Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Гела Васадзе: «Грузия и Европа – трудный путь домой. История и сегодняшний день отношений Грузии с Европейским Союзом»

Фото: tbilisi.media

Сегодня политику европейских стран по отношению к Грузии и Украине принято критиковать, и скажем честно, есть за что. Слишком часто европейские лидеры проявляют непоследовательность в деле защиты того, что делает Европу Европой, а именно европейских ценностей. Однако было бы несправедливо не видеть и другой стороны медали, а именно той колоссальной поддержки, которую оказывает Европа нашим странам. Да и всегда ли мы правильно понимаем, что такое Европа и что такое быть европейцем сегодня. 

Грузия это Европа – для подавляющего большинства населения моей страны это аксиома. «Я грузин и это значит я европеец» – эти слова, сказанные спикером парламента Грузии Зурабом Жвания 27 апреля 1999 года при вступлении Грузии в Совет Европы, стали своеобразным символом стремления Грузии в Европейский Союз.

… О том, что Грузия древняя часть античной и  иудео-христианской культуры из истории знают все. Но проблема в том, что с шестнадцатого века, то есть ровно с того времени, как Черное море стало внутренним османским озером, связи Грузии с Европой прервались. Редкие попытки интеллектуалов восстановить их посредством поездок в Европу и увещеваний «наихристианейших монархов» Франции, Австрии и Священной Римской империи приводили к горькому разочарованию. Коммуникации тех времен не позволяли заинтересованным европейским странам оказывать эффективную помощь потенциальному союзнику, а великие географические открытия сделали сухопутный путь из Европы в Азию гораздо менее значимым, нежели в те времена, когда этот самый путь был главной артерией мировой торговли.

Европа вернулась в Грузию только спустя три века в виде Российской империи, которая сама та стала Европой за сто лет до этого, благодаря реформам Петра Первого. Интерес грузинских правителей к союзу с Россией, приведший в итоге к потере государственности  Грузии, одновременно с этим вернул народ в европейскую парадигму. С середины девятнадцатого века именно благодаря возврату в Европу начинается формирование грузинской политической нации. Советский проект был одновременно продолжением и отрицанием европейской традиции, однако именно в его рамках было завершено формирование грузинской политической нации со своими государственными и культурными атрибутами. Поэтому с началом национально-освободительного движения ответ на вопрос – где место Грузии, был очевиден. Вернее такого вопроса даже не стояло, Грузия – это Европа, а вот что такое Европа современная – нам грузинам ещё предстояло понять.

То, что современная  Европа это, прежде всего, опыт совместного проживания людей по определенным правилам (которые могут корректироваться, но не переходить за определенные красные линии), а не просто определенные стандарты жизни, пожалуй, до сих пор остается главной загадкой для наших людей. Не разгадав которую, надеяться на то, что мы станем частью Европы в полном смысле этого слова было бы несколько наивно. И единственным путем обретения этого опыта является формирование в стране институтов, соответствующих современным европейским стандартам. Сотрудничество Грузии с Европейским Союзом является важнейшим инструментом по созданию подобных институтов и интеграции страны в европейское сообщество.

Первый опыт познания друг друга

Первой европейской структурой, членом которой стала Грузия, была Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Грузия стала членом ОБСЕ 23 марта 1992 года, то есть спустя две недели после возвращения Эдуарда Шеварднадзе в Тбилиси. Стоит отметить, что членом ООН Грузия стала только 31 июля 1992 года, то есть спустя три месяца после вступления в ОБСЕ. По сути это было первым актом признания Грузии как независимого государства со стороны международного сообщества. Но что не менее важно, вступление в данную организацию подтвердило географическую принадлежность Грузии к Европе. Что сегодня кажется очевидным, оспаривалось некоторыми политическими и общественными деятелями, правда не в Грузии, а севернее.

Вплоть до войны 2008 года ОБСЕ играла ключевую роль в мониторинге ситуации в Цхинвальском регионе и имела собственную миссию в Цхинвали. Во время военного конфликта наблюдатели ОБСЕ были вынуждены покинуть свое место дислокации, а после прекращения военных действий, продолжение их работы стало невозможным в связи с оккупацией региона Российской Федерацией. 

Не менее важным событием было вхождение Грузии в число членов-акционеров Европейского банка реконструкции и развития в сентябре 1992 года. 

Если членство в ОБСЕ было воспринято в Грузии как шаг к международному признанию, то членство в Совете Европы уже восприняли как шаг на пути к европейской интеграции и в перспективе, хоть и весьма отдаленной, вступлению в Европейский Союз. Это было в 1999 году, а спустя четыре года вступление в Европейский Союз стало официальной, общенациональной целью Грузии.  В декабре 1997 года Аджария стала членом Ассамблеи европейских регионов. Это событие было с такой радостью воспринято автократическим режимом Аслана Абашидзе, что в честь Ассамблеи европейских регионов была названа центральная улица и центральная площадь Батуми (сейчас улица Горгиладзе и площадь Европы), а многие жители Аджарии на полном серьезе говорили мне, что «Аджария вступила в Европейский Союз». 

После революции роз власти Грузии не просто объявили членство Грузии в Европейском Союзе целью страны, но и как символ этой цели сделали флаг ЕС вторым флагом Грузии на всех государственных учреждениях и во всех официальных кабинетах и приемах. В тот период это мало кого смущало – цель есть цель, а со всем остальным разберемся. С 2006 года Грузия отменила визы для граждан Европейского Союза, ещё раньше, в 2005 году товарные сертификаты Европейского Союза, в том числе, и на лекарственные препараты, стали приниматься в Грузии без дополнительной экспертизы. С 2008 года Грузия становится участником главного проекта политики Европейского Союза по отношению к постсоветским странам – Восточное партнерство.

Что делает для Грузии Европейский Союз

После агрессии Российской Федерации в августе 2008 года в Грузии развернута Миссия наблюдателей ЕС, которая является единственной международной организацией, осуществляющей мониторинг на линии оккупации Цхинвальского региона Грузии.  В настоящее время Миссия наблюдателей включает в себя 200 сотрудников, осуществляющих постоянный мониторинг  линии оккупации. У меня была возможность пообщаться с участниками миссии, так как с некоторыми из них я был знаком лично. По свидетельству тех людей, которые непосредственно участвуют в патрулировании, конечно, мандат миссии не обеспечивает эффективный мониторинг всей линии оккупации. Более того, сами участники миссии часто становятся объектом провокаций со стороны оккупационных сил и коллаборационистов. По свидетельству моих знакомых,  были случаи, когда машины патруля даже обстреливались. Но притом что эффективность миссии действительно недостаточна, это единственный инструмент международного мониторинга на линии оккупации, и граждане Европейского Союза, часто рискуя своими жизнями, осуществляют его на совесть

В 2009 году Европейский банк реконструкции и развития приобрел пакеты акций крупных грузинских банков, что с одной стороны помогло банковской сфере в послевоенный период и период финансового кризиса, а с другой – увеличило доверие к финансовой системе Грузии со стороны европейских финансовых институтов. 

Конкретные плоды интеграции

С 2010 года Грузия начинает переговоры о подписании Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом. Соглашение было парафировано в июне 2014 года и вступило в силу  в июле 2016 года. В соответствии со статьей 49 Договора Грузия имеет европейскую перспективу и может подавать заявку о приеме в члены ЕС при соблюдении принципов демократии. 

Тогда же было подписано вместе с Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли. На сегодняшний день Европейский Союз является крупнейшим внешнеторговым партнером Грузии. Однако преимущества свободной торговли не используются в Грузии в достаточной степени, так как большинство производимой продукции не соответствует европейским стандартам качества. Можно ли обвинить в этом Европейский Союз? Вряд ли, достаточно посмотреть на то, что ЕС делает, чтобы исправить эту ситуацию. 

Европейская Комиссия совместно с Европейским инвестиционным банком и Европейским банком реконструкции и развития создала механизм поддержки малых и средних предприятий в рамках Соглашения о свободной торговле. Основная цель инициативы EU 4 Business  – помочь предприятиям воспользоваться новыми торговыми возможностями с ЕС, а также улучшить их доступ к финансированию. В рамках программы EU 4 Business initiative с 2009 года более четырех тысяч средних и малых предприятий получили кредиты, направленные на улучшение качества продукции и поддержку экспорта. 130 миллионов евро предусматривает программа поддержки инноваций фермеров, малого и среднего бизнеса Horizon 2020. 

В рамках программы поддержки сельского хозяйства ENPARD было создано 59 консультационных центров, в которых прошли тренинги более 250 тысяч фермеров. Финансовую и техническую помощь получили более 1 600 кооперативов. 

В рамках программы поддержки финансовой стабильности Грузии в 2018 году ЕС было выделено 45 миллионов евро. 

Европейский Союз участвует в проектах развития инфраструктуры, в том числе, в проекте строительства высокоскоростной магистрали Восток-Запад, проектах улучшения водоснабжения регионов Аджарии, Кахетии и Имеретии, а также работ по реабилитации Ингури ГЭС и электросетей в регионах Грузии.

Через Инвестиционный фонд соседства NIF Европейский Союз поддерживает проекты, связанные с экологией, зеленой экономикой и возобновляемой энергетикой, в частности в рамках проекта Прибрежного сотрудничества ЕС со странами Черноморского бассейна реализуется совместная программа по защите от загрязнения Черного моря. В рамках тематического сотрудничества за прошедшие четыре года в Грузии было профинансировано более 50 проектов на общую сумму более 14 млн. евро, преимущества от которых в основном получает местное гражданское общество.

Совместно с правительством Грузии Европейский Союз активно работает над созданием эффективных, доступных и справедливых институтов государственной власти и защиты прав человека. При поддержке ЕС правительство создало 44 общинных центра в небольших городах и деревнях по всей стране. Эти центры упрощают жизнь 90 000 живущим там гражданам Грузии, предоставляя им 200 государственных и банковских услуг, бесплатный доступ в интернет и к библиотекам. 

В целях обеспечения доступа к правосудию всех граждан, независимо от их уровня доходов, Европейский Союз оказал поддержку Грузии в создании Государственной службы правовой помощи, услугами которой уже воспользовались более трехсот тысяч граждан, из них более 120 тысяч граждан в судах. Более пяти тысяч судей, прокуроров, адвокатов, следователей и работников тюрем прошли тренинги, организованные Евросоюзом. С 2010 года ЕС начала в Грузии поддержку программы ювенальной юстиции, предусматривающую реинтеграцию несовершеннолетних правонарушителей в общество. Евросоюз тоже оказал финансовую помощь для улучшения условий содержания заключенных в тюрьмах посредством улучшения системы здравоохранения и тюремных помещений.

С марта 2017 года вступило в силу Соглашение о безвизовом режиме между Грузией и Европейским Союзом. Граждане Грузии, имеющие биометрический паспорт, могут теперь совершать краткосрочные поездки в страны Шенгенской зоны на срок до 90 дней без необходимости получения визы. Либерализация визового режима для граждан Грузии вступило в силу одновременно с пересмотренным механизмом приостановления безвизового режима. Данный механизм позволяет ЕС быстро реагировать на увеличение нелегальной миграции или угрозу безопасности посредством приостановления действия безвизового режима, если необходимо.

Введение безвизового режима привело к резкому увеличению количества нелегальных мигрантов из Грузии, особенно в Германии. В 2018 году глава земли Северный Рейн-Вестфалия высказался за прекращение безвизового режима с Грузией. Тогда же между министерствами внутренних дел Германии и Грузии были проведены переговоры и разработан комплекс мер по ограничению нелегальной миграции. Тем не менее, проблема продолжает оставаться достаточно серьезной. Партнерство в области мобильности, начатое в 2010 году, остается политической основой для сотрудничества по вопросам миграции и мобильности между ЕС и Грузией. В настоящее время в этой сфере реализуются порядка 15 проектов.

Хотим ли мы быть Европой

Главной проблемой сотрудничества с Европейским Союзом продолжает оставаться эффективность использования выделяемых средств и информирование граждан о проектах осуществляемых ЕС в Грузии.

Вместе с тем уровень поддержки интеграции Грузии в Европейский Союз на протяжении всего периода независимости продолжает оставаться весьма высоким. Согласно последним данным опроса Национального Демократического Института США NDI членство Грузии в ЕС поддерживает более 78 процентов граждан страны. Интересной есть корреляция поддержки стремления Грузии в Евросоюз по локации опрашиваемых респондентов. В Тбилиси членство в ЕС поддерживает 78 процентов респондентов, в других городах и сельской местности более 80 процентов. Иная картина наблюдается в регионах компактного проживания этнических меньшинств, там членство в ЕС поддерживают  всего 57 процентов респондентов. Причем процент противников ЕС в регионах компактного проживания этнических меньшинств такой же, как и в других местах – 14 процентов.

Так, ЕС «не добирает» в районах компактного проживания этнических меньшинств за счет ответа «не знаю» – 24 процента, тогда как в других местах так отвечало не более 7 процентов опрошенных. Среди возрастных категорий больше всего поддерживают интеграцию Грузии в ЕС молодежь от 19 до 35 лет – 85%. Наименьший уровень поддержки у лиц старше 55 лет – 72 процента. Уровень поддержки членства Грузии в ЕС вырос почти на десять процентов после предоставления режима визалиберализации. Наименьший показатель поддержки был в 2015 году, то есть после парафирования договора об ассоциации и до подписания Соглашения о безвизовом режиме. 

Понятно, что поддержка вступления Грузии в ЕС обусловлена желанием людей жить как в Европе, вот только насколько эти люди понимают, что такое жить как в Европе большой вопрос. Проблема в том, что для того чтобы хотеть быть Европой недостаточно просто хотеть жить хорошо, нужно хотеть жить как они, по европейским правилам, которые в общем то правила – общечеловеческие, и никакого противоречия между нашими традициями и европейскими нормами поведения нет.

Ксенофобия, равно как и все другие фобии, никогда не имели никакого отношения к нашим национальным традициям. Ну а Грузия, конечно, это Европа, просто путь возвращения домой оказался гораздо труднее, чем это представлялось нам лет тридцать назад. И сказать европейцам нам нечего, кроме слов благодарности за поддержку. Остальное зависит только от нас грузин, и никто этот путь за нас не пройдет. 

Гела Васадзе, ведущий эксперт Грузинского Центра стратегического анализа (GSAC)