Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Гела Васадзе: «Проект Анаклия как маркер интереса к Южному Кавказу»

Мост между Анаклией и Ганмухури. Photo: A. Muhranoff (cc) wikimedia.org

В последнее время проект строительства глубоководного порта в западной Грузии, вернее то, что происходит вокруг него, все больше  привлекает внимание экспертов и средств массовой информации, причем далеко не только в Грузии. Ну, допустим то обстоятельство, что в стране есть интерес к строительству крупного инфраструктурного проекта понять можно, но чем строительство порта в Грузии может привлечь внимание иностранных экспертов, причем далеких от тем логистики и девелопмента. Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в том, что представляет собой проект строительства порта Анаклия. 

Строительство нового глубоководного порта в западной Грузии было задумано в последние годы нахождения у власти партии «Национальное движение». Тогда проект назывался строительством нового города Лазика и был озвучен тогдашним президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Проект предполагал строительство глубоководного порта, курортной зоны вдоль побережья в населенном пункте Лазика и города, который должен был стать свободной экономической зоной с юрисдикцией британского права для субъектов хозяйственной деятельности, действующими на территории города. 

По сути это был план изменения  исторически сложившейся структуры страны, которая традиционно слабо использовала фактор моря. Парадоксально, но факт, грузинские государства, имеющие выход к морю практически не использовали его и никогда не имели мощного флота. Объяснение этому обстоятельству достаточно простое, побережье Черного моря на протяжении всей долгой истории Грузии были районами не совсем комфортными для проживания. Более того, черноморское побережье с болотами и малярией было смертельно опасным. Тогда как в нескольких километрах от побережья имелась плодородная земля, дающая возможность для вполне сносного проживания народа-земледельца. Ведь далеко не случайно в западной цивилизации грузинские племена называли георгианами, то есть земледельцами, что, кстати, после принятия христианства выразилось в особом почитании святого Георгия, отсюда и западное название страны – Georgia.

Конечно, в любом правиле есть исключения, – среди грузинских народностей были и мореходы, это лазы. Однако с пятнадцатого века большая часть земель, на которых проживали лазы, оказалась в составе Османской империи, а потом в Турции. Времена развития судоходства и связанных с ним великих географических открытий прошли мимо Грузии, так как в то время Черное море было внутренним озером Османской империи. Кстати лазы и сегодня продолжают быть элитой турецкого флота.

Развитие морских коммуникаций в Грузии начинается с момента колонизации страны Российской империей. Империя остро нуждалась в южных портах. Так возникает порт Поти, а потом, во время нефтяного бума и порт Батуми. В советское время создается Грузинское морское пароходство, достаточно многочисленный торговый флот, более пятнадцати крупных судов, в основном танкера. После развала Союза все суда были распроданы иностранным компаниям по мизерным ценам. Тут отличился тогдашний хозяин Аджарии Аслан Абашидзе. Кстати, никакого расследования этого преступного акта после свержения режима Абашидзе проведено не было. Впрочем, мы отвлеклись. Итак, про Анаклию.

Причины интереса вполне понятны. Главная – растущий поток транзита контейнерных перевозок в регионе. То, что есть в Грузии – этого явно недостаточно. Так батумский порт, принадлежащий казахской государственной компании, является в основном нефтеналивным, небольшой грузовой терминал не обеспечивает растущих потребностей, а расширение порта невозможно по естественным причинам. Порт Поти, где находится большой грузовой терминал, не имеет достаточной глубины. Кроме этого его приходится постоянно углублять, так как река Риони несет большие массы ила в акваторию порта. Есть проект «северного расширения» порта Поти, но он появился позже, уже при «Грузинской Мечте» и об этом ниже. 

Второй момент – процесс урбанизации. Сейчас население сельских регионов Грузии в поисках работы переезжает в основном в Тбилиси и частично в Батуми. Новый город должен был стать важным фактором в этом процессе.  Грузия считалась инвестиционно привлекательной страной. Последствия войны и всемирного финансового кризиса удалось относительно безболезненно пережить благодаря финансовой помощи западных партнеров и прежде всего США (около шести миллиардов долларов, на которые осуществлялись большие инвестиционные проекты и соответственно делались большие деньги). Однако для сохранения темпов роста экономики в 2012 году необходим был рост частных инвестиций. Именно на это был и рассчитан проект Лазика.

Немаловажной была и политическая составляющая данного проекта связана с тем, что он находится в непосредственной близости от оккупированной Абхазии. В случае успеха проекта в Лазику почти наверняка переселилась бы значительная часть населения Гальского района Абхазии. А это около 30 тысяч человек, подавляющее большинство которых этнические грузины. Они лишены гражданских прав, но, тем не менее, занимаясь сельским хозяйством (в основном выращиванием орехов, которые пользуются спросом на мировом рынке) играют большую роль в экономике Абхазии.

Кроме этого, успешный проект непосредственно на границе с Абхазией, по задумке грузинских властей должен был оказать влияние и на не грузинское население Абхазии. Хотя данная идея представляется мне не совсем оправданной – для Саакашвили проект был важен для привлечения инвестиций. 

Практически сразу же после анонса проекта интерес к нему проявил Китай, китайские инвесторы были готовы участвовать в строительстве, как порта, так и города. Однако администрация США выразила грузинским властям недовольство возможным участием Китая в данном проекте и гарантировала участие своих компаний, и власти Грузии согласились с американской стороной. Это негативно отразилось на отношениях между Грузией Китаем. Власти не стали ждать инвесторов и начали строительство города уже в 2010 году. В 2011-12 годах был построен бульвар и мост через реку Ингури, соединяющий Анаклию с Ганмухури, бульвар на побережье Анаклии и административное здание нового города. Идея строительства нового города была использована оппозицией, которая обвинила Саакашвили в прожектерстве и «обмане народа Грузии». Поэтому после прихода к власти «Грузинской Мечты» от данного проекта отказались. 

К проекту вернулись в 2015 году, когда стало ясно, что строительство нового глубоководного порта в Грузии является все же экономически выгодным проектом. Инициатором реанимации стал премьер-министр Георгий Квирикашвили, имевший тогда (и имеющий сейчас) политическую поддержку Соединенных Штатов. Кроме этого, проект хорошо встраивался в китайский мегапроект «Один пояс-один путь», и уже тогда американцы приняли решение взять под свой контроль грузинские порты, для того, чтобы не допустить присутствия Китая.

Позднее это решение было реализовано проектом строительства крупного терминала удобрений в порту Батуми и в проекте северного расширения порта Поти. Что касается Анаклии, в 2016 году был основан «Консорциум развития Анаклия». Данную компанию основали грузинская компания TBC Holding и американская компания Conti International LLC. На сегодняшний день в консорциум также входят SSA Marine (США), British Wondernet Expres (Центральная Азия) G-Star Ltd (Болгария). 

После того как Квирикашвили был отправлен в отставку (для этого летом прошлого года потребовались манипуляции с массовыми выступлениями, протестами клабберов и «отцов убитых детей»), иностранные инвесторы потребовали от властей Грузии гарантий обеспечения грузопотока через порт, после того как он будет построен. На первый взгляд, данное требование кажется не совсем оправданным. Но это только на первый взгляд, так как, зная структуру и механизмы принятия решений грузинскими властями, очевидно, что у властей есть все возможности саботировать работу порта, в который планируется вложить серьезные инвестиции.

Власти в свою очередь обвинили Консорциум в невыполнении обязательств. 2 июня 2018 года правительство продлило срок выполнения консорциумом своих обязательств ещё на шесть месяцев. Консорциум заявил, что готов к выполнению обязательств, соответствующие суммы уже мобилизованы и единственным препятствием является достижение соглашения с правительством Грузии под гарантию международных финансовых институтов. 

Все это происходило и происходит на фоне атаки на ТВС банк и его владельцев Мамуки Хазарадзе и Бадри Джапаридзе. В начале июля, на фоне массовых протестов после «ночи Гаврилова», Мамука Хазарадзе заявил, что идет в политику. Уже 24 июля Мамуке Хазарадзе и Бадри Джапаридзе были предъявлены обвинения по факту незаконной легализации 16754000 долларов США, а 26 июля суд избрал меру пресечения для Хазарадзе и Джапаридзе – залог 700 тысяч лари на каждого. Уже в августе счета Хазарадзе и Джапаридзе были арестованы. Суд назначен на 12 сентября.

Хазарадзе и Джапаридзе покинули руководящие должности в совете правления «Консорциума развития Анаклия». 15 августа американская Conti Group International объявила о выходе из проекта, так и не дождавшись гарантий со стороны правительства Грузии. А уже 17 августа правительство Грузии потребовало  от «Консорциума развития Анаклия» в кратчайшие сроки представить план по замене американской «Conti Group» другим инвестором, так как осуществление проекта невозможно без опытного и финансово сильного инвестора, каким являлась «Conti Group».

Давайте разбираться, что произошло на самом деле. А на самом деле, как и в 2012 году у проекта строительства порта Анаклия оказались очень сильные противники, облаченные властью. И главным таким противником были власти Грузии, для которых после отставки премьер-министра Георгия Квирикашвили, ключевая фигура «Консорциума Анаклия» Мамука Хазарадзе стал реальной угрозой на парламентских выборах 2020 года.

В условиях сильной турбулентности политической ситуации в Грузии и моральной усталости населения от властей, появление новой политической силы, обладающей финансовыми ресурсами, вполне сопоставимыми с ресурсами председателя правящей партии «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили (плюс политической поддержкой из-за океана) и реализующей серьезный грузино-американский проект, очень не устраивает нынешние грузинские власти. Добавьте к этому складывающуюся традицию, по которой власть в Грузии приходит на два политических цикла, и получите полную картину страхов. В таких условиях допустить реализацию проекта власти никак не могли.

Кроме того, у самого Иванишвили есть интерес к проекту северного расширения порта Поти, ведь земельные участки вокруг территории будущего терминала, как утверждают злые языки принадлежат ему и его бизнес-партнеру Вано Чхартишвили. Конечно, в этом нет ничего криминального, просто бизнес. Но связаны ли процессы, происходящие вокруг Анаклии, только с внутренней политикой и личными интересами?

Ведь кроме всего прочего проект Анаклия давно и серьезно раздражает нашего северного соседа. Причем не только по причинам, связанным с оккупированной Абхазией (хотя этот аспект важен и не стоит сбрасывать его со счетов).  Однако есть причина куда более серьезная. Понятно, что сегодня поставить крест на проекте Анаклия уже невозможно, но то, что нельзя предотвратить, можно отсрочить и постараться возглавить. Первая цель уже достигнута, а вот, что касается второй, – считать, что это невозможно было бы достаточно наивно. Конечно, вероятность прямого участия российского капитала в реализации данного проекта достаточно мала. Но ведь это и не обязательно, в конце концов, есть оффшорные прокладки, которыми так успешно пользуется российский бизнес в Грузии…

Зачем это нужно? Контроль над портом Анаклия – это часть глобальной задачи по контролю над черноморским побережьем Грузии и предложения Китаю себя в качестве партнера, способного обеспечить стабильность и защиту китайских интересов на постсоветском пространстве в целом.

Кстати, именно с этим связаны недавние протесты в Батуми против строительства химического терминала, который «отравит весь город». Думаю, излишне говорить, что никто никакой химический терминал в Батуми не строят, а строят терминал по отгрузке мочевины. Строит американская компания в порту, принадлежащем казахам. Задача очень простая – вынудить казахов отказаться от батумского порта, как неперспективного. Так что тут тоже будем следить за руками…

А что касается партнерства Китая, как гаранта стабильности мегапроекта «Один пояс – один путь», то пока у Москвы это не очень получается. И не только в Украине и Грузии, но и в том же Азербайджане, иначе бы Пекин не стал бы активизироваться в этом направлении. К страхам Москвы по поводу Анаклии следует, конечно, добавить возможности использования порта в военных целях.

Что касается Китая, подозреваю, что их интерес к Анаклии никуда не делся. Конечно, при тех раскладах, которые есть сейчас, превращение Анаклии в чисто китайский проект вряд ли возможно, поэтому тут китайцы будут работать с теми, кто придет на место компании «Conti Group». Тем более что именно китайские компании являлись главными подрядчиками в строительстве Анаклии до 2012 года. Пекин, несомненно, заинтересован в проекте, а кто и как будет его контролировать для Поднебесной не так уж и важно. Важно чтобы порт был, и была ещё одна альтернатива. Чем больше выбора – тем лучше.

Наиболее вероятным драйвером проекта может быть европейская компания, например французская. Почему бы и нет, такой расклад вполне мог бы удовлетворить и Пекин, и даже при определенных условиях Москву. В пользу этого варианта говорит тот факт,  что ряд европейских компаний уже участвует в проекте. Да и французские связи Б.Иванишвили вполне могли бы оказаться полезными. Про нашего президента умолчу, вряд ли её кто-нибудь подпустит к столь серьезному делу.

В проекте также очень заинтересованы все страны региона. Прежде всего, речь об Азербайджане, Армении и Украине. Если кто-то начнет утверждать, что мол Азербайджану это невыгодно, так как есть железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, это будет или некомпетентность, или политически мотивированная ложь. Ни одна железная дорога не заменит портов и морского транспорта. В свое время некоторые альтернативно одаренные товарищи утверждали, что БТК отнимет работу у грузинских портов. Реальность – рост контейнерных перевозок в портах Грузии в среднем на 20% ежегодно в течение последних пяти лет.  Что касается Украины, то тут думаю всё понятно – достаточно большая доля грузов из порта Анаклия будет идти именно в украинские порты.

И последнее. Крайне интересно – как поведут себя в этой ситуации Соединенные Штаты. Проект Анаклия был отдельной темой разговора во время десятидневного визита премьер-министра Грузии Мамуки Бахтадзе в США. Кроме всего прочего, данный проект уже давно стал символом американского влияния в регионе, а известный американский дипломат Мэттью Брайза, который сегодня является экспертом Atlantic Council, недавно прямо заявил о связи реализации проекта Анаклия с перспективами членства Грузии в НАТО. Сам проект неоднократно упоминался в официальных заявлениях Госдепартамента США по Грузии.

Чем вам не маркер? Так что будем следить за руками…

Гела Васадзе, политический аналитик Кавказского института стратегических исследований, Тбилиси