В апреле-мае 2020 года в непризнанной международным сообществом Нагорно-Карабахской Республике (НКР) состоятся президентские и парламентские выборы.
Пока конкретная дата будет определена в ближайшее время, на старте предвыборного марафона стали определяться фавориты будущих выборов президента. За ними, как и за будущими выборами – шлейф бурных внутриармянских событий не только прошедших трех лет (после Четырехдневной Апрельской войны), но и 1990-ых (военного и раннего послевоенного периода).
Предвыборная ситуация на текущий момент
Системно интегрированный в политическое, экономическое, военное, общественное, информационное, образовательное и т.д. пространство Армении Нагорный Карабах, тем не менее, является самостоятельным субъектом со всеми атрибутами. Имея свои местные особенности, обусловленные местными же реалиями, отличающимися от реалий Армении. Прежде всего, это близость линии фронта, постоянная угроза возобновления войны в условиях непризнанного статуса, что неизбежно оставляет свой след на общественных восприятиях и настроениях, основанный, в том числе, и на свежей памяти о прошедшей войне. Это память не о «войне где-то на границе», а о реальной, которая «побывала» в каждом доме, войне, в ходе которой столица, Степанакерт, была в значительной мере разрушена, как и райцентры, горожане несколько месяцев провели в подвалах, приспособленных под бомбоубежище, практически в каждой семье погибли родные и близкие и так далее.
Поэтому общество в Нагорном Карабахе в преддверии выражения своих политических предпочтений больше склонно преломлять свои взгляды на мир и на свое будущее в нем сквозь «военную призму». Поэтому выборы президента в Нагорном Карабахе – это, прежде всего, выборы главнокомандующего, который, в первую очередь, является политиком и дипломатом. И только потом – полководцем, хозяйственником и т.д.
К настоящему времени определились главные действующие лица, фавориты, идёт процесс уточнения позиций, в своем роде «инвентаризации» политического ресурса. Отличительной чертой процесса является то, что, при всём разнообразии их взглядов, подходов и отношении к произошедшей в Армении революции, среди возможных кандидатов нет совершенно новых, «внесистемных» фигур. Прошедшие в сентябре с.г. выборы в местные органы власти показали, что ожидаются реальные выборы, и ничего не предопределено – время срежиссированных «постсоветских» выборов прошло. И пока еще есть время до официального старта предвыборной кампании, и, стало быть, активных политических действий, сопровождающихся заявлениями и акциями, политический процесс в Нагорном Карабахе пока носит вялотекущий характер, хотя на информационном поле наблюдается определенная «целевая» активизация в контексте предстоящих выборов.
Главные действующие лица: сильные и слабые стороны
За прошедшие месяцы несколько карабахских политиков выступили с заявлениями о своем намерении принять участие в предстоящих выборах. У каждого – свои сильные и слабые стороны, которые могут иметь определяющее значение в формировании предпочтений избирателей, которые и решат исход выборов.
Безусловно, очевидно, что главными фаворитами являются двое – действующий министр иностранных дел «НКР» Маис Маилян (занимает должность с сентября 2017 г.) и бывший премьер-министр «НКР» Араик Арутюнян (2007 – июнь 2018 гг.).
Масис Маилян с 1993 г. занимал разные должности в МИД Нагорного Карабаха, окончил Венскую Дипломатическую Академию, был членом делегации «НКР» на переговорах по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта до 1998 г., имеет большой государственный и дипломатический опыт, является персоной с подчеркнутым политическим мышлением и прогрессивными взглядами. Наряду с этим, в его активе – поддержка разных политически активных сегментов гражданского общества (и в Армении, и в Нагорном Карабахе), интеллектуалов, лидеров общественного мнения, связываемые с ним ожидания кардинальных перемен.
Прямыми результатами работы ведомства под его руководством являются резкая интенсификация прямых отношений с государственными институциями США, Франции, Австралии, Аргентины. Его слабые стороны – отсутствие за ним политической силы и небольшое влияние на административный ресурс (во всяком случае, на данный момент), отсутствие опоры в действующем парламенте «НКР».
Араик Арутюнян непосредственно участвовал в боевых действиях добровольцем в рядах сил самообороны в ходе Карабахской войны, затем занимал разные руководящие должности в министерстве экономики и банковской системе «НКР», был избран депутатом парламента, затем был премьер-министром практически за весь период президентства Бако Саакяна. Возглавляемая им партия «Свободная Родина» имеет наиболее многочисленную фракцию в действующем парламенте «НКР» (14 мест из 33), которая была его политической опорой за время функционирования. Его сильные стороны – организационный опыт, административный ресурс, наличие политической силы.
Однако то, что является его сильной стороной, может обернуться слабостью, поскольку политическая сила, возглавляемая им, представляет собой характерную для постсоветских реалий «партию власти» и не факт, что административный ресурс не может качнуться под действием разных «политических ветров».
К тому же, Араик Арутюнян известен в Нагорном Карабахе как один из крупнейших бизнесменов, что в сочетании с его премьерством может породить множество «трудных» вопросов, которые могут быть озвучены в ходе предвыборной кампании. Он также оппонентами представляется как представитель старой системы и старых порядков, несмотря на то, что он самый молодой среди кандидатов.
Другие возможные участники выборов – генерал Виталий Баласанян и Ваган Бадасян – выступают с противоположных радикальных позиций.
Экс-секретарь Совета безопасности НКР, участник и командир соединения на Аскеранском направлении в Карабахской войне Виталий Баласанян отличается резкой критикой и неприятием в отношении новых властей и политических перемен в Армении, что негативно воспринимается основной частью общества «НКР».
Тогда как Ваган Бадасян, бывший комбат в Гадрутском оборонительном районе, затем после войны – глава районной администрации, с 2001 г. государственных должностей не занимал, занимался земледелием, в 2010 г. был избран депутатом парламента «НКР» по списку партии «Дашнакцутюн» и выступал с критикой властей. В контексте драматических событий в Ереване в июле 2016 г. во время захвата полка ППС полиции вооруженной группой «Сасна црер» выступал с заявлениями в их поддержку и резкой критикой в адрес власти Сержа Саргсяна в Армении и Бако Саакяна в Нагорном Карабахе.
О своем намерении принять участие в выборах заявлял также экс-командующий силами самообороны НКР в период Карабахской войны, генерал Самвел Бабаян, имеющий немало сторонников, особенно в ветеранской среде.
При всем при этом, в связи с ним в обществе Нагорного Карабаха присутствует довольно широкий диапазон восприятия – от легендарного командующего до человека с авторитарным характером, с именем которого был связан послевоенный произвол. В 2000 г. он был осужден за покушение на действующего тогда президента НКР Аркадия Гукасяна, через 4,5 года помилован, причем своей вины не признал. Однако в силу отсутствия ценза проживания на территории Нагорного Карабаха, требуемого по закону, его кандидатура не может быть зарегистрирована.
Если по кандидатам в президенты определенность более или менее есть, то по парламентским выборам пока только две силы выступили с политической заявкой – это партия Араика Арутюняна «Свободная Родина» и партия «Дашнакцутюн», занимающая в настоящее время 6 мест в парламенте.
Следует отметить, что, в силу своей децентрализованной партийной структуры, приоритеты «Дашнакцутюн» на местах определяются местными ячейками партии, и нет прямой связи или подчиненности партийным органам в Армении или где-то еще. Общественные запросы и настроения далеко не «покрываются» этими двумя партиями, и ожидается, что за оставшееся до выборов время в Нагорном Карабахе могут быть созданы и зарегистрированы новые партии, которые могут серьезно изменить политическую панораму в парламенте.
Консенсус между кандидатами
При всей разнице во взглядах и подходах между претендентами, тем не менее, имеет место консенсус по главным вопросам политической повестки. В частности, касательно будущего Нагорного Карабаха все кандидаты представляют его как стремление к полной, признанной международным сообществом независимости. Как второй армянской государственности и как единственно приемлемый исход переговорного процесса по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта при полноценном участии в качестве субъекта переговоров, как это было в период 1992-1998 гг.
Расхождения имеют место только лишь в вопросе «после независимости», т.е. сохранения независимой государственности или же воссоединения с Арменией, однако на данный момент этот вопрос рассматривается в идеологической, а не практической плоскости.
При всей разнице в вопросе отношений с Ереваном, очевидно однозначное понимание того, что без тесных, ровных, предсказуемых, гармоничных и согласованных отношений с Ереваном ситуация будет чревата кризисом, угрозами экзистенциального характера и региональной дестабилизацией. Стало быть, Ереван и Степанакерт должны «говорить на одном языке» в политике, экономике, военной сфере, вопросах общеармянской повестки и так далее.
При всей определенной разнице в пройденном пути кандидатами, в политическом классе имеет место консенсус в том, что выборы должны быть реально свободными, избиратель должен свободно осуществить своё волеизъявление, и оно должно быть определяющим их исход. Прошедшие местные выборы показали, что консенсус в этом вопросе перешёл в практическую плоскость, о чём засвидетельствовали также имеющие многолетний наблюдательский опыт работы в Армении организации – Transparency International и «Союз информированных граждан», осуществившие свою миссию за счет средств из госбюджета Армении в качестве содействия свободным и справедливым выборам.
В силу очевидного общественного запроса на перемены, есть однозначное понимание того, что предвыборные платформы, которые будут представлены кандидатами в президенты и политическими партиями – это программы фундаментальных реформ во всей общественно-политической и экономической жизни, иначе говорить о каких-либо шансах не придется. Свидетельством тому – многолюдный митинг в Степанакерте в августе с.г. и демонстрация разного («полярного») отношения к нынешнему президенту «НКР» Бако Саакяну и премьер-министру Армении Николу Пашиняну.
Отношение действующей власти Нагорного Карабаха к будущим выборам
Действующий президент Бако Саакян после двух сроков и неполного третьего (2017-2020 гг. – как президент переходного периода после принятия новой конституции) не намерен участвовать в выборах и не выразил своих предпочтений. За прошедшие полтора года после революции в Армении он приложил большие усилия, чтобы сгладить противоречия разных групп интересов в Нагорном Карабахе с новыми властями в Армении, порою приобретающие резкую и даже конфликтную тональность. Плюс поддерживать ровные отношения с Ереваном и лично с премьером Пашиняном, несмотря на совершенно разные с ним политические вкусы.
Представляется, что в оставшийся до выборов период Бако Саакян будет соблюдать подчеркнутую равноудаленность от кандидатов и политических сил и обеспечивать в рамках своих довольно широких полномочий текущее бесперебойное функционирование госаппарата, процесс всех подготовительных работ навстречу выборам.
Отношение официального Еревана
Новая власть в Армении изначально обозначила свою принципиальную позицию по Нагорному Карабаху, заключающуюся в исключении вмешательства во внутриполитические процессы, в частности, в вопросы формирования власти. Премьер Пашинян еще в мае 2018-го в Степанакерте подчеркнул, что в отличие от прежних руководителей Армении, он не является уроженцем Нагорного Карабаха и не оставляет за собой морального права иметь иную позицию при всех неизменных обязательствах Армении в плане обороны и безопасности «НКР».
Очевидно, что Ереван будет подчеркнуто дистанцироваться от того, чтобы поставить свою «гирю» на чашу того или иного кандидата, и равноудаленность будет соблюдена до конца. При этом в Ереване с большим вниманием следят за внутренними развитиями в Нагорном Карабахе, и предстоящим выборам придается большое значение, которое не ограничивается только пределами НКР. Даже в ходе рабочих встреч, где вполне вероятно, что тема выборов также обсуждается, отсутствуют формулировки, которые могут вызвать спекуляции на этот счет. Примером тому – встреча делегации во главе с Араиком Арутюняном с Николом Пашиняном в Ереване, в ходе которой формально обсуждались экономические вопросы. И только одна строчка: «Араик Арутюнян поблагодарил Никола Пашиняна за встречу и коснулся предстоящей деятельности партии «Свободная Родина».
В то же время, остается в силе обязательство Армении гарантировать свободные, демократические выборы в Нагорном Карабахе, о чем было заявлено премьером Армении на вышеупомянутом митинге в Степанакерте. В ходе местных выборов успешный опыт наблюдательских миссий неправительственных организаций из Армении (при сотрудничестве с действующими властями в Степанакерте) показывает, что, скорее всего, навстречу выборам 2020 года Ереван также предпримет значимые шаги с целью обеспечения свободного волеизъявления на выборах, исход которых не будет вызывать сомнения ни у кого.
Отношение Москвы
Официальная Москва, явно имея интересы в зоне конфликта в целом и в самом Нагорном Карабахе в частности, никаких позиций не высказывала к данному моменту. Однако предстоящий предвыборный период может представляться шансом для реализации неоимперских интересов России.
Российские «эксперты», занимающиеся регионом, уже провели своего рода зондаж общественного мнения в Степанакерте в июне 2019 года, выступая в одном из вузов в Нагорном Карабахе. Был запущен в оборот нарратив об «особенности» карабахцев в плане их отношения к России в отличие от армян Армении, «увлекшихся революцией», что было резко раскритиковано не только в Армении, но и в самом Нагорном Карабахе.
Как промежуточный итог
В армянском политикуме есть понимание, что внутриполитические процессы в Армении и Нагорном Карабахе за постсоветский период перекликались, оказывая мощное обоюдоострое влияние. Этот фактор остается актуальным и сегодня, предопределяя в значительной мере будущее развитие внутриполитической ситуации.
Однако если в 1998-99 гг. процессы в Нагорном Карабахе и вокруг него привели к переменам в Армении (причем далеко не позитивным и не без «помощи» недоброжелателей извне), то двадцать лет спустя политическая «роза ветров» повернулась на 180 градусов. Энергия общественно-политических перемен в Армении породила большие ожидания перемен и в обществе Нагорного Карабаха, реализация которых прямо или косвенно будет представлять собой последействия бархатной революции.
Рубен Меграбян, эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности (Ереван)