Сегодня Украина оказалось в сложной ситуации. С одной стороны – фактическая война. С другой – быстро войти в НАТО мы не можем.
Что делать?
Украина в военно-политическом отношении – небольшая страна с небольшими ресурсами и несоизмеримо более сильным и агрессивным соседом, который в настоящее время стремится, как минимум, подчинить ее своим интересам – и, в наиболее пессимистическом для Украины варианте, ликвидировать её государственный суверенитет.
В случае Финляндии ее ВВП и военный потенциал несоизмеримы с российскими, т.е. ситуация ближе к украинской. Поэтому в основу текущей оборонной доктрины Финляндии положен принцип нанесения противнику неприемлемого для него ущерба.
Поскольку военные потенциалы Финляндии и РФ несопоставимы, то принцип нанесения агрессору неприемлемого для него ущерба сводится к созданию условий, когда цена достижения военно-политических целей оказывается для противника слишком высокой – в военном, временном и политическом смысле. При этом важным моментом является своего рода демонстративное поведение, делающее готовность страны к отражению агрессии и ее последствия очевидными для потенциального противника.
Одним из существенных элементов этой стратегии сдерживания является международное оборонно-политическое сотрудничество, увеличивающее не только обороноспособность, но и международную «область видимости» Финляндии и, тем самым, степень международной реакции в случае агрессии против нее – и, в конечном итоге, переход к отказу от нейтральности и внеблоковости.
Однако, поскольку быстрое вхождение в НАТО чревато для Финляндии острой реакцией России, то была избрана стратегия «плавного» перехода:
- Участие в программе НАТО «Партнерство во имя мира»;
- Создание в 2008 г. Норвегией, Швецией и Финляндией Nordic Defence Cooperation (NORDEFCO) – организации оборонного сотрудничества, в которую входят как внеблоковые страны (Финляндия и Швеция), так и член НАТО (Норвегия);
- Расширение NORDEFCO присоединением к ней стран – членов НАТО (Дания и Исландия).
Опыт NORDEFCO должен быть изучен и, по возможности, использован Украиной, так как он является примером региональной организации коллективной безопасности, включающей как стран – членов НАТО (Дания, Норвегия, Исландия), так нейтральные страны, являющиеся, как и Украина, участниками программы НАТО «Партнерство во имя мира».
Участие нейтральных стран в подобных организациях может снизить риски периода перехода от нейтрального статуса к статусу участника НАТО.
1. В настоящее время NORDEFCO объединяет Норвегию, Швецию, Финляндию, Данию и Исландию.
2. Мотивация создания: объединение стран, связанных общей региональной историей, с близкими культурами и языками для ради укрепления их безопасности за счет сотрудничества в оборонной области, синергического взаимодействия и создания эффективных совместных решений в области обороны.
3. NORDEFCO декларируется как «структура кооперации и сотрудничества», а не как единая командная структура вооруженных сил этих стран (т.е. формальный дифференциатор от НАТО для России).
Цели и области сотрудничества:
- Скоординированная комплексная стратегия в отношении угроз обороноспособности;
- Идентификация стратегических и политических аспектов, представляющих общий интерес для стран-участниц;
- Повышение операционной эффективности и качественных возможностей вооруженных сил;
- Военно-техническое сотрудничество:
- Повышение эффективности приложения усилий и распределения ресурсов стран-участниц в оборонной области, а также экономической эффективности в областях, связанных с обороной;
- Достижение технологических преимуществ ОПК и вооруженных сил;
- Повышение конкурентоспособности ОПК
- Обеспечение взаимосовместимости вооруженных сил для эффективных совместных действий со странами – партнерами по объединению;
- Обеспечение высокой эффективности действий вооруженных сил в многонациональных операциях.
Предложение «Ради Реформ Національної Безпеки»:
По аналогии с NORDEFCO инициировать создание аналогичной оборонительной структуры с участием стран, разделяющих общие риски с одной страной-агрессором (Литва, Польша, Украина, Молдова, Грузия). Возможно, присоединение других стран Черноморского, Балтийского и Каспийского бассейнов.
Выводы
1. Создание региональной организации по сотрудничеству в области обороны и участие в ней Украины снизит военные риски для Украины;
2. Участие стран НАТО в этой организации послужит техническим и политическим «мостом в НАТО» для Украины;
3. Давление со стороны России при движении в НАТО через такую организацию ниже, чем при декларировании непосредственного движения к вступлению Украины в НАТО.