Военно-технический рычаг может стать весомым ответом на агрессивную политику Кремля.
Фактор ВТС может стать весомым ответом на агрессивную политику Кремля. Ответом ассиметричным, но очень действенным. Может. Вот только станет ли?
Оккупация Крыма и всё возрастающая напряженность на «восточном фронте» Украины в очередной раз обличили мифы и блеф российской военно-технической политики с Киевом. На вопрос «Кто кому больше нужен?» получен, казалось бы, очевидный ответ.
…Кремль всегда и последовательно использовал этот рычаг по отношению к Украине под любым удобным для себя предлогом. В основном в информационном плане в целях пропаганды. Не пустить Украину в НАТО, не дать подписать Ассоциацию с ЕС, склонить к таможенному союзу, потопить Ющенко/Тимошенко, протянуть Януковича… По поводу и без, в общем. Важно, что долго и упорно формировалась картинка апокалипсиса для украинской оборонки в случае разрыва кооперационных связей с нашим «главным стратегическим партнером». И что? Кремль из «главного стратегического партнера», минуя стадию «эвентуального противника», резко становится противником реальным и угрозой №1. Кто-то у нас это понял давно, кто-то, пережив внутреннюю трагедию, внезапно прозрел, – но сегодня это очевидно каждому вменяемому украинцу безотносительно политических окраса, притязаний, фобий (за исключением отъявленной и предательской 5-й колонны). В этой ситуации (для многих тоже «вдруг») оказывается, что разрыв кооперационных оборонных связей по линии Киев-Москва куда критичнее как раз для Белокаменной, чем наоборот.
Тут, на самом деле все просто. Москва по линии ВТС давно уже всё, что могла, с нами разорвала. Спокойно, тихо и без эмоций, когда нужно – с соответствующим пропагандистским политико-целесообразным шлейфом. Прежде всего, по тем направлениям, где смогла создать хотя бы свое собственное подобие. Как правило, с финансовыми потерями (могли и могут себе позволить, чего уж там). Там, где не смогла, – значит, не сильно-то и надо было. Из относительно последних примеров – вспомните, как и под каким предлогом состоялся отказ от наших станций СПРН в Мукачево и Севастополе. Кооперационные же связи с Украиной остались только по тем направлениям, где без нас в принципе не обойтись физически. Никто не ставит под сомнение, что эти проекты важны и являются ключевыми для ряда украинских оборонщиков разного калибра, что государственных, что частных. Но важно понимать, что такая «взаимовыгодная» ситуация сформировалась не благодаря, а, скорее, вопреки.
Сегодня российский «блеф о самодостаточности» подсветился с новой силой и новыми красками. В который раз стало очень актуальным, что практически все российские вертолеты марок «Ми» и «Ка» оснащаются запорожскими двигателями сборки АО «Мотор Сич». Россиянам они нужны сотнями для выполнения знаковых международных контрактов. Да, на те единичные экземпляры вертолетов, что идут в свои войска, могут ставиться моторы местной «климовской» сборки. Но и они в значительной степени состоят из запорожских комплектующих. Многолетняя сага о полном переносе производства вертолетных движков на свою территорию – блеф… Также как и последний посыл российского НПО «Сатурн» о импортозамещении корабельных газотурбинных двигателей, «которые ранее производились на территории Украины» (речь о николаевском ГП «Зоря-Машпроект») …Еще очень много лет российским СЯС просто не обойтись без нашего ракетно-космического пула предприятий Днепропетровска, так как без него невозможен авторский надзор, анализ технического состояния и продления сроков службы российских ракет. Не отсюда ли последняя истерика российского МИДа по поводу того, что кто-то в Днепропетровске якобы намерен продать «врагам» секреты МБР РС-20, более известной, как «Сатана»? …Миф о критической привязке к России ГП «Антонов» давно уже развенчан самими «антоновцами».
А ведь есть еще примеры попроще. Совсем недавно – в марте – оказалось, что «ситуация на Украине может создать проблемы для проекта самолета Ил-476». Это слова генконструктора «Илюшина» Виктора Ливанова. Как оказалось, у нас в Украине – на харьковском «ФЭД» и не только – производится часть оборудования для этого «чисто российского» самолета. Далее снова цитата: «Особо обратите внимание по рискам: 35 наименований готовых изделий у нас идет с Украины. И если на Украине ситуация не изменится, нам придется искать замену этим готовым изделиям», – с такими словами тревоги В.Ливанов обратился к своему родственнику и одновременно вице-премьеру РФ Дмитрию Рогозину. Не подумайте чего – это не очередной фейк информационной войны, как может показаться, – агентство «Интерфакс» такими вещами шутить не станет.
Ил-476, чтоб вы понимали, – это модернизированный транспортник Ил-76, в угоду которому был в очередной раз слит многострадальный украинско-российский проект Ан-70. Причем при самом что ни наесть активном и непосредственном лобби со стороны тандема «Рогозин-Ливанов». И не важно, что машины – разные, что они не конкуренты и могут вполне дополнять друг друга; не важно, что «семидесятка» сейчас нужна в первую очередь, а по-хорошему ТОЛЬКО российским ВВС… На конкретном политическом этапе оказалось важнее, что в Ан-70 есть Украина, а Ил-476 будет полностью свой. А тут – упс – «35 наименований готовых изделий». С Украины.
Все это примеры в большинстве своем очевидные и на слуху уже много лет. Но они почему-то в контексте «критической зависимости» всегда использовались исключительно в одностороннем порядке. Не пришло ли время «влупить» в ответ и нам? Или хотя бы обозначить намерения? Как поступать в сложившейся ситуации – я в целом согласен с коллегой http://www.defense-ua.com/rus/hotnews/?id=41354. Разве, что добавлю, что моя позиция еще более жесткая, наверное, более истеричная и, не исключаю, менее дальновидная.
Готов оценить, понять и принять доводы о болезненных последствиях для Запорожья, Николаева, Днепропетровска от реального разрыва ВТС с Москвой. Понимаю, что нужно искать «какой-то» выход. Но также понимаю, что есть ситуации, когда по-другому просто нельзя. Неужели после ситуации с Крымом точка невозврата еще не пройдена?
Я не понимаю, как в сложившейся ситуации можно в принципе принимать участие в «Международном форуме двигателестроения», который на днях состоится в Москве. Параолимпийцев на играх в Сочи – понимаю, «Мотор Сич» на выставке в Москве – не могу понять…
Еще 2 цитаты:
«Общие прямые экономические потери Украины вследствие вступления в НАТО составят от 5 до 12 млрд. долл. в год в зависимости от интенсивности процесса присоединения».
«Мне заявляют, что объединение может быть только за счет обмена. Но я не хочу меняться! Это означало бы поменять работающее предприятие на крышку гроба. Купите 11% ОАО «Мотор Сич» на рынке, сделайте первый шаг, войдите в наши программы цивилизованно. Но от меня сразу хотят контрольный пакет, а это поглощение, на это мы не пойдем никогда, так как видим, что происходит с другими предприятиями в России».
Не важно, каким числом датированы цитаты, важно, что обе они принадлежат президенту АО «Мотор Сич» Вячеславу Богуслаеву. В каждой из них он по-своему прав и понятен. В первой – как член партии регионов и последовательный сторонник всяческого расширения кооперации с РФ. Во второй – как многолетний дальновидный и умелый руководитель одного из мощнейших авиадвигателестроительных предприятий Европы.
Сегодня вопрос о вступлении Украины в НАТО не стоит в принципе. В отличие от «крышки гроба». Разве не ясно, что нынешние инспирированные Кремлем хороводы в Донецке, Луганске, Харькове – это лишь «артподготовка» для похода на Николаев, Запорожье, Днепропетровск за самыми вкусными для Кремля нашими оборонными активами?
Наши соседи турки, к примеру, могут взять и в одночасье разорвать в одностороннем порядке всё военно-техническое сотрудничество с Израилем – одним из главных своих многолетних партнеров, главным сателлитом США и так далее. Поинтересуйтесь, что послужило поводом для этого. И сопоставьте его масштабы с нашими разборками с Кремлем.
Будем и дальше бояться дразнить медведя?
Владимир КОПЧАК,
Центр исследований армии, конверсии и разоружения