В середине мая этого года немецкий энергетический регулятор ответил отказом на просьбу компании Nord Stream 2 об освобождении газопровода «Северный поток 2» от требований т.н. газовой директивы ЕС. Примерно в то же время Суд Евросоюза отклонил иск компаний Nord Stream и Nord Stream 2, которые пытались обжаловать применение Третьего энергетического пакета ЕС к газопроводам, проложенным в ЕС из третьих стран.
Эти два решения означают, что «Газпром» сможет использовать для своего газа только половину мощности «Северного потока 2», то есть 27,5 млрд. м³ в год. Кроме того, управление этим трубопроводом должно быть передано независимому оператору. По крайней мере, на данный момент в «Северный поток 2» не может поступать сырье другого поставщика, поскольку в России только «Газпром» имеет право экспортировать трубопроводный газ.
Но прежде чем обсуждать варианты его использованием, «Северный поток 2», сначала должен быть завершен. В конце 2019 года компания Allseas прекратила работу над трубопроводом, чтобы избежать американских санкций. «Газпром» теперь надеется завершить недостающий 130-км участок с помощью своего трубоукладчика «Академик Черский», который прошел долгий путь от тихоокеанского порта Находка до Европы и с этого месяца находится в Балтийском море. Однако для завершения «Северного потока 2» этот корабль должен сначала пройти модернизацию и доукомплектование. Поэтому работы по завершению «Северного потока 2» вряд ли начнутся до осени этого года, а строительство газопровода вряд ли будет завершено к концу этого года. Более реалистичной кажется его готовность ко второму кварталу 2021 года.
Несмотря на то, что «Северный поток-2» вряд ли будет введен в эксплуатацию зимой 2020/2021 года, следует отметить, что существующий «Северный поток-1» будет работать на полную мощность в 55 млрд. м³ в год. Это стало возможным после того, как немецкий энергетический регулятор разрешил не применять к газопроводу «Северный поток-1» основные положения газовой директивы ЕС. Трубопровод EUGAL, который планировался как наземное расширение «Северного потока 2», теперь используется для транспортировки газа из «Северного потока 1». Таким образом, на практике не существует проблем для того, чтобы все проходящие через «Северный поток-1» 55 млрд м³ газа в год, были доставлены европейским потребителям.
Реализация планов «Газпрома» также замедляется и на южном направлении, на которое рассчитывает Россия чтобы свести транзит газа через Украину к минимуму. В конце 2019 года были завершены две ветки газопровода «Турецкий поток». Первая из них предназначена для поставок российского газа на турецкий рынок, а вторая – через Болгарию и Сербию – в Центральную Европу. С 1 января 2020 года Болгария уже получает газ не с севера, через Украину и Румынию, а с юга – через «Турецкий поток». Кроме того, с этой даты российский газ, который теперь также поступает из Турции, поставляется через болгарскую территорию в Грецию и Северную Македонию.
Болгария, Греция и Северная Македония вместе взятые, потребляют не более 6 млрд. м³ российского газа в год. Это очень маленький объем, учитывая то, что каждая из двух веток «Турецкого потока» имеет ежегодную пропускную способность 15,75 млрд. м³.
Но, наиболее неприятными для «Газпрома» являются тенденции на рынке газа в Турции, которая импортирует все больше сжиженного и все меньше трубопроводного газа из России. Причина этому чисто экономическая – более года сжиженный природный газ (СПГ) является значительно дешевле, чем трубопроводный. Турция сумела построить очень большие мощности по приему СПГ и теперь использует для себя благоприятную рыночную ситуацию. В первые четыре месяца 2020 года 44% импортируемого в Турцию газа составлял СПГ. Доля российского газа на турецком рынке упала в два раза по сравнению с 2018 годом и сейчас составляет около 20%. Таким образом, в настоящее время используется только 20% от общей пропускной способности двух труб «Турецкого потока». Напомню, что между Россией и Турцией существует еще один подводный газопровод – «Голубой поток», пропускная способность которого составляет 16 млрд. м³ в год.
Замедление «Северного потока 2» и резкое падение экспорта в Турцию побудили «Газпром» к еще большему стремлению открыть путь для газа из «Турецкого потока» в Центральную Европу. Продолжение «Турецкого потока» через Болгарию (болгарский премьер-министр Бойко Борисов называет его «Балканский поток») строит саудовско-итальянский консорциум «Аркад». Согласно договору на строительство, первый этап проекта должен был быть завершен к концу мая этого года. Этот первый этап включает в себя строительство 305-километрового трубопровода, который соединит газотранспортную сеть Болгарии с Сербией и позволит поставлять на сербский рынок 3-4 млрд. м³ газа в год из «Турецкого потока». На втором этапе длина «Балканского потока» должна составить 474 км. Также должны быть введены в эксплуатацию две новые компрессорные станции («Новая Провадия» и «Расово»), которые увеличат пропускную способность газопровода для того, чтобы 12,7 млрд. м³ газа в год могли пересекать болгарско-сербскую границу.
Строительство «Балканского потока» началось осенью 2019 года, но пока оно отстает от графика. Большинство рабочих являются иностранцами: 75 итальянцев, 52 грека и 239 человек из-за пределов ЕС (предположительно из России). По неподтвержденной информации, в качестве субподрядчика консорциума «Аркад» была нанята российская компания. Из-за пандемии COVID-19, с начала марта все иностранцы, въезжающие в Болгарию, подвергаются обязательному 14-дневному карантину, что замедляет работу над «Балканским потоком». Кроме того, двое итальянских рабочих погибли в результате несчастных случаев на работе. Поэтому в том, что первый этап проекта не будет завершен вовремя, уже мало кто сомневается. А болгарское министерство энергетики уже заявляет, что связь с Сербией будет готова к концу 2020 года. Эти новые сроки подтверждаются также и тем, что оператор «Балканского потока» – «Булгартрансгаз» принимает предложения о резервировании пропускной мощности газопровода на болгаро-сербской границе на период январь-октябрь 2021 года. Трудно спрогнозировать, будет ли соблюден крайний срок для полного завершения «Балканского потока», то есть июнь 2021 года. Более вероятно, что и здесь будет некоторая задержка.
Правительство Болгарии делает все возможное, чтобы ускорить завершение строительства «Балканского потока»: премьер-министр Борисов лично провел 2-3 инспекции строительной площадки. Однако они имеют только демонстрационно-пропагандистскую ценность, поскольку после подписания контракта между заказчиком «Булгартрансгазом» и подрядчиком «Аркад», все теперь находится в руках последнего, который выполняет строительные работы. Интересно, что до сих пор ничего не слышно о возможных требованиях о неустойке за несоблюдение прописанных в договоре сроков. По-видимому, пандемия COVID-19 считается тем форс-мажором, который оправдывает задержку.
Несмотря на несоблюдение согласованных сроков, продолжение «Турецкого потока» через Болгарию, а также через Сербию, будет достроено. Проблемы для «Газпрома» и «Булгартрансгаза» появятся позже – когда должна будет начаться передача газа по уже построенному газопроводу. 90% пропускной способности у болгарско-турецкой границы и 80% у болгарско-сербской границы зарезервировано за российским газом, поступающим из «Турецкого потока». Это вряд ли будет одобрено Европейской комиссией, которая, вероятно, будет настаивать на предоставлении гораздо большего доступа к «Балканскому потоку» для других компаний, торгующих нероссийским газом.
«Балканский поток» практически строится в кредит – «Булгартрансгаз» выплатил «Аркаду» аванс в размере 250 млн. левов (около 125 млн. евро), а оставшаяся сумма будет выплачена в рассрочку на протяжении 10 лет. Схожая ситуация и с оплатой двух компрессорных станций, которые строит консорциум «Ферошталь Балкангаз». Если болгарское продолжение «Турецкого потока» не будет работать на полную мощность, у «Булгатрансгаза» не будет достаточно средств для оплаты работы строителей газопроводов. Общая стоимость «Балканского потока» вместе с НДС и процентами по кредитам превышает 3 млрд. левов (около 1,5 млрд. евро), а общий капитал «Булгартрансгаза» составляет 2,45 млрд. левов (около 1,2 млрд. евро). Так что эти инвестиции являются рискованными и в основном политически-мотивироваными: премьер-министр Борисов хочет, чтобы «Болгария осталась на газовой карте Европы», т.е. чтобы продолжила транзит российского газа даже после прекращения использования «Газпромом» маршрута Украина-Румыния-Болгария для снабжения Турции.
Обилие дешевого СПГ вот-вот изменит газовую карту Европы. «Газпром» вынужден соблюдать спотовые цены на газовом рынке. С начала 2020 года 57% его экспортного портфеля уже проиндексированы по ценам европейских хабов. С марта 2020 года цены на российский газ для Болгарии также зависят в первую очередь от котировок европейских торговых площадок, а не от цен на нефть.
Через «Северный поток 2» и «Турецкий поток» Россия стремится обойти Украину и в последнее время предпринимает попытки сохранить свою почти монопольную позицию на газовых рынках некоторых стран Восточной Европы. Однако у «Газпрома» нет особых шансов на успех, поскольку он сталкивается с сильной оппозицией со стороны Европейской комиссии, а в вопросе «Северного потока 2» – и со стороны США.
Пламен Димитров, эксперт по энергетической политике (София)