Цена на российскую сырую нефть – смесь Urals – упала в Европе до беспрецедентного уровня со времен финансового краха 2008 года, когда в результате обвала фондового рынка было зафиксировано рекордное падение на 31 процент. Можно провести еще более глубокую аналогию с 1991 годом – войной в Персидском заливе.
Мировой рынок нефти продолжает свое «свободное падение» на фоне быстрого распространения коронавируса за пределы Китая и отказа России поддержать соглашение ОПЕК + об ограничении производства.
Цены на основные эталонные марки сырой нефти падают в течение нескольких недель. Вот, к примеру, график цен на марку Brent для Urals по состоянию на понедельник 9 марта.
Торги на азиатских биржах привели к ценовому диапазону на уровне чуть более 31 доллар за баррель, в то время как в течение дня, с возобновлением торговли на фондовых и товарных биржах в Европе, а затем и в США, в ситуации наметился некий баланс. Эта тенденция является неустойчивой, поскольку майские фьючерсы находятся ниже дневных котировок. Инвесторы и трейдеры не верят, что устойчивое дно уже достигнуто и ожидают дальнейшего падения цен.
Владимир Путин решил пойти «ва-банк» и готов терять 300 миллионов долларов в день с тем, чтобы нанести смертельный удар по сланцевой промышленности США и вывести ее из уравнения мирового рынка сырой нефти. Это, вероятно, есть обещанный им асимметричный ответ, – акт мести за принесенный ущерб «Северному потоку-2» и санкции, которые он, похоже, не может отменить.
В прошлый раз Путин не смог вытеснить из бизнеса сланцевую индустрию США, и она пережила цены на уровне ниже 40 долларов. Большинство аналитиков считают, что и на этот раз нет причин, по которым все будет иначе. Скорее всего, пострадают небольшие игроки в США, но большинство из них скорее всего обезопасили себя от риска обвала фондового рынка. Но даже если они этого не сделали, период ультранизких цен вряд ли продлится долго.
Путин не может продолжать эту игру и в конечном итоге стратегически проиграет, хотя может получить некоторые промежуточные победы. Российская экономика и без этого находится в достаточно тяжелом состоянии и не может принимать сейчас все новые удары.
Действия Путина – это отчаянный блеф игрока в покер, у которого нет сильных карт. Вполне вероятно, что самый близкий к Путину Сечин убедил его отказаться от сделки с Саудовской Аравией, но тот рискует рецессией и девальвацией рубля, что в сочетании с санкциями может запустить в России «черных лебедей», прямо накануне обсуждения изменений в Конституцию.
Goldman Sachs сделал прогноз, что на этот раз цены могут упасть до 20 долларов за баррель, что в свою очередь, послужит толчком к саморазрушительным процессам в российской сырьевой экономике.
Центральный банк России может продолжать печатать миллиарды новых рублей, при падающем курсе рубля, но это вряд ли поможет прекратить рост дефицита федерального бюджета. Путину придется увеличить налоговую нагрузку на нефтяные компании и других налоговых дойных коров, или ему придется отказаться от социальных обещаний, направленных на то, чтобы «продать» российским избирателям свой план сохранения власти с измененной Конституцией. Без сомнения, это самая большая авантюра в политической жизни Владимира Путина.
Илиян Василев, посол Болгарии в России (2000-2006 гг.)