Или почему протурецкие джихадисты из Сирии – это из той же зеркальной оперы, что и курды оттуда же …
«Официальный Ереван может признать независимость Карабаха, если этот шаг поможет в разрешении вооруженного противостояния», – заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян в интервью российскому Первому каналу. «Если наш анализ приведет к тому, что это поможет Карабаху и разрешению вопроса, мы сделаем такой шаг. Если нет – мы воздержимся», – сказал Н.Пашинян.
Комментарий для Зеркало.аз:
Эта тема в информационном поле гуляет с самого начала последнего обострения на фронте, что вполне вообще-то укладывается в логику информационной войны.
В этой же части интервью Никола Пашиняна для меня более показателен не столько его расплывчатый ответ, сколько то, что такой вопрос поднял российский Первый канал. Не исключаю, что премьер-министру Армении попросту пришлось что-то отвечать по поводу.
Что касается самой сути этого посыла, то его нельзя рассматривать вне общего контекста информационной войны, которая носит всеобъемлющий и бескомпромиссный характер, подчеркивая и оттеняя горячие события фронта. Взглянем бегло на некоторые ключевые тренды.
Ереван системно разгоняет основной нарратив о том, что против непризнанной «НКР» прямо воюет не только Азербайджан, но и Турция. Параллельно идет другой основной месседж, мол, война не ограничивается лишь территорией Карабаха – агрессия ведется и против Армении. Ясно, что второе – попытка «включить» Россию, побудить к выполнению своих союзнических обязательств перед Ереваном (именно Россию, ибо никакого ОДКБ как военного блока де-факто не существует).
Оба нарратива пока работают плохо. Протурецкие джихадисты из Сирии в логике Еревана – это из той же зеркальной оперы, что и курды оттуда же в логике Баку. Информационная война как она есть. Только ленивый сейчас не цитирует Путина или Пескова о том, что боевые действия ведутся не на территории Армении. Но почему-то в тени остается параллельный посыл директора СВР РФ Сергея Нарышкина, в котором и про Турцию, и про террористов «Джабхат ан-Нусра», «Фиркат Хамза», «Султан Мурад», и про экстремистские курдские группировки…
Это, с одной стороны, можно прочитать как некое обвинение в адрес и Баку, и Еревана (российские пропагандисты, кстати, уже гонят тему, что «Азербайджан вербует бойцов из украинских националистических группировок Азов и Правый Сектор»; не надо обращать внимания – тут либо кризис идей, либо фантомные боли). Однако прочитать посыл директора СВР можно и как «хватит, пора расходиться, а то мы готовы вмешаться». Причем с пасом Анкаре – ведь припечатаны и курды…
И вот, на весь этот информационный винегрет ложится и тема «признания Карабаха» Ереваном. Причем в унисон с заявлением о готовности идти на уступки, если они будут взаимными.
У меня сразу несколько встречных, на самом деле риторических вопросов. А в каких границах будет признание? В нынешних границах «НКР», того, что от неё останется, с 7 оккупированными районами, или без? Как это впихнуть, пускай и в без того мертвую, но МГ ОБСЕ? Все это на фоне текущих боев или как-то иначе? С уверенностью могу говорить о двух вещах. Во-первых, пока, это максимум подпитка информационного фона. Во-вторых, без подспорья из Москвы Ереван на такой шаг не пойдет даже на уровне официальных деклараций или шантажа (не говоря уже о факте признания). Пока такого подспорья не просматривается. Если же оно появится и «признание» случится в одностороннем формате, это добьет даже самые эфемерные намеки на перемирие безотносительно результатов текущей эскалации на фронте.