейских государствах повлияет преодоление экономического кризиса и начало устойчивого роста Украинской экономики.
Единственным фактором, влиять на который сложно, остаётся сильная коммунистическая партия, настроенная не столько пророссийски, сколько резко антиукраински из-за антикоммунистических инициатив новой украинской власти. Эту проблему могло бы частично решить появление на украинском политическом поле, по крайней мере, одной левой политической силы социалистического или социал-демократического толка, настроенной на конструктивную работу в интересах единой проевропейской Украины. По тем же причинам следует активизировать уже ведущуюся работу с чешскими политиками и СМИ для борьбы с навязанным российской пропагандой образом Украины как логова победивших ультраправых, который неизменно провоцирует враждебность в сильных левых политсилах Чехии и рядах их избирателей…
Дмитрий КОЗЛОВ,
руководитель Лаборатории анализа личности ЦИАКР