17 августа этого года устами замминистра энергетики Узбекистана Шерзода Ходжаева было объявлено, что Узбекская сторона пока не готова к подписанию контракта с Россией о строительстве в республике атомной электростанции. Речь идет о планах строительства АЭС вблизи озера Тузкан в Джизакской области Узбекистана, предварительная договоренность о чем была достигнута соглашением двух стран о сотрудничестве в сентябре 2018 года. Согласно этому соглашению в Узбекистане должен будет возведен комплекс из двух энергоблоков поколения “3+” с общей мощностью 2.4 ГВт, а в будущем мощность станции может быть увеличена до 4,8 ГВт. В районе будущего строительства уже были начаты инженерно-изыскательные работы.
И вот задержка с подписанием контракта. Как следует ее воспринимать?
С одной стороны, господин Ходжаев заверил, что процесс детальной проработки договора находится на финишной стадии. «Нам нужно чуть больше времени для подготовки контракта, чтобы мы могли сказать, что да, эти условия нас удовлетворяют. К сожалению, пока мы еще не готовы. С одной стороны, это плохо, что немного затягивается процесс. А с другой – после каждого раунда переговоров условия для узбекской стороны улучшаются. В какие-то моменты лучше сделать чуточку позже, но на гораздо более привлекательных условиях. Вот сейчас как раз таки такой момент….. Могу сказать – мы на финишной прямой по обсуждению всех деталей контракта, но еще не готовы к подписанию», – отметил он.
Однако, судя по интервью, которое замминистра дал изданию podrobno.uz и в котором подробно обосновал необходимость строительства АЭС, Узбекистан пока не намерен отказываться от планов ее строительства. Вполне возможно, что причиной задержки с подписанием действительно является необходимость доработки финансово-технических деталей, как об этом говорит замминистра. Но могут быть и другие причины, о которых он умалчивает.
Возможны три такие причины, которые могут побудить Узбекистан “нажать на тормоза”.
Первая причина – это недавний, в начале февраля этого года, визит Госсекретаря США Майкла Помпео в Узбекистан. Вполне вероятно, что американский посланник предостерег Ташкент об опасности попадания в финансовую и технологическую зависимость страны от России и дал понять, что дальнейшие американские инвестиции и режим благоприятствования в экономическом сотрудничестве между США и Узбекистаном будут зависеть от того, насколько последний не будет подвергать риску свой суверенитет. Не случайно визит Помпео почти совпал с решением Ташкента дать задний ход в вопросе о вступлении в Евразийский экономический союз, который контролируется Москвой. Сейчас Ташкент делает паузу в вопросе об АЭС, возможно ожидая, а не предложит ли Вашингтон что-нибудь привлекательное по сравнению с АЭС и с ранее сделанными предложениями. В такую игру «кто больше даст» играл и прежний лидер страны Ислам Каримов, торгуясь с обеими сверхдержавами, играя на противоречиях между ними.
Вторая причина – это финансовые затруднения Ташкента, которые вызваны пандемией. Строительство такого крупного и дорогостоящего объекта, как АЭС, было бы рискованным предприятием для любой страны, испытывающей текущий экономический кризис. Только по официальным данным, госбюджет страны недосчитался примерно 450 миллионов долларов в первом квартале этого года, внешний долг достиг 25 миллиарда долларов. И начавшаяся рецессия будет только усиливаться.
Наконец, третьей причиной может стать недавняя катастрофа на Сардобинском водохранилище. 1 мая этого года была прорвана дамба на одном из участков водохранилища, что повлекло затопление огромной территории в трех районах Сырдаьинской области, а также в соседнем Казахстане. В результате катастрофы Узбекистан понес двойные потери. Во-первых, пропали те 400 миллионов долларов, которые были потрачены на ее строительство, завершившееся совсем недавно, в 2017 г. Во-вторых, огромные территории Узбекистана и Казахстана оказались затопленными, урожай этого года оказался загублен, были повреждены здания, дороги, коммуникации, а значительная часть населения лишилась своего жилья. Только на узбекской территории из 22 сел было эвакуировано более 60 тысяч человек. В Мактааральском районе Туркестанской области Казахстане пострадали 11 населенных пунктов, а также сельско-хозяйственные посевы.
27 июля Генеральная прокуратура Узбекистана назвала предварительные итоги своего расследования причин катастрофы. Среди этих причин – отсутствие должного планирования и надзора, злоупотребление служебным положением, воровство, непрофессионализм. Были даже взяты под стражу 9 должностных лиц, в основном среднего уровня административной иерархии. Выяснилось также, что личный состав, который обеспечивал эксплуатацию объекта, был в своем большинстве непрофессионален и не подготовлен для такой работы. «Проведенная квалификационная аттестация выявила, – говорилось в сообщении прокуратуры, – что 56% сотрудников не обладают необходимыми знаниями, 82% — не имеют квалификации и опыта». То есть, главная причина катастрофы оказалась связанной с человеческим фактором, а не с природным, как первоначально пытались убедить общественность узбекские власти.
Если такая катастрофа случилась с относительно менее сложным по своей технологии объектом, то что может произойти после строительства АЭС, где риски экономических, экологических и людских потерь для страны гораздо выше? При нынешнем профессиональном уроне всей администартивной системы страны справится ли Узбекистан с такими рисками? Хотя часть президентского окружения вероятно продолжает лоббировать интересы России и «Росатома», занимаясь шапкозакидательством («да мы справимся, да мы хорошо подготовимся»), возможно что хотя бы некоторые члены правительства задаются вышеобозначенными вопросами о рисках. При этом, именно президент должен будет взять на себя персональную ответственность за возможные негативные последствия возведения этого объекта на территории страны. Готов ли он взять на себя эту ответственность?
Ташкент сейчас оказался в очень щекотливом положении, опрометчиво, без серьезного предварительного анализа пойдя на предварительную договоренность с Москвой о строительстве АЭС. Теперь ему трудно будет отказаться от тех договоренностей, при этом не испортив основательно отношений с Москвой. Именно поэтому, возможно, Ташкент и берет паузу на раздумье.
Автор – независимый эксперт из Узбекистана