Недавнее высказывание Президента РФ В.Путина о том, что некоторые экс-советские республики “потащили с собой подарки от российского народа” вызвало неоднозначную реакцию и тревогу в странах-соседях.
О причинах и последствиях этого заявления и о внешней политике РФ в отношении стран региона, провели дискуссию эксперты из стран Центральной Азии: Фарход Толипов, директор негосударственной научного учреждения “Караван знаний” (Узбекистан), Сергей Абашин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге (Россия), Эмиль Жураев, политолог (Кыргызстан), Юрий Пойта, руководитель секции Азиатско-Тихоокеанского региона Центра исследований армии, конверсии и разоружения (Украина), Карлыгаш Еженова️, редактор сайта аналитического журнала Еxclusive.kz (Казахстан), Парвиз Муллоджонов, приглашенный исследователь в Упсальский университет (Таджикистан). Модератор дискуссии: Эльмира Ногойбаева (директор аналитического центра “Полис Азия”, (Кыргызстан)).
По мнению Юрия Пойты, данное высказывание российского президента не имеет отношения к попытке поднять свой рейтинг перед голосованием (как думают некоторые аналитики), и его следует интерпретировать как угрозу или предупреждение постсоветским странам.
По мнению эксперта, Россия является региональным государством, и все амбиции стать мировой державой – напрасны (структурные проблемы в экономике, уничтожена наука, нет технологий, минимальное влияние на мировые процессы, отставание по многим параметрам даже в военном потенциале). Из-за этого, Россия довольно активно реализует свою региональную политику, которая направлена на поддержание и укрепление контроля над постсоветским пространством, которое считается Москвой зоной своего эксклюзивного влияния.
В региональной политике России наблюдается два подхода. Первый, – мягкая сила (формирование зависимости государства, элиты, лояльности населения, принуждение, в т.ч. с помощью членства в ЕАЭС и ОДКБ). В случае, если не действует мягкий подход, и страна выходит из-под политического контроля (пытается найти свой путь развития) – применяется жесткий метод (по примеру Молдовы, Грузии, Украины) – военная сила.
В связи с этим, заявление В.Путина следует интерпретировать как предупреждение тем странам-соседям, которые на данный момент находятся под действием “мягкого”, ползущего влияния. Мол, в любой момент Россия готова применить силу, и никакие подписанные многосторонние и двусторонние договора не являются гарантией безопасности. Для этого, Россия активно проводит военные учения, формирует новые соединения и военные части, в т.ч. на центрально-азиатском направлении, количественно и качественно усиливает боевой потенциал, в т.ч. что касается ударного и наступательного вооружения. Например, за последние годы на вооружение Каспийской флотилии поступили 18 новых боевых кораблей, в т.ч. с крылатыми ракетами “Калибр”, создается новая главная военно-морская база в Каспийске, сформирован новый отдельный полк морской пехоты, очень активно проводятся учения, которые имеют наступательный характер. Что касается сухопутного компонента, следует отметить, что в Центральном военном округе ВС РФ создаются новые воинские части, увеличивается боевой и численный состав ( в т.ч. танковых и десантно-штурмовых частей и соединений).
Поэтому возникает вопрос – зачем, с какой целью, проводится милитаризация в этом регионе, котором нет потенциальных противников РФ?
Далее, в связи с выводом контингента США с Афганистана, под предлогом поддержания безопасности РФ будет качественно и количественно усиливать свои военные части в странах ЦА, в первую очередь – в Таджикистане и Кырзгызстане.
В связи с этим, по мнению Пойты, заявление В.Путина следует интерпретировать как угрозу постсоветским странам, мол никаких резких движений делать не нужно (как во внешней политике, так и во внутренней). Поэтому, угрозы потери суверенитета для стран-соседей уже есть, угрозы жесткого характера – потенциальны.
Всю дискуссию можно посмотреть по ссылке: