«Были демоны, мы этого не отрицаем, но они самоликвидировались …»
(фраза из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»)
В прусской армии Фридриха Великого существовало замечательное правило: если солдат подавал жалобу на начальство раньше чем через три дня после происшествия, он наказывался независимо от того, прав был или нет. Прусский король прекрасно понимал, что для того, чтобы человек осознал произошедшее и трезво оценил обстановку необходимо время. Конечно, я давно знал о существовании этого правила, однако, увидев на одном весьма популярном азербайджанском ресурсе статью под заголовком «Минометы для бомбардировок Товуза выслала Сербия с помощью Грузии», не удержался и написал о том весьма гневный пост в социальной сети Фейсбук. Потом пришло время разбираться, о чем вообще речь и откуда растут ноги у этой «новости».
Правовые аспекты проблемы
Начнем с того, что транзит грузов для Армении через Грузию вообще и военных грузов в частности существовал всегда. Грузия не находится с Арменией в состоянии войны, Грузия не вводила никаких санкций против Армении, поэтому никаких юридических оснований для запрета на транзит грузов, в том числе и военных, не существует. Для того чтобы запретить подобный транзит необходимо соответствующее решение правительства и парламента Грузии, которое должно быть обосновано с точки зрения международного права.
Правовая коллизия возникла после войны 2008 года, когда в результате военной агрессии со стороны Российской Федерации были оккупированы два региона Грузии – Абхазия и так называемая Южная Осетия. Грузия и Россия фактически оказались в состоянии войны друг с другом, и получалось, что в случае военного транзита в Армению российских грузов, военные страны-оккупанта имеют право беспрепятственно проходить через территорию Грузии под предлогом военного транзита для своей военной базы в Гюмри.
Коллизия была разрешена следующим образом: Грузия запрещает военный транзит из России всех военных грузов, в том числе и воздушный транзит всех грузов, предназначенных для российской военной базы в Армении. Воздушный транзит военных грузов из России в Армению, не предназначенных для российских военных, допускается только в случае проверки груза на месте военным атташе Грузии в Армении. Для запрета транзита военных грузов для Армении из других стран у грузинских властей нет никаких оснований, если данный транзит осуществляется в рамках международных конвенций, груз имеет соответствующий сертификат, что подтверждается военным атташе Грузии в Армении. Запрет сухопутного транзита российских военных грузов через Грузию и воздушного транзита военных грузов, предназначенных российским военным в Армении, закреплен соответствующим договором между Арменией и Грузией.
Это так сказать юридическая сторона вопроса. Как оно происходит на самом деле – мы не знаем, и это тот случай, когда правду мы все равно не узнаем, даже если её нам скажут. Однако необходимо хорошо понимать, что Грузия не запрещала и не могла запретить весь транзит военных грузов для Армении, о чем хорошо знают и в Азербайджане, и в России.
В чем обвинили Грузию
Во второй половине дня 20 июля, после обвинений оппозиции в том, что грузинское правительство нарушило нормы международного права и втянуло Грузию в очередной международный скандал, МИД Грузии был вынужден сделать соответствующее заявление. Привожу его целиком, во избежание недомолвок:
«Одним из азербайджанских СМИ распространена публикация дезинформационного характера, которая содержит много неточностей. К сожалению, азербайджанское, казалось бы, серьезное интернет-издание необъективно описывает факты, вводит общество в заблуждение и пытается бросить тень на стратегическое грузино-азербайджанское партнерство и дружбу. Еще раз подчеркиваем, что Грузию и Азербайджан связывают стратегическое партнерство и давняя дружба между двумя народами, которая развивается и углубляется, обе страны играют важную роль в регионе и в том числе, совместно осуществляют множество значимых региональных и международных проектов. Данная статья носит тенденциозный характер и направлена на искусственное создание проблемы в отношениях между двумя странами – стратегическими партнерами».
Что ж давайте разбираться, о каких неточностях идет речь и почему данное сообщение азербайджанского издания носит дезинформационный характер. Вообще-то, все эти вопросы должно разъяснять министерство иностранных дел на специальном брифинге, однако за неимением оного приходится делать это в рамках данного материала.
В самом начале материала мы видим утверждение, что в социальных сетях появилась также информация, что в те же дни в Армению уже из России, но опять-таки через Грузию, проследовали автомобили КамАЗ с лаунчерами для установок РСЗО «Град» и минометными боеприпасами. (Кстати, у данного «грузинского тезиса» был апгрейд на следующий день, к чему мы вернемся). Дальше идет абзац про Сербию, которая, как пишет издание, поставила Армении минометы через Грузию. Следом подробное описание того, как руководство Азербайджана долгие годы бескорыстно помогало Грузии, не считаясь с внешнеполитическими рисками, а неблагодарная Грузия наносит братскому Азербайджану удар за ударом в спину. Данные информационные посылы, рассчитанные на азербайджанского читателя, требуют отдельного разбора, и он обязательно будет в рамках отдельной статьи про грузино-азербайджанские отношения. Пока отметим только один «нюанс» – у рядового азербайджанского читателя кроме вполне естественного возмущения «предательским поведением грузин», после прочтения материала неизбежно появляется вопрос – а почему мы до сих пор не разорвали отношения с Грузией и терпим все это? Доколе?
В апдейте, который был помещен тем же азербайджанским изданием на следующий день (21 июля), как ответ грузинскому МИД, были опубликованы фотографии автомашин Камаз с какими-то ящиками – как говорится, это российские пусковые установки РСЗО «Град».
Смотрим фотографии. По версии, озвученной грузинским оппозиционным телеканалом Мтавари, оба снимка сделаны в Поти (мне же кажется, что второй снимок был сделан в Садахло, на грузино-армянской границе), то есть, пять лаунчеров «Град» пришли морем из России. Мтавари даже назвал транспортную компанию, которая сопровождала данные Камазы по территории Грузии. Это немного странно, потому что перевозить Камазы морским транспортом и оставлять соответствующие документы в порту, когда можно спокойно (учитывая договоренность с властями) прогнать их через Ларс, причем при желании очень легко скрыв содержимое, закамуфлировав лаунчеры, поставив сверху контейнер. Понимаю, что издание Haqqin.az (а это именно оно стало источником сенсации), предоставляя «неопровержимые» доказательства такими вопросами не утруждался. Ну а мы пока отметим для себя – если данная поставка была, то поставщик сделал все, чтобы она была максимально «прозрачной». Причем речь идет именно об этих снимках, по свидетельству моего хорошего знакомого, который часто бывает в районе Ларса, из России в Грузию проходит очень много автомашин «похожих на военные». Каждую из них можно было заснять и выдать за российский военный транзит, однако азербайджанское издание выложило те снимки, которые вложило. И что-то мне подсказывает, что именно эти снимки были выложены неспроста.
Что должны требовать граждане нормальной демократической страны от своих властей в таком случае? Первое – провести расследование, то есть определить подлинность снимков, дату, когда они были сняты, желательно кем были сняты, и или опровергнуть фейк, или назвать виновных. Второе – сделать это в максимально сжатые сроки и максимально публично. Директор программ сотрудничества с европейским Союзом Грузинского центра стратегического анализа (GSAC) Георгий Рухадзе в недавнем комментарии телеканалу «Формула» отметил, что вполне может представить ситуацию, когда правительство Грузии выполнит любую просьбу России, в том числе, и по транзиту военных грузов. И в этом можно не сомневаться, но в данном случае нам принципиально важно установить не вероятность события, а его факт, так как дело касается национальной безопасности страны.
Не менее интересный вопрос по поставкам из Сербии. Издание Haqqin.az ставит вопрос – разве официальный Тбилиси не наложил несколько лет назад запрет на транзит через территорию страны военных грузов для Армении? И ставит его как риторический. Но ответ на этот вопрос мы видели выше – нет, не наложил и не имел права наложить, согласно нормам международного права. Издание могло этого не знать, но это наверняка хорошо знали заказчики, о которых мы поговорим ниже.
Идем дальше, в материале Haqqin.az упоминается поставка боеприпасов для минометов. По информации издания поставка вооружений была осуществлена из сербского города Ниш посредством авиалиний, принадлежащих одной из стран СНГ. Здесь ровно два варианта – или Грузия предоставила свое воздушное пространство для прохождения воздушного судна, или мины привезли сначала на самолете в Тбилиси, а потом отправили в Армению автотранспортом или железной дорогой. Но, позвольте, все авиарейсы отслеживаются. И в том, и в другом случае найти данный рейс на сайте Flightradar, если точно знаешь время, не составляет труда. Почему же источник не называет, не показывает нам схему полета. Даже если представить, что груз привезли в Тбилиси с целью запутать следы, все равно непонятно, почему раскрыта только часть информации и какие причины мешают раскрыть её до конца. Не называя явок, имен и паролей. Или все это оставлено «на десерт» по законам жанра?
Тем не менее, ключевое имя уже названо, и это имя Слободана Тешича. Имя сербского бизнесмена стало известным в начале 2000-х, когда он в обход эмбарго ООН поставлял оружие в Либерию и Ирак. Если верить дипломатической переписке, опубликованной на сайте WikiLeaks, Тешич занимался незаконными поставками оружия и амуниции правительству Йемена. По информации Минфина США, Тешич является одним из крупнейших дилеров оружия и боеприпасов на Балканах. В 2017 году США ввели в отношении него санкции «за предполагаемые нарушения прав человека и коррупцию». А это уже удар по грузинским властям, вполне возможно, что неосознанный, как сопутствующий фактор, но может и вполне осознанный, имеющий конкретную цель. Об этом ниже.
Существует ещё одна версия, согласно которой поставка была осуществлена из одной из стран Ближнего Востока, а именно из Иордании. Давайте посмотрим, откуда эта версия. А она все от того же Тешича, который с 2016 года активно поставлял оружие из стран Восточной Европы в Турцию, Эмираты и Иорданию, а оттуда перепродавал участникам конфликта в Сирии и Йемене. Схема понятна, однако непонятно другое – зачем боеприпасы из Иордании тащить в Ниш (Сербия), потом везти в Тбилиси, и уже оттуда везти в Армению. Версия – запутать следы не вариант. Здесь, чем больше пит-стопов, тем легче отследить. Так что несуразица какая-то получается. Если не считать того, что это версия хорошо фонит с июньскими обвинениями зятя бывшего президента Армении Сержа Саргсяна, Микаэла Минасяна в адрес действующего премьер-министра Армении Никола Пашиняна, а в сделке, как указывается, участвовал бизнесмен Давид Галстян. Но дело в том, что Микаэл Минасян обвинял Пашиняна и Галстяна в перепродаже российского оружия третьим странам, а тут вроде как обратный процесс.
Кроме того, власти Армении сообщали о закупке зенитно-ракетных комплексов «Оса-АК» у Иордании.
Haqqin.az называет Галстяна партнером Тешича. Вообще фигура Тешича – очень удобная мишень. На «оружейного барона», имеющего такую репутацию и находящегося под санкциями Соединенных Штатов можно списать всё, что угодно. Опровергать он ничего не будет, так как фигура не публичная и хватает своих проблем. Но все равно категорически непонятно, причем тут Грузия.
Не буду перечислять другие варианты, коих может быть великое множество. Очень интересно, предадут ли сербские власти гласности информацию о том, кому реально были поставлены эти боеприпасы, так как азербайджанская сторона передала сербской номера и фотографии неразорвавшихся мин. Что-то мне подсказывает, что из результатов данного расследования мы можем узнать много интересного, если конечно они будут преданы гласности. Впрочем, и это будет являться политическим шагом.
А пока каждый сам решает, какой версии верить, исходя из своих предпочтений и политической веры. Гораздо интереснее вопрос – про что всё это было?
На войне как на войне
А теперь поговорим про заказчика этой информационно-психологической кампании. Давайте начнем с простого факта – между Азербайджаном и Арменией идет война. Эта война началась не сегодня и не три дня назад, по факту война идет с конца восьмидесятых годов, то есть она началась ещё до того, как Азербайджан и Армения стали независимыми государствами. Эта война, как и все другие войны, носит тотальный характер, она ведется далеко не только на линии фронта, независимо от того, где эта линия фронта проходит. Не говоря уже об экранах телевизоров, газетных страницах и мониторах компьютеров. Эта война идет везде, где возможно. Причем сегодня военные действия далеко не главный инструмент этой войны, любое столкновение между армянскими и азербайджанскими вооруженными силами, это скорее база для последующих действий на информационном, дипломатическом и других фронтах этой войны.
То есть, отвечая на извечный вопрос – кому это выгодно, логично было бы предположить, что заказчиком данного материала на азербайджанском портале является армянская сторона, так как именно им объективно выгодно ухудшение отношений между Азербайджаном и Грузией. Ровно также как Азербайджану выгодно ухудшение отношений между Грузией и Арменией. Таким образом, это вполне рабочая версия, но не единственная и даже не главная. Потому что реальные ресурсы для ведения большой войны «всех против всех» на Южном Кавказе есть только у одной страны, и это Российская Федерация.
Вообще тема грузино-азербайджанских отношений является хрестоматийным примером современных методов ведения гибридной войны с целью распространения своего влияния. Только за последнее время кампании по нагнетанию напряженности вокруг таких кейсов как ситуация вокруг монастырского комплекса Давид Гареджи, кампания ксенофобии в связи с эпидемией ковид-19, возня вокруг памятника Нариман Нариманову и рассматриваемый нами вброс – звенья одной цепи. По «странному» стечению обстоятельств, все эти кампании происходят синхронно в обеих странах, и по ещё более «странному» стечению обстоятельств в них роль первой скрипки играют именно политические силы, связанные с Москвой.
Ответить на вопрос – зачем это нужно Москве, с одной стороны, просто, – старый принцип «разделяй и властвуй» – никто не отменял, а с другой – это тема не одной диссертации. Поэтому давайте разберем только один конкретный пример. То, что главным выгодополучателем от эскалации на армяно-азербайджанской границе была Российская Федерация, которая ещё раз подтвердила свою роль единственной стороны, обладающей ресурсами – как для обострения ситуации, так и для того, чтобы эту ситуацию успокоить, очевидно. Но это общее соображение, давайте рассмотрим его на конкретном примере.
Одним из самых интересных информационных вбросов за последние дни, был вброс о том, что армянская сторона захватила высоту, с которой может беспрепятственно наносить удары по региональной энергетической инфраструктуре, в том числе, и по Южнокавказскому газопроводу. Речь идет о высоте Карадаш. Начнем с того, что мы не знаем, заняли армянские силы данную высоту или нет, официальные стороны вообще отрицают данный факт. Идем дальше: высота Карадаш действительно имеет принципиально важное военно-тактическое значение, так как с неё как на ладони просматриваются азербайджанские села Товузского района, находящиеся в долине. Однако утверждение, что именно с этой высоты Армения может держать под прицелом Южнокавказский газопровод, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс и автобан Тбилиси-Баку – весьма сомнительно. Да и здравый смысл подсказывает, что при желании (вдруг оно возникнет) Армения может нанести удар по данным объектам и со своей территории, для этого совсем необязательно брать Карадаш.
Заметьте, это происходит за пару месяцев до того, как азербайджанский газ должен пойти в Турцию и Европу по газопроводам ТАР и TANAP. Тут даже не важно, насколько стратегически важен для Турции и Европы этот газопровод. Кто-то считает, что очень важен, кто-то – что не очень. Важнее другое – это дезинформация многоцелевого назначения. С одной стороны, Москва хочет убедить потенциальных потребителей в том, что и этот маршрут контролируется ею, с другой, что Баку и Ереван не являются субъектами внешней политике. А говорить о Южном Кавказе нужно только с Москвой. Не правда ли «скандал» с поставками сербских минометов или мин через территорию Грузии хорошо ложится в эту парадигму? Кстати, Сербия недавно присоединилась к газопроводу ТАР, но это так, к слову.
Вместо заключения
Какой бы ни была правда о транзите мин (был ли он вообще), логично предположить, что информация по этому кейсу любезно предоставлена азербайджанскому сайту российской стороной (как и через кого, это не имеет значения).
И тут мы сталкиваемся с мнимым противоречием – зачем российской стороне светить не только свои поставки Армении, но и поставки некоего Тешича. Независимо от того был транзит или нет, нынешнюю власть в Грузии подставляют сейчас именно из Москвы. И подставляют с вполне конкретной целью, подвести под санкции и окончательно оторвать от Запада. Для тех, кто следит за ситуацией в Грузии, хорошо известно, что грузинские власти находятся под серьезным давлением США по вопросам нарушения демократии в стране и вопросам создания неблагоприятной среды для американского бизнеса в Грузии. Реакция из Вашингтона, если что, последует неизбежно. Причем тут также несколько вариантов.
Начнем с сербских мин. Я уверен, что в Вашингтоне больше заинтересуются именно этим кейсом, потому что речь идет о транзите нелегального оружия, да ещё и с участием такой одиозной фигуры как Тешич, и это гораздо серьезнее. Опровергнуть эту информацию может Сербия, если заявит, что боеприпасы были проданы Армении на основании межгосударственного соглашения. А вот если информация о Тешиче подтвердится (а у Вашингтона есть все возможности для того, чтобы её перепроверить), у властей будут серьезные проблемы.
Что касается вопроса о транзите российских лаунчеров «Град», то это скорее дело властей Грузии и Азербайджана, и в тоже же время внутреннее дело Грузии. Впрочем, это совсем не значит, что этот кейс менее важен. Тут только два варианта – или данная техника российского производства экспортировалась Арменией не из России, а из какой-то третьей страны, и в этом случае нашим властям необходимо показать обществу соответствующую документацию, или эта техника из России. Тогда речь идет о нарушении законодательства Грузии. При таком раскладе сложно поверить, что данный вброс не был от начала (договоренность о поставках) и до конца (слив информации) организован российской стороной. Иных вариантов просто не остается.
По логике Кремля, оба эти кейса должны испортить окончательно отношения Грузии, как Соединенными Штатами, так и с Азербайджаном, и уже публично вытолкнуть Грузию на политическую орбиту Российской Федерации. Однако, далеко не факт, что задумка Кремля сработает, ибо подобный публичный геополитический кульбит вряд ли завершится для властей Грузии успешно. Здесь слишком высокие политические риски не только для власти, но и прежде всего для страны в целом.
Цели данного информационного вброса (а это информационный вброс вне зависимости от того – был транзит или не было) в формате российского участия в войне Азербайджана и Армении – предмет для отдельного исследования. Но одна из целей – разжигание в Азербайджане антигрузинских настроений и формирование из Грузии образа врага – очевидна. Не исключено, что завтра, а может уже сегодня, Haqqin.az или другой информационный ресурс выложит новую порцию «разоблачительных» материалов. Вы удивитесь? Думаю, уже нет.
Подробности возможной связи этой истории с внутриполитической борьбой в самом Азербайджане в виде версий я тоже не буду озвучивать. Во-первых, слишком мало информации, во-вторых, для этого есть эксперты, которые разбираются в этих делах куда лучше меня. В общем, можно констатировать – информационный вброс очень хорошо продуман. Скажу честно, я не знаю, насколько соответствует действительности информация о транзите оружия, но я точно знаю, каким целям служит распространение данной информации.
И последнее. В логике войны между Азербайджаном и Арменией, Армении выгодно ухудшение отношений между Грузией и Азербайджаном, а Азербайджану выгодно ухудшение отношений между Тбилиси и Ереваном. Но в сложившейся ситуации ухудшение отношений Грузии с обеими странами выгодно только Москве. Это не обвинение, а объективная реальность, данная нам в ощущение.
Гела Васадзе, ведущий эксперт Грузинского Центра стратегического анализа (GSAC)