Коментарі експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

В.Копчак: Азербайджан – стратегический партнер Украины. Авансы и руководство к действию

В новой Стратегии национальной безопасности Украины в весьма коротком перечне государств, с которыми Украина намерена развивать стратегическое партнерство, присутствует Азербайджан.

Комментарий для Бакинского пресс-клуба

Несколько слов собственно о Стратегии как таковой. Такого плана комплексный документ в Украине принимается всего лишь в третий раз. И его появление, как и содержание – в плане жестких и однозначных формулировок касаемо России как страны-агрессора, четкого указания первостепенной важности задачи деоккупации Крыма и части Донбасса – следует оценивать как безусловный позитив.

Другое дело, что в Украине, как правило, проблемы различных стратегий, законов и т.д. часто лежат не столько в содержательном плане, сколько в плоскости их (не)реализации.

Не скрою, меня, как и многих, появление Азербайджана в этом весьма коротком «стратегическом» для Украины перечне стран удивило. В моём случае – приятно. Я это расцениваю скорее не как констатацию, а как некий аванс и руководство к действию как для Киева (здесь понятно), так и для Баку. Азербайджан, безусловно, важен для Украины. Но я бы не говорил о каком-то «крене» Украины при президенте Зеленском в азербайджанскую сторону. Тут, скорее, стоит вести речь о «выравнивании крена» в наших отношениях, раз уж используем такую терминологию. Это, прежде всего, месседж Киева о готовности вернуть или поднять сотрудничество в секторе обороны и безопасности на более качественный уровень с конкретными результатами, а формулировки здесь – вторичны. И мы, если здесь и стартуем, то далеко не с чистого листа. Упоминать важность нефтегазового сектора даже как-то неприлично. Давайте, к примеру, вспомним, что Украина в новейшей истории была одним из ключевых партнёров Баку в сфере ВТС и так далее…

Не склонен думать, что включение в этот список Азербайджана произошло под влиянием июльского обострения на армяно-азербайджанской границе. Документ готовился давно и системно, а территориальная целостность Азербайджана никогда не ставилась Киевом под сомнение (так же, как и Украины со стороны Баку). Это я к тому, что (в который раз повторюсь) реакция украинского МИД на события в районе Товуз-Тавуш выглядела абсолютно логичной, а после 2014 года, и безальтернативной.

Чтобы соответствовать определению «стратегические партнеры», придется поработать. Направления могут быть самые разные. Навскидку – это реанимация ГУАМ, причём именно как структуры, способной влиять не сектор обороны и безопасности.

Освежения требует и формат Восточного партнерства ЕС, чья слабость обусловлена как раз отсутствием совместных инициатив по деоккупации территорий.

Чётким маркером выхода на новый уровень сотрудничества станет реализация совместных программ в военно-технической сфере. Как вариант – в треугольнике Украина-Азербайджан-Турция (кстати, Анкара также присутствует в укороченном списке). С созданием совместных СП, передачей технологий в рамках проектов в интересах каждого из участников, а также для третьих стран. Список потенциальных инициатив можно продолжать.

Следует помнить, что подобным начинаниям будет жестко противодействовать Москва на разных уровнях политического и не только влияния в Баку и Киеве. Так что останется ли эта формулировка только на бумаге, будет ли готов Киев подкреплять свои намерения конкретными инициативами, а Баку их воспринимать – мы в скором времени увидим.

Это также касается и Грузии, которая тоже есть в укороченном списке. Надеюсь, что в случае с Киевом, Баку и Тбилиси понятие «стратегические партнеры» можно будет смело писать без кавычек, и это не останется на уровне деклараций и тостов.

https://pressklub.az/58046/?lang=ru&fbclid=IwAR02egATY2ULrmJoORyBHUfYzgGYHmhL9VGbZHJe_MrjdAmEkxgoo6xsuv4