Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Рауф Раджабов: «Реанимация ГУАМ – мост между Европой и Азией…»

Решения, принятые на саммитах ГУАМ – Декларация, именуемая «Во имя демократии, стабильности и развития», и совместное заявление «Создавая демократию от Балтики до Черного моря», обозначили приоритеты авторов объединения – Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины.

Однако на сегодня эффективность функционирования ГУАМ остается на низком уровне, поскольку большое количество документов и соглашений, принятых на саммитах Организации, носит декларативный характер и не затрагивает насущных вопросов взаимоотношений государств. Можно констатировать, что порой страны – члены ГУАМ в процессе принятия решений больше руководствуются национальными экономическими интересами, пренебрегая политическими интересами своих партнеров по Организации.

Вместе с тем, события на Южном Кавказе и в Украине подтверждают, что некие замыслы ликвидировать ГУАМ обречены на провал. Структура имеет рабочие шансы на трансформацию во влиятельную международную организацию. Тем более что политические элиты вовлеченных в ГУАМ стран намерены реализовать эту цель.

Достижения ГУАМ

В ГУАМ объединились страны, стремящиеся к реальному экономическому и региональному сотрудничеству. При таком положении объединение Азербайджана, Грузии, Украины и Молдовы нельзя оценивать, как случайное и временное событие. Ведь эти постсоветские республики, желавшие создать подобное объединение и заявившие об этом на Брюссельском саммите Совета Европы в октябре 1997 года, испытали на себе горькую участь этнического (и не только) сепаратизма.

В этом отношении не случайно одной из характерных особенностей ГУАМ с первых дней его образования стало желание стран-членов данной организации интегрироваться в европейское пространство и авторитетные международные структуры. Инициаторы создания нового геополитического и геоэкономического объединения желают посредством совместной реализации энергетических и транспортных проектов укрепить национальную экономику и создать условия необратимости демократических реформ.

В течение 20 лет происходило формирование, укрепление, усиление, а главное – поиск путей развития ГУАМ. Сегодня указанный этап завершен. Сегодня ГУАМ – это международная структура на евразийском пространстве, мост между Азией и Европой, символ того, что входящие в нее независимые государства состоялись.

ГУАМ не является «дружбой против кого-либо». Ряд аналитиков и экспертов, особенно российских, полагают, что главная цель ГУАМ – создать противостояние на постсоветском пространстве. Однако философия «Организации за демократию и экономическое сотрудничество» заложена в самом названии, говорящем о близости и единстве стран, объединенных идеями продвижения демократических ценностей и экономического благосостояния своих народов. Ни в Уставе, ни в других работающих документах нет даже намека, что ГУАМ ориентирована против кого-то – она за открытость к новым контактам и проявляет готовность к сотрудничеству с любыми существующими организациями.

Важным обстоятельством можно считать проведение встреч в формате ГУАМ – Польша, ГУАМ – США, ГУАМ – Япония, свидетельствующих о том, что коалиция ГУАМовской четверки трансформируется в международную организацию, выходящую за пределы географически обозначенного региона. Япония, МИД которой разработал ранее новую концепцию под названием «Арка свободы и благосостояния», включил в нее отдельным блоком сотрудничество с организацией «За демократию и экономическое развитие».

Именно с этой точки зрения обоснованно звучит определение Президента Азербайджана Ильxaма Aлиeва, назвавшего ГУАМ объединением трех морей – Каспийского, Черного и Балтийского. В результате выстраивается новое геополитическое пространство, которое в перспективе с помощью созданных энергетических коридоров может еще больше расшириться за счет присоединения стран Средиземноморского бассейна и Балтики.

В этой связи возникает вопрос: почему ГУАМ молчит по поводу событий в Украине?

Политический истеблишмент Азербайджана, Грузии и Молдовы проявляет особый интерес к событиям в Украине, и это закономерно. Очевидно, для того, чтобы ГУАМ развивался поступательно дальше, а коридор между Европой и Азией работал эффективно, необходимо стабильное развитие всех без исключения стран – членов Организации.

Сегодня трудно утверждать, что страны ГУАМ в полной мере добились поставленных целей. Проблема заключается в том, что Устав ГУАМ не предполагает оказания военно-технической помощи члену ГУАМ, который оказался в состоянии войны с сопредельной страной. Если это подразумевается в случае НАТО и ОДКБ, то в Уставе ГУАМ этого нет. Хотя, необходимо опережать события, работать на стабильность и безопасность.

Вот почему недоброжелатели ГУАМ стремятся всячески принизить роль данной структуры, утверждая, что в ближайшей перспективе она распадется. Эта мечта «звездочетов» может осуществиться, если официальный Баку покинет ГУАМ. Так, российский политолог Вячеслав Никонов недавно заметил, что аббревиатура ГУАМ может рассматриваться как ГУМ. Вероятно, В.Никонов предполагает, что официальный Баку либо покинет Организацию, либо снизит уровень своего представительства в ГУАМ. Однако Азербайджан не собирается делать – ни того, ни другого.

Внутриполитические изменения в Кишиневе также не приведут выходу Молдовы из ГУАМ со всеми вытекающими политическими последствиями. Молдова будет содействовать принятию на уровне ООН документа, имеющего отношение к проблеме восстановления территориальной целостности всех четырех стран-участниц ГУАМ. Ведь все они в равной степени страдают от последствий сепаратизма и оккупационных действий со стороны соседей. На сегодняшний день успеха на этом направлении в ООН добивались в самостоятельном порядке лишь два члена ГУАМ – Грузия и Украина.

Одним из главных достижений ГУАМ следует считать единую позицию стран-членов в таких международных организациях, как ООН, ОБСЕ, СЕ, ПАСЕ, где страны выступают с единой позиции. Это очень положительная тенденция, которая продолжится и в последующие годы.

В Уставе Организации указано, что ГУАМ содействует развитию сотрудничества между четырьмя странами для «укрепления стабильности и безопасности в Европе». Несмотря на внутриполитические изменения в Кишиневе, Молдова будет сотрудничать в формате ГУАМ+, в частности с ЕС и ОБСЕ, а также США, Японией и странами Вышеградской группы (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия).

Касаясь инициативы ГУАМ по «замороженным» конфликтам, представленной в Генеральную Ассамблею ООН, ГУАМ никогда не выступал за применение силы в решении конфликта. Эта организация выступает с двумя инициативами – создание миротворческого гуманитарного контингента и рассмотрение четырех конфликтов, как одинаковых. ГУАМ придерживаемся не насильственного решения проблемы, и эта инициатива подтверждает тот факт, что Азербайджан и другие страны-члены ГУАМ не являются приверженцем применения силы.

Интеграционные процессы

На сегодняшний день Украина, Грузия и Молдова и по объективным, и субъективным причинам, гораздо больше Азербайджана продвинуты в европейские структуры. По этой причине, сотрудничество Баку и Тбилиси, а также Баку и Киева является прагматичным путем европейской интеграции трех стратегических партнеров. Кратчайший путь в Европу для Азербайджана лежит через сотрудничество со всеми своими партнерами по ГУАМ. Это наша общая задача.

Более того, страны-члены ГУАМ должны учитывать тенденции формирования миропорядка в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Страны-члены ГУАМ обязаны участвовать в создании эффективной системы безопасности, как в регионе, так и на евразийском континенте. И в этом судьбоносном процессе страны-члены ГУАМ должны играть одну из ведущих ролей. Ведь целью стран – членов ГУАМ является совместная борьба с внешней угрозой, выражающейся в поддержке рядом стран сепаратистских анклавов в странах Организации. Следует отметить, что ранее главы правительств стран ГУАМ заявили о поддержке территориальной целостности друг друга и высказались за усиление взаимодействия в международных структурах для защиты суверенитета.

ГУАМ открыта для сотрудничества со своими соседями и влиятельными международными организациями, поскольку рамки Организации уже не ограничиваются лишь границами четырех стран-участниц. Так, ГУАМ активно сотрудничает с иностранными государствами, в частности, с Польшей, а также странами Прибалтики и Вышеградской группы. Сегодня ГУАМ – это полноценная международная организация, мост между Европой и Азией.

Предполагаемые интеграционные процессы в рамках ГУАМ должны создать зону свободной торговли, общий рынок, таможенный союз, валютный союз, транспортный союз, энергетический союз и систему эффективной региональной безопасности. В этом плане проект ГУАМ довольно перспективный, тем боле, что к нему могут присоединиться Литва, Латвия и Эстония, а также Польша и Румыния. В таком случае возникнет пространство 4-х морей: Каспийское, Черное, Средиземное и Балтийское. Кстати, формат «3+3+1», предполагающий сотрудничество трех Южно-Кавказских стран со странами Прибалтики и Турции, способен модернизировать ГУАМ.

Транскавказский транспортный коридор TРАСЕКА преследует цель соединить бассейн Каспийского и Черного морей. Государства, входящие в ГУАМ, расположены в стратегическом Каспийско-Черноморском регионе, за контроль над которым идет жесткая геополитическая борьба. Никто из геополитических игроков не может допустить, чтобы конкуренты взяли под свой контроль освоение природных ресурсов и создание новых транспортных маршрутов. Поэтому странам – членам ГУАМ необходимо участвовать в китайском проекте «Один пояс – один путь», транспортном маршруте, который должен соединить Китай с ЕС.

Выводы

Во-первых, в среднесрочной перспективе концепция европейской безопасности может принципиально измениться и в политическом, и в военном аспекте. Но в любом случае, эффективная система региональной безопасности странам ГУАМ важна, как для обеспечения собственной безопасности, так и для участия в международных системах коллективной, в том числе и европейской, безопасности будущего.
Регион 4-х морей имеет самодостаточный людской, энергетический и транспортный потенциал. Но этот потенциал нужно развивать вместе, сообща. Участвовать в создании континентальной системы безопасности должны все, и лишь участие всех может дать новую модель миропорядка, которую мы на сегодняшний день не имеем. Хотя, все реализованные и намеченные на будущее экономические проекты ГУАМ требуют обеспечения их защиты, а также предотвращения возможностей нападения или нанесения им ущерба.

Национальная концепция любого государства требует защиты его геополитических и геоэкономических интересов. С этой точки зрения решение о создании миротворческих сил ГУАМ – верно избранное направление на перспективу, тем более с учетом наличия на пространстве Организации тяжелых, не первый год существующих конфликтов.

Во-вторых, вопрос использования запасов азербайджанских нефтегазовых месторождений не может обойти стороной участников ГУАМ. Данные, касающиеся только разведанных запасов газа в Азербайджане, не могут оставить равнодушными те страны, которые заинтересованы в посредническом транзите, услугах по реализации, переработке и потреблении указанного ценного сырья. В конечном итоге вся эта цепочка, помимо прочих выгод, решает, пожалуй, одну из самых главных современных проблем – создание новых рабочих мест, что весьма актуально для членов ГУАМ, а также и для других участников этого международного проекта.

Решение энергетических проблем тесно связано с развитием существующих и введением в строй новых энерготранспортных коммуникаций (БТК, TANAP и TAP), что особо важно для всех без исключения стран ГУАМ. Как известно, на Краковском саммите стран – членов ГУАМ и Балтии был проведен широкий обмен мнениями по введению в эксплуатацию нового украинского нефтепровода «Одесса – Броды» и продлению его до польского Гданьска. Известно, что все государства, заинтересованные в быстрейшем вводе в строй этой «трубы», единодушно выразили свою политическую поддержку данному начинанию. Дело осталось за «малым» – экономической поддержкой указанного проекта, в котором Азербайджан выступает в качестве гаранта поставки добываемого углеводородного сырья. Однако, как скоро азербайджанская нефть дойдет до наших украинских и польских партнеров – во многом зависит от того, что собираются в данном направлении предпринимать официальный Киев и официальная Варшава? Требуется лишь одно – инвестировать финансовые ресурсы в ГУАМовские энергетические проекты.

Между тем в прессе не раз обсуждались возможные варианты подключения к этому проекту и других стран, в частности Казахстана, что вполне реально при условии соблюдения экономических интересов официального Нур-Султана. Кстати, не исключено, что в недалеком будущем к энергетическим проектам участников ГУАМ подключится и Туркменистан.

В-третьих, имеются глубинные геополитические причины, которые объясняют, как происходящее сегодня в Украине, так и ее влияние на другие страны ГУАМ. Выдающийся американский политик и аналитик Збигнев Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» пишет: «Украина, новое и важное государство на евразийской шахматной доске, является геополитическим центром, потому что само ее существование как независимой страны помогает трансформировать Россию. Без Украины Россия перестает быть евразийской империей. Без Украины реставрация империи, будь то на основе СНГ или на базе евразийства, стала бы нежизнеспособным делом. Если Украина хочет сохранить свою независимость, ей придется стать частью Центральной Европы, а не Евразии, ей придется сполна участвовать в связях с НАТО и ЕС».

В Кремле рассматривают необходимость сближения с Украиной, в первую очередь, с точки зрения геополитических интересов, так как после расширения НАТО на Восток, от политики Украины во многом зависит безопасность всех стран – членов ГУАМ. Фактически Украина – ключевое геополитическое поле, определяющее исход соперничества США, ЕС и России. В случае окончательной ориентации Украины в Европу, поступательное развитие ГУАМ приобретет необратимый характер.

Рауф Раджабов, востоковед, руководитель аналитического центра 3RD VIEW, Баку, Азербайджан