Сектор безпеки України

БЕЗОПАСНОСТЬ В ФОКУСЕ ЕС. НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ «СТОЙКОСТИ»

«Заморозка» войны на Донбассе и крайне малая по оценкам вероятность военного столкновения НАТО и России существенно снизили внимание основных политико-экономических «столпов» Евросоюза к конвенционному потенциалу сдерживания Кремля.

«Заморозка» войны на Донбассе и крайне малая по оценкам вероятность военного столкновения НАТО и России существенно снизили внимание основных политико-экономических «столпов» Евросоюза к конвенционному потенциалу сдерживания Кремля.

Гораздо большее беспокойство у Брюсселя вызывают угрозы терроризма, наплыва мигрантов и последствия Брекзита. В понимании западных политических элит, именно эти факторы являются составляющими экзистенциального кризиса Европейского Союза. Эффективный ответ при таком раскладе состоит в структурной реформе всего сектора европейской безопасности.

Уже через неделю после референдума, определившего судьбу Британии в Объединенной Европе, Франция и Германия подготовили проект коренной реорганизации Евросоюза. В сфере безопасности реформа предусматривала потерю странами-членами права на собственную армию и существенное ограничение роли НАТО в Европе. Вполне ожидаемо, что такие порывы крупнейших политических центров ЕС не нашли поддержки среди остальных государств Евросоюза. Поэтому Парижу и Берлину не осталось ничего другого, кроме как вернуться за чертежную доску европейской политики для поиска менее радикальных рецептов укрепления сопротивляемости ЕС.

Как результат, за несколько дней до неформального саммита Евросоюза в Братиславе, который состоялся 16 сентября, из-под пера руководителей оборонных ведомств Франции и Германии появился новый проект предложений по усилению оборонной политики ЕС. В нем предусматривается создание постоянно действующего европейского генерального штаба, оборонного фонда для поддержки исследований и инноваций, а также слаженной интегрированной военно-гражданской структуры, которая обеспечит эффективное реагирование на ключевые вызовы безопасности. В рамках этой инициативы абстрактная идея европейской армии трансформируется в концептуальную модель «оборонного Шенгена».

Однако на съезде в столице Словакии лидеры стран Евросоюза так и не смогли сформировать из всей какофонии заявлений и инициатив безопасности Европы четкий нотный стан. Поэтому министры обороны стран-членов ЕС попытаются конкретизировать франко-германский план в ходе двух последующих встреч, запланированных на 26-27 сентября и 15 ноября этого года.

Независимо от того, удастся ли в ближайшее время достичь рамочного соглашения, на фоне многочисленных угроз в Евросоюзе в конце концов пришли к пониманию необходимости создания единого операционного пространства, в рамках которого будет функционировать эффективная система противодействия технологиям гибридной войны.

В то же время, в стратегии построения системы безопасности Евросоюза остаются заметные пробелы. Среди них можно выделить как недостаточное внимание к взаимодействию на институциональном уровне с Альянсом, так и отсутствие единой позиции в вопросе отношений с Россией, что создает предпосылки для сохранения нестабильности в регионе.

Политика стойкости НАТО

Другая системообразующая структура Запада – НАТО – частично компенсирует эти недостатки. Так, в заявлении по результатам саммита в Варшаве подчеркивается, что «Альянс будет продолжать эффективное сотрудничество и координацию со своими партнерами и соответствующими международными организациями, в частности ЕС, согласно договоренностям, в усилиях, направленных на противодействие гибридной войне».

Научный сотрудник Эффективных стратегий взаимодействия (Франция, Париж) Денис Колесник отмечает, что «государства Восточной Европы, в том числе и Украина, выигрывают от сближения ЕС и НАТО. Это позволит улучшить сотрудничество в оборонной промышленности, ведь таким образом легче обеспечить сотрудничество между конкретными странами на двусторонней основе. Например, можно вспомнить о подписанном в июне 2016 года соглашении между США и Эстонией RDT&E (т. н. Программа «Исследования, разработки, испытания и оценки» – Авт.), которая открывает путь к прямой коммуникации между американскими и эстонскими оборонными предприятиями».

Важным связующим звеном, которое позволит сблизить повестку дня ЕС и НАТО в оборонном сегменте может стать концепция «стойкости». В официальных документах Альянса данный термин определяется как «способность общества сопротивляться, легко и быстро восстанавливаться от внутренних или внешних потрясений, сочетая гражданские, экономические, коммерческие и военные факторы». В ходе Варшавского саммита, «стойкость» была принята как направляющий принцип гражданской готовности, ее основной элемент. Также Альянс разработал семь базовых требований к обеспечению стойкости на национальном уровне:

1. Непрерывное функционирование органов государственного управления (в кризисных ситуациях)

2. Энергетическая безопасность;

3. Способность эффективно справляться с неконтролируемым перемещением людей,

4. Устойчивое обеспечение продовольственными и водными ресурсами;

5. Способность сохранять контроль над ситуацией в случае значительных потерь;

6. Устойчивые системы гражданских связей (гражданского общества);

7. Надежные системы транспортировки.

В общем, повышение устойчивости государства обеспечивается в таких сферах как кибербезопасность и обмен оперативной информацией. Важное значение имеют также механизмы раннего предупреждения и военно-гражданская готовность. По мнению аналитиков НАТО, необходимым элементом усиления устойчивости становятся корректировки механизмов территориальной обороны и соответствующей инфраструктуры.

Вполне очевидно, что эти параметры актуальны и для Украины.

Украинский контекст

Усиление стойкости Украины перед внешними и внутренними вызовами в рамках помощи НАТО реализуется через трастовые фонды и целевые программы поддержки. Сегодня Альянс обеспечивает функционирование шести трастовых фондов для помощи Украине, продолжительность которых рассчитана на 2-3 года. Данные фонды направлены на:

1. Обновление системы связи и улучшение управления украинскими войсками в соответствии с самыми современными стандартами (запланированный бюджет – 1 760 000 евро);

2. Переподготовку и социальную адаптацию военнослужащих, раненых во время проведения АТО (запланированный бюджет – 435 000 евро);

3. Лечение раненых военных, а также обновление реабилитационных центров в Украине (запланированный бюджет – 2 250 000 евро).

4. Реформирование системы логистики и внедрение стандартов НАТО в Вооруженных Силах Украины (запланированный бюджет – 4 100 000 евро)

5. Развитие систем киберзащиты (запланированный бюджет – 560 000 евро);

6. Противодействие самодельным взрывным устройствам и разминирование (взносы 50 000 евро).

Всего Комплексный пакет помощи НАТО – это 13 областей сотрудничества и 40 целевых направлений. Фонды будут пополняться в соответствии с темпами реализации и согласования отдельных проектов. За два года их общий бюджет вырос более чем в два раза – с 4 до 9 млн евро. При этом, по данным Минобороны, в течение последних двух лет НАТО выделило на помощь Украине более чем $130 млн.

Кроме того, Украина является участницей таких программ как: Процесс планирования и оценки сил (PARP), Наука ради мира и безопасности (SPSP), Программа совершенствования военного образования (DEEP), Программа НАТО по развитию добропорядочности (BIP), Общественная дипломатия и стратегические коммуникации (PDSC), Программа НАТО по профессиональному развитию (PDP).

Основными сферами, которые охватывают данные инициативы, является киберзащита, борьба с коррупцией, энергетическая безопасность, гуманитарное разминирование («3D Mine» и «Система распознавания СВП»), повышение квалификации военнослужащих, стратегические коммуникации, реформирование образования в сфере безопасности, оборонной и военной отраслях, а также передовые технологии в секторе безопасности. Особое значение для сотрудничества Украины и Альянса имеет программа «Наука ради мира и безопасности». В 2014-15 годах НАТО выделило 5 600 000 евро на развитие этого формата взаимодействия, а общий запланированный бюджет на 2014-2019 гг. составляет 15 млн. евро.

Вне зоны внимания

Впрочем, пока остаются измерения безопасности Украины, которые до сих пор находятся на обочине сотрудничества Украины и Альянса. Подобная оценка справедлива, например, для отечественной территориальной обороны (ТерО).

Член координационной группы при штабе территориальной обороны Харьковской области Вячеслав Целуйко отмечает, что НАТО способно оказать комплексную помощь в усилении ТерО Украины. По мнению эксперта, она должна быть направлена ??на формирование концептуально-методических подходов к развитию ТерО, включать инструкторскую и материальную поддержку. Важными элементами сотрудничества Украины и НАТО в данной сфере должно стать создание современной комплексной программы подготовки различных подразделений территориальной обороны, обучение западными тренерами инструкторских кадров в системе ТерО, организация учебных центров ТерО, оснащение их учебными средствами, тренажерами и т.п.

Другой важный элемент гибридной войны, энергетика, до сих пор остается ахиллесовой пятой системы национальной безопасности Украины. Поэтому Годовая национальная программа сотрудничества Украина – НАТО (ГНП) на 2016 год определяет важность активизации сотрудничества с органами Альянса и государствами-членами НАТО в сфере энергобезопасности. В повестке дня – создание паспортов террористической уязвимости объектов топливно-энергетического комплекса, подготовка персонала по вопросам защиты критической инфраструктуры, совершенствование систем энергообеспечения военных подразделений, обеспечение организационной и ресурсной готовности НАТО и Украины к реагированию на кризисные ситуации в сфере энергетической безопасности.

В конце концов, следует констатировать необходимость создания платформы для обмена опытом противостояния в условиях гибридной войны. Заместитель директора ЦИАКР по международным вопросам Михаил Самусь указывает на то, что проблему может решить Центр противодействия гибридным угрозам. «СНБО от государства создаст зонтик, а аналитические негосударственные центры, представители ВСУ, участники боевых действий обеспечат необходимый объем информации о положительном или отрицательном опыте ведения современных боевых действий. Все страны-участницы Альянса очень интересуются тем уникальным опытом, который накопили ВСУ», – отмечает Михаил Самусь.

Сегодня, в условиях тлеющей войны на Донбассе и приближения электоральной турбулентности на Западе, актуальным рецептом для сотрудничества Украины и НАТО должна стать реализация параметров «стойкости» в секторе безопасности. В сочетании с реформой ВСУ, они должны стать основой интеграции Украины в единое Евроатлантическое пространство безопасности.

Владимир СОЛОВЬЯН,

руководитель внешнеполитических проектов ЦИАКР