Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Гела Васадзе: «Война за Карабах – вызовы и риски для Грузии в контексте геополитики Южного Кавказа»

Возобновление широкомасштабных боевых действий между Азербайджаном и Арменией поставило все страны региона перед серьезными вызовами во внешней политике и национальной безопасности. Однако ни одна страна, кроме непосредственных участников конфликта, не оказалась в столь сложной ситуации как Грузия. Судите сами, позиция Турции ясна и понятна – безусловная поддержка Азербайджана, да и вряд ли эта война может стать угрозой её национальной безопасности. Иран и Россия оказались в более щекотливой ситуации. Однако и здесь никакой прямой угрозы национальной безопасности этих стран не просматривается. Разве что в Москве очень удивлены и не могут поверить, что уже не все в этом конфликте зависит от них. В отличие от крупных региональных держав Грузия оказалась в положении хуже губернаторского. И проблема не столько в необходимости сохранения отношений с обоими соседями, сколько в географическом положении страны, при котором её территория неизбежно будет использоваться для военного транзита воюющих сторон. Впрочем, об этом ниже.

Исходные данные

На первый взгляд все очень просто. Грузия и Азербайджан являются стратегическими партнерами и это наполнено более чем реальным содержанием, продиктованным географией данных стран. Региональные проекты – нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, нефтепровода Баку – Кулеви, железной дороги Баку – Тбилиси – Карс, интернет-кабеля Запад-Восток и Южнокавказского газопровода являются не просто двухсторонними проектами, но и входят в глобальную логистическую и информационную сеть Европа-Азия. Азербайджанский бизнес достаточно комфортно чувствует себя в Грузии, а государственная компания SOCAR, владеющая практически всей дистрибьюционной сетью в регионах Грузии, является крупнейшим налогоплательщиком в стране. Союзник Азербайджана – Турция, является крупнейшим экономическим партнером Грузии и очень много граждан Грузии работают в Турции. Турция, будучи страной НАТО, открыто поддерживает желание Грузии вступить в Североатлантический Альянс и участвует в программах НАТО в Грузии.

Грузия и Азербайджан входят также в многосторонние форматы сотрудничества такие как ГУАМ, активность которого сегодня почти нулевая, но тем не менее данный формат есть. Есть формат трехстороннего сотрудничества Турция – Грузия – Азербайджан, который включает в себя как экономическое, так и военно-политическое сотрудничество. Кроме этого в Грузии проживает более 230 тысяч азербайджанцев, процесс интеграции которых в общественно-политическую жизнь страны значительно ускорился за последние пятнадцать лет. Сегодня голоса избирателей-азербайджанцев являются важным фактором на выборах, что особенно важно в преддверии парламентских выборов 31 октября нынешнего года.

С другой стороны Армения входит в ЕАЭС и ОДКБ – союзы, находящиеся под патронажем Российской Федерации, которая оккупирует два региона Грузии – Абхазию и Цхинвальский регион. Однако не все так однозначно. Начнем с того, что в Грузии проживает около 170 тысяч армян, и граждане Грузии армянской национальности также являются важным факторов на предстоящих выборах. Кроме этого, между Грузией и Арменией заключен целый ряд договоров, которые определяют наши отношения как добрососедские. Между Грузией и Арменией существуют достаточно прочные экономические и культурные связи. Являясь, по сути, единственной транзитной страной для Армении из Европы, Грузия не может не осознавать свою ответственность при данной ситуации.

Кроме этого Грузия, являясь стратегическим партнером Соединенных Штатов и Европейского Союза, не может не координировать свои действия с Вашингтоном и Брюсселем. Кроме всего прочего Соединенные Штаты на сегодняшний день являются единственным гарантом безопасности в Грузии, и какая бы власть не была в Тбилиси, не считаться с этим просто невозможно.

Реакция властей

Сразу после начала эскалации боевых действий власти Грузии оказались в весьма сложном положении. Выборы через месяц, в стране набирает темпы эпидемия Covid-19, а тут ещё эта напасть. В общем можно констатировать факт, что в первые дни эскалации власти Грузии выглядели очень растерянно. Первая реакция официальных грузинских властей была в заявлениях президента и министерства иностранных дел страны.

МИД Грузии прокомментировал начало эскалации боевых действий  уже 27 сентября – «Мы с обеспокоенностью наблюдаем за новой эскалацией военных действий между Азербайджаном и Арменией, которая, как сообщается, уже привела к жертвам и повреждению инфраструктуры. Мы надеемся, что будет достигнута договоренность о прекращении огня, будет достигнут переговорный режим между сторонами и что удастся избежать крупномасштабных военных операций, которые окажут серьезное негативное влияние на безопасность всего региона. Грузия призывает сопредседателей Минской группы ОБСЕ и международных участников приложить все усилия, чтобы остановить эскалацию и возобновить конструктивный диалог. Со своей стороны мы заявляем, что Грузия готова любым способом способствовать деэскалации и установлению мира в регионе». 

Президент Грузии Саломе Зурабишвили отреагировала коротким твитом – «Я очень обеспокоена возобновлением боевых действий между Арменией и Азербайджаном. Мы призываем к миру. Стабильность и мир в нашем регионе должны быть нашим общим делом».

Из того, что бросилось в глаза многим экспертам и политикам, это то, что ни в заявлении МИД Грузии, ни в заявлении президента не было сказано ни слова о территориальной целостности Азербайджана, не были упомянуты Мадридские принципы, но была зафиксирована резко негативная оценка возобновления боевых действий с призывом к сопредседателям Минской группы (а это Россия, США и Франция) приложить все усилия для их прекращения.

Несмотря на то, что эскалация военных действий совпала с днем падения Сухуми, и первое лицо государства, участвуя в мероприятиях, посвященных этому трагическому дню, давал комментарии для журналистов, премьер-министр Грузии Георгий Гахария никак не прокомментировал то, что происходит между Арменией и Азербайджаном. Уже 29 сентября премьер-министр был в Брюсселе, где провел встречи с руководством НАТО и Европейского Союза. На совместной пресс-конференции с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, Георгий Гахария также  не упомянул о боевых действиях, которые были в полном разгаре у границ Грузии. Несмотря на то, что премьер-министр говорил о роли Грузии в черноморской безопасности и даже в сохранении стабильности на Южном Кавказе, сам факт того, что между Азербайджаном и Арменией идут боевые действия был просто проигнорирован. Складывалось впечатление, что ни НАТО, Ни Грузии, ни стабильности в регионе это просто не касается. Само по себе это выглядело несколько странно. Возможно, есть и другие причины, однако из того, что приходит на ум, так это только нежелание раздражать Москву, упоминая о конфликте в стенах штаб-квартиры Североатлантического альянса. А между тем именно данный конфликт мог бы стать серьезным аргументом в деле большего присутствия НАТО в Грузии, учитывая нестабильность региона.

Георгий Гахария сделал заявление только 30 сентября прямо в Брюсселе, то есть спустя четыре дня после начала конфликта. И это было заявление ни о чем. Ничего по сравнению с заявлениями премьер-министра и министерства иностранных дел, по сути, не прозвучало. Все те же призывы к сопредседателям Минской группы, хотя к тому времени было уже очевидно, что Азербайджан категорически против сохранения формата переговоров в рамках Минской группы. Конечно, при большом желании новизной можно было бы считать предложение Тбилиси как места для переговоров. Но это имело бы смысл, если бы у Георгия Гахария были хорошие личные отношения с Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном, а таковых нет. Поэтому это предложение было скорее риторическим.

3 октября 2020 г. после заседания Совбеза Грузии президент ещё раз обратилась к сопредседателям Минской группы и Европейскому Союзу, как президент страны Восточного партнерства,  с призывом прекратить военные действия. С таким же заявлением выступил министр иностранных дел Грузии Давид Залкалиани. То есть суть предложений Грузии сводилась к призывам к международному сообществу вмешаться и сделать всё, чтобы прекратить военные действия, что целиком соответствовало заявленным целям Армении и противоречило целям Азербайджана, который к тому времени уже выдвинул свои условия прекращения боевых действий. То есть призывы к мирному решению конфликта были совершенно естественны в такой ситуации, однако обращение к Минской группе и Европейскому Союзу не могло не быть воспринято позитивно со стороны Азербайджана, хотя официальный Баку по вполне понятным причинам никак не отреагировал на это. Было ли это следствием визита Георгия Гахария в Брюссель или на то имелись другие причины, вопрос открытый. Впрочем, вполне возможно, что и то, и другое.

И ещё один момент, на который нельзя не обратить внимания. За все время эскалации не было ни одного разговора первых лиц Грузии с руководством Армении и Азербайджана. Не сообщалось также о консультациях с Анкарой или Вашингтоном. Что само по себе странно.

Страсти по транзиту

А вот, что действительно интересно, так это то, что Грузия официально закрыла военный транзит для воюющих сторон, и скорее всего это была инициатива Брюсселя. Выступивший на брифинге по итогам заседания Совбеза Грузии 3 октября  министр внутренних дел Грузии Вахтанг Гомелаури объявил о прекращении выдачи лицензий на военный транзит. На том же брифинге министр госбезопасности Грузии Лилуашвили категорически опроверг информацию о переброске оружия и боевиков из Сирии через территорию Грузии. А теперь давайте разбираться с транзитом.

Сухопутный военный транзит из России в Армению был итак запрещен после 2008 года. Воздушный транзит из России в Армению был оговорен целым рядом условий, в частности тем, что по прилету в Ереван груз должен быть досмотрен нашим военным атташе, который подтвердит, что данный груз не предназначен российской военной базе в Гюмри. Военный транзит – как в Армению, так и в Азербайджан – из других стран осуществлялся беспрепятственно при условии получения соответствующей лицензии от министерства обороны.

Таким образом, своим решением Грузия практически перекрыла сухопутный транзит для воюющих стран через свою территорию. Что касается воздушного транзита он был перекрыт формально, так как средств проверки груза в воздухе не существует, и достаточно было заявить любой рейс как гражданский или гуманитарный. Здесь интересен другой момент, сразу после объявления этого решения в армянских социальных сетях и средствах массовой информации появилось множество фейковых видео с «доказательствами» сухопутного транзита на Азербайджан. Какие только фотографии не публиковались – и фотография танков на военной базе в Ахалцихе с припиской, что вот, мол, отправляют танки в Азербайджан, и фотографии трейлеров транспортной компании «Байрактар», которая никакого отношения к беспилотникам точно не имеет (спектр продукции гораздо шире). После того, как фейки стали активно разоблачаться, в том числе, и в заявлениях посольства Республики Армения в Грузии, перешли к тому, что стали считать сколько самолетов летит в Азербайджан. При этом самолеты, летящие из России, в Армению по понятным причинам просто игнорировались.

Складывается устойчивое впечатление, что кому-то очень хотелось создать образ врага из Грузии для Армении. Это вполне естественно входит в интересы Азербайджана, однако, сомнительно, что Азербайджан контролирует армянские СМИ и социальные сети. Остается РФ, и если это так, то эта задача выполнена на отлично. У большинства населения Армении сегодня сформировано устойчивое мнение, что Грузия «предала» Армению. И это хоть и иррационально, что значит «предала» – в данном случае решительно непонятно, но вполне объяснимо, учитывая общий эмоциональный фон.

Наш МИД откликнулся на информационный шум вокруг транзита только на четвертую неделю, и связано это скорее с обращением Азербайджана в ИКАО по вопросу об использовании конкретными компаниями возможной контрабандной перевозки оружия для Армении под прикрытием гуманитарных грузов. Обвинений в адрес Грузии не было, и, тем не менее, МИД поспешил дать необходимые пояснения – по документам грузы гражданские, а что там внутри мы проверить не можем. И это действительно так.

Дело картографов

24 сентября 2020 года Грузию с официальным визитом посетил новый министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов. Глава МИД Грузии впервые упомянул о каких-то картах, которые доказывают, что спорная территория монастырского комплекса Давид Гареджи принадлежит Грузии, и передал их коллеге. Дж.Байрамов никак не отреагировал на это, впрочем это и понятно, министру наверняка было не до карт.

А вот что это были за карты, мы узнали на следующий день, когда прокуратура Грузии объявила о возбуждении уголовного дела против двух специалистов, консультировавших МИД Грузии на переговорах по спорному участку границы в районе монастырского комплекса Давид Гареджи в 2007 году. Спустя две недели специалистов арестовали. И все бы ничего, если бы не два обстоятельства. Во-первых, всё это происходит аккурат перед выборами, а суть его понятна даже ребенку – обвинение прошлых властей в продаже грузинской земли Азербайджану. Тому самому Азербайджану, который сейчас находится в активной фазе войны. И, во-вторых, карта получена из Москвы, от российского бизнесмена, который связан с АФК «Система».

Министр обороны Грузии Ираклий Гарибашвили так объяснил происхождение документа: «Благодаря успешной спецоперации в Москве, проведенной по личной инициативе и участии самого Бидзины Иванишвили, нам удалось получить уникальные карты и архивные материалы, благодаря которым мы сможем вернуть ту часть территории монастырского комплекса Давид Гареджи, которая была продана или передана Азербайджану развращенной, безнравственной, маниакальной, злой и комичной властью во главе с 35-кратным диктатором Михаилом Саакашвили и его Нацдвижением».

Парадокс заключается в том, что своей главной цели  – нанести удар по оппозиции перед выборами, власти так и не достигли.  Общество с большим недоверием отнеслось к этому делу, что и понятно. А вот отношения с Азербайджаном будут неизбежно испорчены. Понятно, что пока никакой официальной реакции от Баку не будет, впрочем, может, не будет и потом. В большой политике зла не помнят, но все записывают.

Реакция политиков и общества

Эскалация боевых действий в Карабахе застало грузинское общество в самый разгар избирательной кампании. Понятно, что без заявлений политиков тут не обошлось. Претензии оппозиции к власти на первом этапе сводились к тому, что власти ни словом не обмолвились о территориальной целостности Азербайджана, тогда как у Грузии схожие проблемы. Высказывалось недовольство и по поводу того, что Совбез провели только на шестой день после начала боевых действий,  нет четкого антикризисного плана и в местах компактного проживания армян и азербайджанцев не проводится соответствующая работа по снижению напряжения среди итак накрученного сверх меры населения. Но все эти претензии померкли после ареста картографов. Оппозиция  оценила данный шаг как акт национальной измены, инспирированный из Москвы.

Наиболее негативную реакцию в Армении вызвало заявление третьего президента Грузии Михаила Саакашвили, который прямо поддержал Азербайджан. Впрочем, в самой Грузии заявления Саакашвили в поддержку Азербайджана были восприняты как нечто само собой разумеющееся, по крайней мере, если не считать армянскую общину, все остальные группы населения вне зависимости от своих политических симпатий отнеслись к заявлениям Саакашвили спокойно. Общая точка зрения политиков и экспертов, за редким исключением – Грузия должна соблюдать нейтралитет, хотя у Азербайджана есть право на возврат своей территории. Доминирующее мнение среди простых граждан – жалко людей и с той, и с другой стороны. И это действительно так.

Гела Васадзе, руководитель региональных программ Грузинского Центра стратегического анализа (GSAC)