Коментарі експертів

Дм.КИВА: АКТИВИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ С РФ ПОЗВОЛИТ ВЫЙТИ В МИРОВЫЕ ЛИДЕРЫ В РЯДЕ СЕГМЕНТОВ

О сотрудничестве Украины с РФ в области самолетостроения

Стратегический вектор сотрудничества украинского самолетостроения логично направлен на Россию. Есть уверенность, – и последние события это ясно подтверждают, – что активизация сотрудничества в самолетостроении с РФ позволит двум государствам выйти в мировые лидеры в ряде сегментов. В частности, в создании, производстве, эксплуатации (в том числе, осуществлении коммерческих перевозок) и экспорте современных военно-транспортных самолетов и самолетов специального назначения.  

Глобальным вызовом и грандиозным проектом может стать совместная модернизация и производство Ан-124 «Руслан». В настоящее время Украина и Российская Федерация продолжают активную подготовку создания совместного предприятия по производству самолетов Ан-124 «Руслан» и подписанию соответственных учредительных документов. Несомненно, эта идея может стать прорывной. В развитие ее я счел бы необходимым добавить лишь важнейший, на мой взгляд, аспект – активизировать и ускорить производство Ан-124 в Ульяновске, чтобы идея совместного предприятия была наполнена и выглядела целостным, завершенным замыслом. Как генеральному конструктору конструкторского бюро – разработчика этой воздушной машины, мне представляется логичным завершение фирмой «Антонова» опытно-конструкторских работ по модернизации Ан-124 и конструкторское сопровождение производства.    

            Колоссальные возможности имеет и проект украинско-российского военно-транспортного самолета Ан-70. Воодушевляет, что к воздушной машине проявил высокий интерес и высказал благосклонность командующий ВДВ РФ генерал-полковник Владимир Шаманов. А полеты над российским небом во время международного авиакосмического салона на практике продемонстрировали жизнеспособность и реальность самолета, который к настоящему моменту совершил уже более 700 полетов. К сожалению, информация на авиасалоне МАКС-2013 омрачились неточной интерпретацией моих слов в отношении вице-премьер-министра РФ Рогозина Д.О. Разумеется, никаких обвинений в некомпетентности руководителя Военно-промышленной комиссии РФ не было, а неточность изложения представителями масс медиа моих формулировок в отношении Дмитрия Олеговича в данное время не способствует развитию сотрудничества двух государств в области самолетостроения.

            Считаю необходимым упомянуть, что Ан-70 и Ил-76 являются принципиально различными воздушными машинами, в равной степени необходимыми ВС РФ. О чем не раз заявляли официальные представители военного ведомства России. И что подтверждено подписанным документом министром обороны РФ в 2012 году о начале серийного производства Ан-70. Ныне достигнуто ныне решение сторон – о полном завершении опытно-конструкторских работ по самолету Ан-70. После чего, как мы надеемся, вопрос совместного серийного производства военно-транспортных самолетов этого типа будет окончательно решен. Как конструктор военно-транспортных самолетов я убежден, что такие веские аргументы как большой диаметр фюзеляжа Ан-70, его способность перевозить практически всю номенклатуру необходимой военной техники и вооружения, а также возможность укороченного взлета и посадки, в том числе на грунтовую полосу, обеспечит устойчивый интерес к воздушной машине со стороны российских партнеров и третьих стран, проявляющих к этому самолету большой интерес.

            В целом самолетостроители фирмы «Антонова» воодушевлены проявленным в ходе авиасалона МАКС-2013 интересом к Ан-158, Ан-70, Ан-2-100. Позиция представителей военного ведомства РФ во главе с министром Шойгу С.К., а также руководящего состава ОАК во главе с Погосяном М.А. представляется мне конструктивной основой для развития и реализации проектов самолетостроения.   

К примеру, ГП «Антонов» уже имеет заказы приблизительно на сотню модернизированных Ан-2-100 от компаний РФ, Азербайджана, Кубы и ряда стран СНГ. Испытания этого самолета должны завершиться до конца текущего года. Развивается с РФ и проект по созданию рамповой воздушной машины в интересах военного ведомства России. С целью активизации проекта ГП «Антонов» передало права на проведение самостоятельных работ по такой модернизации Самарскому заводу «Авиакор».

И хотя предприятия Украины тесно сотрудничают в области авиастроения с целым рядом стран Азии, Европы, Латинской Америки, доля РФ в проектах самолетостроения Украины является очень существенной. Это не только дань традиции, но и наш осознанный выбор, которому не должны мешать политические факторы. Общий экономический успех, лидерство на мировом рынке в сегменте военно-транспортной региональной и специальной авиации, в конечном счете определяют стабильность работы наших конструкторских бюро и заводов, загрузку рабочих мест и стратегические перспективы отрасли. Уверен, что это более чем солидный аргумент в пользу самолетостроительного сотрудничества.

Дмитрий Кива,

президент – генеральный конструктор ГП «Антонов»