Коментарі експертів

Александр СЕЛЮКОВ: «НАШУ ОБОРОНУ СЕГОДНЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ТОЛЬКО ВЕЛИКИЙ ДУХ УКРАИНСКИХ ВОЕННЫХ…»

В продолжение темы состоявшегося 7 марта круглого стола «Неотложные меры для Армии Украины на фоне агрессии со стороны Кремля» публикуем выступление директора ГП «Научный центр точного машиностроения» Александра СЕЛЮКОВА.

В продолжение темы состоявшегося 7 марта круглого стола «Неотложные меры для Армии Украины на фоне агрессии со стороны Кремля» публикуем выступление директора ГП «Научный центр точного машиностроения» Александра СЕЛЮКОВА.

Случилось так, что нашей стране понадобилась армия. Тут же про нее вспомнили, решили усиливать и выделять средства. Афоризм Наполеона о своей и чужой армии не потерял своей актуальности и в наши дни. В течение десятков лет я только слышу о сокращении армии и ассигнований на ее содержание. Нашу оборону в настоящий момент обеспечивает великий дух украинских военных и огромный запас прочности советского вооружения. Не однократно читаю в интернете, как украинские военные в рукопашном бою отстаивают свои части. Это способ ведения боя далеких наших предков. Последние события показали, что Устав караульной службы, где «стой, кто идет, выстрел вверх и т.д.» морально устарел, и что на вооружении военных должно быть еще и оружие несмертельного действия: ослепляющее, акустическое и др.

Практически мирное освоение чужими военными Крыма свидетельствует о том, что обороноспособность нашей страны не соответствует минимальным требованиям. В то время, когда конгрессмены США требуют выделение средств на строительство экзофлопсных компьютеров, у нас военные выпрашивают у государства выполнения хотя бы того бюджета, который был принят. И бьются с врагом в рукопашную. Ценою человеческих жертв и целостности Украины приходит понимание, что свою армию придется все же кормить.  На фоне украинских событий Латвия хочет усилить свою оборону и к 2020 году стремиться начать выделять 2% от ВВП на оборону. Оборонный бюджет Китая в 2014 году вырастет на 12%. Хотя темп роста оборонного бюджета за последние 3 года превысил рост ВВП, доля военных расходов составляет менее 1,5 %, что значительно меньше среднего значения в мире, составляющего 3%. В 2013 году Республика Казахстан выделит на оборону на 11% средств больше, чем в 2013 году.

Есть разумная цифра: 1,5% от ВВП и ее нужно законодательно закрепить, и эти 1,5% Украина должна тратить на оборону и в урожайные годы, и в годы засухи. События в Украине показали, что мы забыли ВОВ, в начале которой техническое и материальное отставание армии страны обернулось катастрофическими потерями. Тяжело сегодня армии в рукопашную защищать Крым. Это доказательство, что устаревшее оружие, значит – никакое. И теперь денег уже нужно выделять много. Не потому, что мы наращиваем вооружение, а потому, что мы десятки лет не вкладывали достаточно. Я еще помню времена, когда в департамент разработок МО стояла очередь за пропусками. Это – не плохо организованный пропускной режим. А доказательство огромного количества проблем, которые нужно решать в Армии.

А теперь представим, что средства в бюджете на армию будут выделены. На что их направить? Мы знаем, что бюджет должен расходоваться по программному методу. Иначе финансовые ресурсы никогда не будут иметь своей эффективности. Сегодня в стране существует Программа развития вооружения и военной техники до 2015 года, под которой есть подписи десятков лучших военных специалистов нашей страны. Эта Программа и должна быть в основе распределения военного бюджета, иначе деньги растянут на залатывание текущих проблем и цель Программы не будет достигнута. Здесь следует еще и предостеречь. Всю Программу, возможно, и не будет необходимости финансировать, поскольку всплывет проблема освоения бюджетных средств. От ВПК Украины практически ничего не осталось.

Если еще 10 лет назад между Заказчиками и Исполнителями существовала парадигма: С деньгами может и дурак, а ты попробуй без денег, то сегодня уже и не знаешь кому деньги дать, чтобы не пропали. В стране утрачена системность в военных заказах, а как результат и системность в перевооружении производств и подготовки кадров.